Кремлёвские куранты (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кремлёвские куранты — пропагандистская пьеса Николая Погодина в четырёх действиях, одиннадцати картинах.
Маруся
Стёпка |
} — дети Романа и Лизы |
С т а р ш и й
Б о р о д а т ы й П о д р у ч н ы й |
} — рабочие |
Д а м а с в я з а н ь е м
Д а м а и с п у г а н н а я, С к е п т и к О п т и м и с т |
} — гости Забелиных |
Действие происходит в Москве , весной-летом (в первой сцене прямо указано — месяц апрель) 1920 года (год определяется по косвенным данным, как год создания Комиссии по разработке Государственного плана электрификации страны под руководством Г. М. Кржижановского , см. ниже). В Советской России новое правительство под руководством В. И. Ленина разрабатывает планы коренного переустройства народного хозяйства, в том числе план электрификации страны ( ГОЭЛРО ). Нужны специалисты, инженеры-энергетики. В это время инженер Забелин демонстративно торгует спичками у Иверских ворот Китай-города , у самого Кремля , где с 1918 года разместилось Советское правительство . Более того, инженер Забелин открыто осуждает новые порядки, указывает на всеобщую разруху, предрекает скорый конец страны. Особенно сильные эмоции вызывают у него остановившиеся главные часы страны — Кремлёвские куранты . Естественно, это становится известным Ф. Дзержинскому — председателю ЧК …
Несмотря на то, что в пьесе показаны многие ужасающие реалии того времени — голод (между прочим сообщено даже содержание пайка госслужащих — варёная каша), разруха, выброшенные за борт жизни люди, показано даже как чекисты забирают людей без всякого ордера на арест — пьеса написана с таким пропагандистским эффектом, что оставляла удивительно светлое общее впечатление оптимистичным, жизнеутверждающим, отеческим образом вождя — В.И. Ленина, всеосведомлённостью Ф. Дзержинского, взвешенностью принимаемых им решений, наивной чистотой и заряжённостью на созидание матроса Рыбакова, тем, что жизнь налаживается, инженер Забелин находит очень нужную стране и ему работу, молодые люди — Маша и матрос Рыбаков — друг друга, даже Кремлёвские куранты начинают идти!
Даже после переработки в 1950-х годах пьеса имела явно идеологизированные сцены: Забелин бранится со священником , судя по речам инженера, слова попы и жулики для него синонимы.
Пьеса написана в 1939 году (1-я редакция), 2-я редакция была подготовлена в 1941 году, 3-я — 1955 и 4-я — 1956 (без Сталина).
Впервые поставлена Ленинградским Большим драматическим театром в 1940 году, режиссёр и исполнитель роли Ленина — Ефим Альтус .
22 января 1942 года пьесу показал МХАТ в эвакуации в Саратове (руководитель постановки В. И. Немирович-Данченко , режиссёры Л. М. Леонидов , М. О. Кнебель , художник Дмитриев; Главные действующие лица и исполнители: Ленин — А. Н. Грибов , Рыбаков — Б. Н. Ливанов , Забелин — Н. П. Хмелёв , Маша — С. С. Пилявская , Чуднов — А. И. Чебан ). Постановка была удостоена Сталинской премии в 1942 году.
Затем пьеса шла во многих театрах страны (уже к 1942 году она была в репертуаре 300 театров).
Некоторые исполнения ролей в спектакле стали классическими: Часовщик — Б. Я. Петкер во МХАТе.
В 1959 году исполнитель роли Ленина в постановке 3-й редакции во МХАТе (1956) Б. А. Смирнов был удостоен Ленинской премии.
Ленинской премии в 1959 году за трилогию «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая» был удостоен автор Николай Погодин.