Гельман, Александр Исаакович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман (род. 25 октября 1933 , Дондюшаны , Бессарабия , Королевство Румыния ) — советский и российский драматург , сценарист , поэт, публицист, общественный и политический деятель. Член ЦК КПСС (1990—1991). Народный депутат СССР (1989—1991).
Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился в бессарабском местечке Дондюшаны (ныне — райцентр Дондюшанского района Молдавии ) в семье Исаака Давидовича (1904—1981) и Мани Шаевны (1910—1942) Гельман. В начале войны семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии , где погибла его мать . Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе так называемого марша смерти ; в итоге из 14 депортированных членов его семьи до освобождения дожили только он и его отец .
После войны вернулся с отцом в Дондюшаны , где ещё три года учился в школе, потом поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах (1948—1951). Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы. После окончания Львовского военно-политического училища (сухопутных войск) имени Щорса (1952—1954) на протяжении 6 лет служил в армии в звании старшего лейтенанта, был командиром подразделения 410 полка береговой обороны Черноморского флота в Севастополе (1954—1957), затем отдельного подразделения 39 узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота (1957—1960) . С 1960 года жил в Кишинёве , работал фрезеровщиком на заводе « » (1960—1963) . В 1960—1963 годах учился на заочном отделении Кишинёвского университета .
С 1964 года работал в Киришах диспетчером 99 СМУ 46 треста « » на строительстве нефтеперерабатывающего завода , в 1966 году переехал в Ленинград . С 1966 по 1970 год работал корреспондентом ленинградских газет « Смена » и « ». Писал пьесы, вступил в КПСС. В 1970—1976 годах был членом профкома ленинградских драматургов. В 1978 году переехал в Москву, где тесно сотрудничал со МХАТом .
На XXVIII Съезде КПСС в июле 1990 года избран членом ЦК КПСС . В 1989 году избран народным депутатом Верховного Совета СССР от Союза кинематографистов СССР , входил в Межрегиональную депутатскую группу . Вышел из партии в 1990 году (формально выведен из состава ЦК КПСС на январском Пленуме ЦК 1991 года).
В октябре 1993 года подписал « Письмо сорока двух », о чём спустя 20 лет не сожалел .
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ . В 2003 году — письмо против войны в Чечне .
В марте 2014 года подписал письмо КиноСоюза своим коллегам с Украины, поддерживающее Евромайдан и осуждающее возможную российскую военную интервенцию на Украину . В мае 2018 присоединился к заявлению российских литераторов в защиту украинского режиссёра Олега Сенцова , осуждённого в России .
В марте 2020 года подписал обращение против принятия поправок к Конституции РФ, предложенных президентом Путиным .
В сентябре 2020 года подписал письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии .
Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой.
С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — « » и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм « Премия »; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Товстоноговым в БДТ и, под названием «Заседание парткома» — О. Ефремовым , шедшей с неизменными аншлагами во МХАТе . Кульминацией спектакля является пронзительный монолог руководителя парткома Соломахина ( Евгений Евстигнеев ), который заканчивается репликой обращенной в зал: «Товарищи! Мы члены Коммунистической партия Советского Союза , а не члены партии треста №101! Нет такой партии! И не будет!!!» (после чего зал обычно взрвался бурными овациями). В некоторых провинциальных театрах, сразу после этих слов Соломатин запевал « Интернационал », который подхватывали остальные персонажи спектакля и зрительный зал.
В середине 1970-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1981), «Скамейка» (1984), «Зинуля» (1986), в 1994 году, уже МХТ им. Чехова , поставил и «Мишин юбилей» . Острые, злободневные пьесы Гельмана в жанре производственной драмы, с не всегда правдоподобными сюжетами ( А. Смелянский называет их «притчами», а «Протокол одного заседания» — «социологической сказкой про советскую жизнь» ), но всегда нацеленные на изучение механики советской жизни, для Ефремова, по словам критика, становились «утолением социальной жажды» .
Пьесы Гельмана ставили театры более чем тридцати стран .
В годы Перестройки А. Гельман пьесы уже не писал: «драма как превращённая игра гражданских и политических интересов, не могущих выразиться естественным путём», пишет А. Смелянский, исчерпала себя как для самого драматурга, так и для театра , — он вернулся в журналистику, вёл рубрику в журнале « Искусство кино », был политическим обозревателем газеты « Московские новости ». Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х годов. Опубликовал также два сборника стихов и несколько книг эссеистики.
Почётный доктор гуманитарных наук ( Калифорния , США ).