Interested Article - Костолевский, Игорь Матвеевич

И́горь Матве́евич Костоле́вский (род. 10 сентября 1948 , Москва ) — советский и российский актёр театра, кино и дубляжа; народный артист РФ ( 1995 ) . Лауреат Государственной премии РФ ( 2000 ). Президент российской национальной театральной премии « Золотая маска » (2017—2023).

Биография и творчество

Ранние годы

Родился в семье руководителя Всесоюзного объединения « » Министерства внешней торговли СССР Матвея Матвеевича Костолевского (1908—1993) и Витты Семёновны Костолевской (1910—2011). Как председатель Всесоюзного экспортного объединения Народного комиссариата внешней торговли СССР (НКВТ) отец в годы Великой Отечественной войны руководил отправкой и разгрузкой военных поставок в северных портах СССР , был награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени ; его жена и старший сын Валерий (род. 1937) в это время находились в эвакуации в Казани .

В детстве занимался боксом, но с годами понял, что драться — это не лучший способ отстаивать свою правоту . Окончив школу, два года работал испытателем в [ источник не указан 1114 дней ] , затем в 1966 году поступил в Московский инженерно-строительный институт .

Начало театральной и кинематографической карьеры

На третьем курсе Костолевский ушёл из института и после неудачной попытки сдать экзамены в Школу-студию МХАТ — поступил в ГИТИС на курс Андрея Александровича Гончарова . Ещё в студенческие годы Игорь с большим воодушевлением исполнял характерные роли. Окончив институт в 1973 году и оказавшись в числе трёх лучших выпускников, Костолевский поступил в труппу академического театра имени Вл. Маяковского , с которым связана почти вся его сценическая карьера. Уже в первые годы делил гримёрку с Владимиром Самойловым , Борисом Тениным , выходил на сцену с Арменом Джигарханяном , Натальей Гундаревой . Играл в спектаклях «Характеры» В. Шукшина , «Свои люди — сочтёмся» А. Островского , «Кин IV» Г. Горина . О работе в театре при А. А. Гончарове, который дал актёру амплуа «комедийный простак» , Костолевский, занятый в начале карьеры в основном в массовках, потом вспоминал, что благодарен главному режиссёру за то, что тот поставил его в экстремальные условия, когда нужно было выживать. «Это была тяжёлая, но полезная школа», — признал Костолевский уже в зрелые годы .

Костолевский начал сниматься в 1970 году , дебютировав в картине «Семья как семья». Обладая благородной, запоминающейся внешностью, высокий и элегантный актёр с бархатным голосом, кудрявой головой и рыцарскими манерами с самого начала кинематографической карьеры и на многие десятилетия прочно вошёл в амплуа романтического героя, героя-любовника, мелодраматического персонажа . Два года спустя Костолевский сыграл друга Сони Гурвич в фильме Станислава Ростоцкого « А зори здесь тихие ». Особенностью этой роли было почти полное отсутствие текста у персонажа Костолевского и обилие немых сцен с крупными планами, где огромное значение имела игра глаз. Киноведами отмечалось, что молодому актёру удалось продемонстрировать поразительную естественность кинематографического бытия, добиться максимальной человеческой достоверности созданного им образа.

Популярность в театре и кино. Главные роли

Настоящую популярность в кино принесла Костолевскому его первая главная роль — декабриста Ивана Анненкова в фильме « Звезда пленительного счастья » ( 1975 ) Владимира Мотыля . Режиссёра фильма о декабристах привлекли одухотворённость внешнего облика Костолевского, выразительность созданного им образа, сочетавшего в себе робость и страсть одновременно, способность Игоря убедить зрителей в реальности своего кавалергарда, «прочный запас человечности». В героико-романтической ленте, имевшей бурный успех, критиками отмечены характерные черты актёрской манеры Костолевского — интеллектуальное обаяние, эмоциональная открытость, мягкость в сочетании с грустной иронией, незаметно переходящей в лиризм. Эти качества проявились и в комедийной мелодраме « Безымянная звезда » Михаила Козакова ( 1979 ): обе картины сделали Костолевского, по оценке Первого канала , «кумиром миллионов», «покорителем женских сердец». После выхода на экран этих фильмов Игоря стали узнавать на улицах . Новую волну популярности актёру принесла роль советского разведчика Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации «большой тройки» — Сталина, Рузвельта, Черчилля в остросюжетном политическом детективе « Тегеран-43 » (1980). Режиссёр фильма Владимир Наумов особо выделял мужественное начало в актёре . Работая над ролью, Костолевский познакомился и консультировался с прототипом — легендарным советским разведчиком Геворком Вартаняном . Песня « Вечная любовь » на музыку Жоржа Гарваренца в исполнении Шарля Азнавура стала всемирным хитом и прочно ассоциируется с образом героя Костолевского. Спустя 30 лет оркестры московских ресторанов, увидев входящего в заведение Костолевского, принимаются исполнять эту ностальгическую мелодию .

Высокие оценки киноведов получили работы Костолевского в фильмах «Весенний призыв» ( 1975 , режиссёр П. Любимов) и, особенно, « Ася » ( 1977 ) режиссёра И. Хейфица (c Еленой Кореневой ), где роль актёра строилась на свойственном ему мягком обаянии и сдержанной непосредственности. Вместе с тем некоторые критики отмечали, что режиссёров каждой новой мелодрамы привлекает «милая типажность» Костолевского, что в годы молодости причислялось к профессиональным недостаткам артиста. Поняв это, артист решительно освобождался из плена стереотипов, выбирая для себя разноплановые роли, не основанные на внешней привлекательности персонажа .

В 1978 году Костолевский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за исполнение роли Евгения Столетова в шестисерийном телефильме «И это всё о нём» . Романтизм сочувственно созданного актёром трагического образа погибшего в расцвете сил молодого героя вкупе с волнующей музыкой Евгения Крылатова способствовал необыкновенной популярности этого фильма. Вскоре Костолевский вступил в КПСС . В 1984 году Игорю было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР . Событием 1985 года стала мелодрама « Законный брак » Альберта Мкртчяна , где актёр в дуэте с Наталией Белохвостиковой с обжигающей правдой жизни сыграл тему похороненной войной любви в сопровождении музыкального шедевра Исаака Шварца . В этом фильме Костолевский впервые виртуозно станцевал в кадре чечётку . По опросу журнала « Советский экран » Костолевский был признан Лучшим актёром 1986 года .

Наиболее значительными работами в Театре им. Маяковского стали пьеса «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова, где Костолевский обнаружил лирико-комедийный талант, «Дикарка» А.Островского, где актёр действовал в более широком диапазоне — от лирики до фарса, «Бег» М.Булгакова, чеховская «Чайка» (Треплев), где дуэт с Татьяной Дорониной в роли Аркадиной строился, по оценке критиков, на притягательности несовместимого. Важной для Костолевского стала роль парикмахера-лауреата по прозвищу Кинг в постановке Бориса Морозова по пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришёл!» (1983), где актёр впервые в своей карьере исполнил персонажа с притягательной магией неопределённости. По мнению театроведов, провидчески сыгранный Костолевским Кинг оказался предтечей образа нового русского , нувориша 1990-х, хотя и с опережающей смутное время уверенностью в том, что духовное содержание жизни является непременным условием счастья. В поставленном Петром Фоменко спектакле «Плоды просвещения» по Л.Толстому , в «Круге» по С. Моэму , в «Кине IV» по Г. Горину Костолевский, согласно оценке критики, обнаружил «яркое комедийное дарование, замечательное владение секретами трагикомедии».

На зарубежных площадках

Обогатило творческую палитру Костолевского сотрудничество с зарубежными театральными режиссёрами. Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии , уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила. В спектакле, длившемся 6 часов, с большой силой раскрылся трагический, бунтарский дар актёра, явившего весь ужас войны, в которой судьба победителя ненамного лучше участи побеждённого. В рецензиях указывалось: «с измождённым лицом, в растерзанной солдатской рубахе он казался посланцем всех ушедших из жизни на поле брани». После возвращения в Россию артист вновь сыграл в «Орестее» на сцене Театра Российской армии по приглашению режиссёра Петера Штайна , но уже роль Аполлона. После этого у Костолевского на родине возобновился весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он был занят в спектаклях «Кин IV», «Нора» Ибсена, «Женитьба» в Театре на Покровке, «Арто и его двойник» у режиссёра Валерия Фокина , а также во множестве других постановок.

Из работ на других сценических площадках выделяются главные роли в спектаклях «В ожидании Годо» (1992, Швейцария), «Виктор, или Дети у власти» (1994, Московский театр сатиры), «АРТ» (1998).

Признание и наше время

Игорь Костолевский и Ингеборга Дапкунайте на церемонии « Золотая маска » 2017 года

В 1995 году Костолевский был удостоен звания народный артист Российской Федерации . В 2000 году актёру присуждена Государственная премия РФ за исполнение роли Подколёсина в спектакле Театра на Покровке «Женитьба» Н. В. Гоголя . Особенность этого необычного действа в том, что актёр на сцене почти недвижим, меняются только его позы и положение тела, а всё внимание зрителя фокусируется на лице мятущегося Подколёсина, на наблюдении за разнообразием «неподвижностей», передающем всю гамму настроений, мыслей и чувств Ивана Кузьмича, меняющихся где-то на дне его души.

В 2004 году, в год столетия со дня смерти Антона Чехова , в рамках антологии рассказов русского классика на «Радио России» Костолевский прочитал одну из самых загадочных его повестей « Чёрный монах ». В том же году Игорь снялся сразу в двух сериалах — «Шпионские игры» и «Усадьба». В 2004 году награждён Орденом Почёта [ источник не указан 1114 дней ] .

В 2000-е годы Костолевский — один из самых успешных и востребованных актёров Маяковки, играет по 12-13 спектаклей в месяц . Режиссёр Сергей Арцибашев задействовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подколёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах» .

В сезонах 2013—2014, 2014—2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса , Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», а также в спектакле «Кант» по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса . Снялся в сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Ф.Достоевскому .

За роль Стокмана в спектакле «Враг народа» (2014) удостоен приза XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на московской сцене» в номинации «Лучший актёр» .

Костолевский — член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ. В марте 2017 года, после смерти Георгия Тараторкина , по решению секретариата СТД РФ был избран президентом российской национальной премии « Золотая маска » (до 2023).

В 2023 году Игорь Костолевский удостоен награды «Звезда театрала» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение роли Габито в спектакле «Любовь по Маркесу» в театре имени Маяковского.

Семья

Жена актёра — Консуэло де Авиланд в Кремле , 2015 год.
  • Бабушка — Фейга Зеликовна Косталевская (1866—?) .
  • Брат — Валерий Матвеевич Костолевский (род. 1937), инженер, изобретатель в области бурового оборудования .
  • Первая жена (с 1981 года) — (род. 1957), актриса театра имени Маяковского.
    • Сын — Алексей (род. 1983).
  • Вторая жена (с 2001 года) — Консуэло де Авиланд (род. 1955), французская актриса.
  • Двоюродный брат — Матвей Робертович Костолевский (род. 1942), композитор и дирижёр, заслуженный артист Российской Федерации.

Фильмография

Год Название Роль
1970 ф Семья как семья или Коробовы встречают Новый год студент МАИ
1970 ф В Москве проездом… сержант
1972 ф А зори здесь тихие… Миша, знакомый Сони Гурвич
1975 ф Звезда пленительного счастья Иван Александрович Анненков , декабрист, кавалергард
1975 ф Повторная свадьба Вася
1976 ф Весенний призыв Алик Полухин
1976 ф Степанова памятка Василий Саввич Турчанинов
1977 ф Ася Гагин
1977 ф Слово для защиты Курпенин, одноклассник Валентины и Руслана
с И это всё о нём Евгений Столетов
1978 тф Безымянная звезда Марин Мирою, учитель
1979 ф Гараж сын Милосердова
1979 с Человек меняет кожу Кларк
1980 ф Тегеран-43 Андрей Бородин, разведчик
1981 тф И с вами снова я… Дантес
1981 тф Ошибка Тони Вендиса Тони Вендис
1981 тф Отпуск за свой счёт Юра
1981 ф Сказка, рассказанная ночью студент
1982 тф Алексей Голенищев
1983 тф Рей
1984 ф Прежде, чем расстаться Юрий Александрович
1985 ф Законный брак Игорь Волошин
1986 ф Александрас
1986 ф По главной улице с оркестром Игорь
1986 ф Прости Кирилл
1987 ф Гобсек Максим де Трай
1987 ф текст за кадром
1988 ф Шут Игорь Александрович, учитель
1989 мтф Вход в лабиринт Муромцев
1989 кор снимался
1990 ф Вечный муж Вельчанинов
1991 ф Жажда страсти инспектор
1992 ф Миша
1993 тф Завтрак с видом на Эльбрус Павел Александрович Денисов
1993 ф Кодекс бесчестия Сергей Александрович Ребров
1993 ф Александр
1994 ф снимался
1995 ф Андрей
1996 ф Игра воображения Павел Антошин
1998 с Бельский
1998 с Зал ожидания банкир Зимин
2001 ф Русская красавица Владимир Сергеевич
2003 ф Илья
2004 с Аркадий Бимов
2004 2008 с Сергей Матвеев, полковник ГРУ
2006 ф Василий Мазаев
2007 с Война и мир царь Александр I
2008 ф врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
2008 ф Коста
2010 с генерал Игорь Сергеевич, начальник Управления ФСБ
2010 с купец Макар Тихонович Масленников
2010 с Башня профессор Генрих Оскарович Бергер
2010 с Юрий Григорьевич Гальперин
2011 ф врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
2014 с Бесы Степан Трофимович Верховенский
2016 с Виталий Семёнович Рыбаков, крупный столичный чиновник
2020 с Триггер психолог-психотерапевт Александр Андреевич Стрелецкий
2021 с Александр Фёдорович Волков, полковник ФСБ в отставке

Телеспектакли

  • 1973 — — Иконин, студент (в титрах — И.Косталевский)
  • 1980 — — кавалер де Грие
  • 1981 — — Миша Румянцев, дальний родственник Бурова
  • 1985 — — автор
  • 1985 — (телеспектакль по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова « Маскарад ») — князь Звездич
  • 1987 — (театр им. В. Маяковского) — Кинг
  • 1997 — — Подколесин
  • 2002 — — принц Уэльский, он же король Георг IV
  • 2007 — — Подколесин
  • 2009 — — Иван Федорович
  • 2009 — — Плюшкин / генерал-губернатор / князь
  • 2013 — — князь Ираклий Стратоныч Дулебов
  • 2014 — — Иоганн Шульц

Дубляж

Театральные работы

Награды

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 марта 2017. 13 февраля 2019 года.
  2. . Дата обращения: 30 декабря 2009. 15 февраля 2011 года.
  3. . Дата обращения: 22 июня 2016. 7 апреля 2022 года.
  4. Виталий Вульф . .
  5. . Дата обращения: 19 марта 2020. 19 марта 2020 года.
  6. . Дата обращения: 18 марта 2020. 19 марта 2020 года.
  7. : Витта Семёновна Костолевская в Казани работала воспитательницей детских яслей № 30.
  8. . Дата обращения: 16 сентября 2013. 29 ноября 2014 года.
  9. . Дата обращения: 9 сентября 2013. 9 сентября 2013 года.
  10. . Дата обращения: 2 июля 2012. 25 сентября 2013 года.
  11. . Дата обращения: 10 сентября 2013. 25 марта 2013 года.
  12. . Дата обращения: 2 июля 2012. 30 июня 2012 года.
  13. Раззаков Ф.И. Досье на звёзд. Правда, домыслы, сенсации. — М. : ЭКСМО - Пресс, 1998. — 752 с. — ISBN 5-04-000982-8 .
  14. . Дата обращения: 15 декабря 2012. 16 декабря 2012 года.
  15. . Дата обращения: 2 июля 2012. 26 февраля 2012 года.
  16. . Дата обращения: 6 января 2012. 29 декабря 2011 года.
  17. Свистунова О. . На этом посту Костолевский сменит скончавшегося в начале февраля Георгия Тараторкина, возглавлявшего премию с 1993 года . ТАСС (13 марта 2017). Дата обращения: 11 июня 2017. 11 июня 2017 года.
  18. от 5 марта 2016 на Wayback Machine : фамилия всех членов семьи записана как Кост а левский (так же и в эвакуационных списках военного времени — и ).
  19. . Дата обращения: 19 марта 2020. 27 декабря 2019 года.
  20. . Дата обращения: 19 марта 2020. 19 марта 2020 года.
  21. . Дата обращения: 19 марта 2020. 19 марта 2020 года.
  22. www.mayakovsky.ru. Дата обращения: 30 мая 2019. 5 июня 2019 года.
  23. . Дата обращения: 4 июля 2018. 13 января 2018 года.
  24. Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  25. . Дата обращения: 26 октября 2016. 26 октября 2016 года.
  26. . Дата обращения: 5 апреля 2020. 28 февраля 2020 года.
  27. Новокрещенова, Татьяна Власова | Фото: архив редакции, Валерия (амер. англ.) . teatral-online.ru . Дата обращения: 9 января 2024.

Ссылки

Источник —

Same as Костолевский, Игорь Матвеевич