Interested Article - Голосоведение

Голосоведе́ние ( англ. voice-leading , нем. Stimmführung ) — движение голосов (мелодических линий ) многоголосной музыкальной ткани . В более узком смысле (применительно к гармонии ) голосоведение представляет собой линейно-мелодический аспект связи созвучий (существующий наряду с их ладофункциональной связью ) . Особенности голосоведения зависят от целого ряда параметров, а в его нормах отражается стиль музыкально-исторической эпохи .

Общие положения

Последовательное движение тонов в музыке образует отдельную горизонтальную линию, называемую голосом . Совокупность двух и более совместно звучащих голосов составляет фактуру многоголосного музыкального материала . Понятие голосоведения включает в себя движение голоса как самого по себе, так и в соотношении с другими голосами ткани .

Мелодическое движение в данном голосе

Интонационные ходы мелодии данного голоса в общем виде подлежат разделению на плавные (шаги на приму , секунду и терцию ) и скачкообразные (ходы на кварту и более широкие интервалы ) . Поступенным или абсолютно плавным называется движение голоса по большим и малым секундам, а также примам. Чередование плавных и скачкообразных ходов в мелодической линии регулируется закономерностью «мелодического противовеса», согласно которой за скачком следует плавное движение в обратном направлении (скачок «заполняется») или другой скачок (в обратном направлении), а плавное движение сменяется скачком (в направлении, обратном предшествующему движению) .

Фактурные функции голосов

«Роль голоса в многоголосной ткани, определяемая его отношениями с другими голосами, а также собственным строением и характером, есть его фактурная функция» . Ниже приведена классификация фактурных функций голосов для гомофонно-полифонического (смешанного) музыкального склада как обладающего наиболее развитым функциональным составом (классификация по В.Н. Холоповой ) :

  1. Главный голос ;
  2. Побочные голоса :
  3. Бас .

Склад и голосоведение

Музыкального склад определяет специфический набор фактурных функций голосов, вследствие чего можно выделить три основных типа голосоведения :

  1. полифоническое, полифонное, контрапунктическое ( Полифония );
  2. гармоническое, гомофоническое, гомофонное ( Гомофония );
  3. гетерофонно-подголосочное ( Гетерофония ).

В полифоническом голосоведении все голоса мелодически достаточно самостоятельны и равноправны. В гармоническом есть один ведущий голос, как правило верхний, остальные же служат гармоническим сопровождением (обычно организованные в аккорды ), способствуя лучшей выразительности ведущего голоса и добавляя ему определённый гармонический контекст или истолкование. В гетерофонно-подголосочном голосоведении голоса варьируют основную мелодию , часть времени, как правило, двигаясь унисонно или в октаву , а временами расходясь и сливаясь снова .

Взаимодействие голосов

Многообразие линейных движений голосов относительно друг друга сводимо к трём основным видам двухголосия, которые возникают при комбинации движений вверх либо вниз и пребывания на одном месте . Таким образом выделяется прямое, противоположное и косвенное голосоведение.

  • Прямое голосоведение – движение голосов в одном и том же ( восходящем или нисходящем ) направлении;
    • – частный случай прямого голосоведения, при котором интервал шага в голосах совпадает.
  • Противоположное голосоведение – разнонаправленное движение голосов, может быть встречным и расходящимся ;
    • противодвижение – частный случай противоположного голосоведения с одинаковым интервальным шагом .
  • Косвенное (или боковое ) голосоведение – движение одного из голосов на фоне повторяющегося или выдержанного другого . Наряду с параллельным косвенное голосоведение представляет исторически наиболее раннюю форму совместного движения голосов .

В многоголосии возможны комбинации указанных вариантов взаимодействия двух голосов, что служит основанием для возникновения различных смешанных типов голосоведения .

Исторический очерк

Западноевропейская музыка

Начиная с IX века в европейской многоголосной музыке постепенно складывались нормы мелодического движения наложенных друг на друга голосов. Первой техникой полифонического (точнее – квазиполифонического ) письма был так называемый строгий параллелизм , при котором два голоса движутся параллельно в октаву , квинту или кварту . Так, параллельный органум описан в древнейших теоретических трудах, в частности в Musica enchiriadis ( лат. «Учебник музыки») конца IX века. Там же рассматривается косвенное движение голосов .

Движение параллельными терциями и секстами , сохраняющее относительную самостоятельность голосов, появились между XII и XIV веками в техниках ги́меля и фобурдо́на . Осознание терций и секст как кон­со­нансов в XIV в. привело к запрету квинтового параллелизма .

Противоположное движение зарождается в XI веке и становится популярным с XII века, особенно в дисканте (моноритмическом двухголосии). Осознание этого типа голосоведения, обладающего наибольшей выразительностью, привело к закономерному проникновению диссонантных элементов в музыкальную ткань. В трактате Compendium discantus , где описывается состояние гармонии в XI—XII вв., автор устанавливает следующее правило голосоведения: при противоположном движении голосов можно употреблять диссонанс , если ему предшествует консонанс .

Комментарии

  1. В мелодической фигурации терцовые ходы причисляется к неплавному голосоведению .
  2. Имеются ввиду случаи с количеством голосов, превосходящим двухголосное изложение.
  3. Техника многоголосного письма, при которой ведущий (реальный) голос моноритмично удваивается в один и тот же интервал (и прежде всего — в один из совершенных консонансов), нивелирует самостоятельность голосов музыкальной ткани, сводя её к функциональному одноголосию (монодии) .

Примечания

  1. , Голос: «Голос (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое - фактуру муз. произведения».
  2. : «ГОЛОСОВЕДЕ́НИЕ, дви­же­ние со­вме­ст­но зву­ча­щих го­ло­сов, об­ра­зую­щих муз. ткань».
  3. , Голосоведние: «Голосоведение — ведение (движение, развитие) голосов в многоголосном музыкальном произведении».
  4. , с. 381.
  5. , Голосоведение: «Особенности Г. зависят от стилистич. принципов композитора, целых композиторских школ и творч. направлений, а также от того, для какого состава исполнителей написано данное сочинение. В широком плане Г. подчинено как мелодич., так и гармонич. закономерностям. На ведении отд. голоса сказываются местоположение его в муз. ткани (верхний, нижний, средний и т.п.) и исполнит. возможности инструмента, к-рому поручено его исполнение».
  6. : «В нор­мах Г. от­ра­жа­ет­ся стиль муз.-ис­торич. эпо­хи».
  7. Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. Теоретические основы гармонии. — Издание второе. — Москва: Издательство "Музыка", 1965. — С. 198, 200. — 8000 экз.
  8. Степанов А. А. Глава 3. Голосоведение // Гармония. — Москва: Издательство "Музыка", 1971. — С. 31—32. — 22 000 экз.
  9. , с. 384—385.
  10. Красинская Л. Э., Уткин В. Ф. Элементарная теория музыки: Учеб. пособие. — М. : Музыка, 2007. — С. 251. — 334 с. — ISBN 978-5-7140-0764-4 , ББК 85.314, К 78.
  11. , с. 386.
  12. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб. : «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. — С. 211—244. — 368 с. — ISBN 978-5-8114-0406-3 .
  13. , Голосоведение: «Существует три основных типа Г. — полифоническое, гармоническое и гетерофонно-подголосочное».
  14. : «Оно [голосоведение] во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся муз. скла­дом, в за­ви­си­мо­сти от ко­то­ро­го раз­ли­ча­ют­ся или не раз­ли­ча­ют­ся (в ге­те­ро­фо­нии) фак­тур­ные функ­ции го­ло­сов».
  15. , Голосоведение: «Для полифонического Г. характерны мелодичная самостоятельность и равноправие всех голосов. В гармоническом Г. выделяется один ведущий голос, обычно верхний, прочие голоса подчинены ему и служат сопровождением, способствуя наиболее рельефному выделению ведущего голоса и давая ему определённое гармоническое истолкование. В гетерофонно-подголосочном Г. одновременно звучащие голоса являются мелодичными вариантами».
  16. Холопов Ю. Н. Глава 7. Голосоведение // Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 107—110. — 544 с. — ISBN 5-8114-0516-2 .
  17. Фалалеева Е.И. Конспекты музыкально-теоретических тем: учебное пособие / РГПУ им. А. И. Герцена, кафедра музыкального воспитания и образования. — СПб. : «Союз художников», 2020. — С. 26.
  18. , с. 401.
  19. Ирина Русяева. Справочник по элементарной теории музыке. — Москва, 2017. — С. 74.
  20. , с. 402.
  21. .
  22. .
  23. , Франко К.: «Ф. приписывается также трактат "Compendium discantus" (Coussemaker, Scriptorum..., t. I, p. 154), однако расхождения в концепциях обоих трактатов делают его авторство сомнительным.».
  24. Асен Карастоянов. Полифоническая гармония / пер. с болг. Г. Стояновой и К. Савченко. — М. : Музыка, 1964. — С. 7. — 160 с.

Литература

  • Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии: Учеб. пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. — С. 321. — 368 с. — ISBN 5-7455-0742-х.
  • Григорьев С. С. Глава XXII. Голосоведение // Теоретический курс гармонии: Учебник. — М. : Музыка, 1981. — 479 с.
Источник —

Same as Голосоведение