Голицын, Николай Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Борисович Обухов ( 10 [22] апреля 1892 , село Ольшанка , Курская губерния — 13 июня 1954 , Сен-Клу , под Парижем ) — русский и французский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов; разработал собственную систему нотации .
Детство и юность провёл в Москве , в семье потомственных музыкантов (двоюродный брат певицы Надежды Обуховой ). С шести лет играл на скрипке и фортепиано, с десяти регулярно посещал оперу. Первые собственные сочинения (этюды, романсы) относятся к 1910 году . C 1911 года учился в Московской консерватории , в 1913 — 1916 годах — в Санкт-Петербургской консерватории , где среди его учителей был Николай Черепнин . В 1918 году эмигрировал через Константинополь в Париж, там и провёл всю жизнь. Обухова поддерживал М.Равель , считавший его гением, за его путём с интересом следил Борис де Шлёцер . Он дружил с дирижёром С.Кусевицким , пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брольи, входил в круг журнала « Ревю мюзикаль» . Сочинение Обухова Вступление к Книге жизни , в 1926 году исполненное в Париже оркестром под управлением С.Кусевицкого, произвело сильное впечатление на С.Прокофьева , что отмечено в его дневнике.
Определяющими для Обухова в музыке были искания позднего Скрябина , в философии — идеи Вл. Соловьёва . Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом , Скрябиным и Айвзом , сближают его мистериальную музыку с русским космизмом . Обухов тяготел к теософии , выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже ( 1925 ).
Он на 8 лет раньше Шёнберга и параллельно с Хауэром , но независимо от него к 1914 году разработал в трактате « Абсолютная гармония» концепцию 12-тоновой атональной техники .
Примерно в это же время, около 1915 года , Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н. Метнера , с которым Обухов поделился своим замыслом.
Обухов одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир , Кристалл , Волны и, наиболее известный, Звучащий крест ( 1929 , см.: ), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки . Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом ) .
Автор изданного в 1946 году теоретического « Трактата о гармонии тональной, атональной и тотальной» .
Ряд сочинений Обухова подписан французским именем Nicholas l’Extasié (Николай Экстатический).
Из более чем 50 музыкальных сочинений Обухова изданы лишь несколько. Его Opus Magnum, грандиозная и незавершенная музыкальная утопия « Книга жизни» , над которой он работал с 1917 года , остается в рукописи. В 2000-е годы сочинения Обухова все активнее исполняют в Европе (Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция). Среди его исполнителей — пианистки Нино Баркалая и Дженни Лин, фортепианный дуэт Изабель и Флоранс Лафитт, пианисты Джей Готтлиб и Александр Райхельсон, ученица Л.Термена Лидия Кавина , оркестры под управлением Рейнберта де Леу , Паскаля Рофе и др.
Произведения Н.Обухова вошли в программу Московского музыкального форума « Франкофония» ( 2010 ).
Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова, а с 1957 года по инициативе А. Онеггера была учреждена премия им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.
{{
cite news
}}
:
no-break space character в
|title=
на позиции 9 (
справка
)