Interested Article - Хлысты

Радение хлыстов

Хлысты́ , или христовове́ры , — одна из старейших русских внецерковных религиозных сект , экстатическая разновидность духовных христиан , возникшая в середине XVII века среди православных крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины «хлысты» («хлыстовщина») и «христововеры» («христовщина»). Наименование «хлысты» происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от видоизменённого слова «христы», так как официальные духовные лица считали неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа .

В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской , Самарской и Оренбургской областях, Краснодарском крае и на Северном Кавказе .

Происхождение

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства . Во-вторых, гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов , а через них ещё более древнего манихейства . В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом . Наконец, в-четвёртых, это точка зрения, также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века : преимущественно русской православной традицией исихазма с идеей « обожения » и радикальными толками старообрядчества .

История

Основатель « Старого Израиля » Перфил Петрович Катасонов

По мнению П. И. Мельникова-Печерского , хлысты существовали уже при Иване Грозном . Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии , в приходе Егорьевском, на горе Городина , сошёл на землю сам Господь Саваоф , вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Господь Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «христами» (помимо «христов»-преемников в каждой общине также были свои «христы»). Первым «христом» стал Иван Тимофеевич Суслов , проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии . Второй «христос» — Прокопий Данилович Лупкин , живший сначала в Нижнем Новгороде , а позднее в Москве . При «христах» были и «богородицы»: имя первой неизвестно, а вторую звали Акулина Ивановна . В 1716 , 1721 и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела о хлыстах. По указу императрицы Анны Иоанновны от 7 июня 1734 г. можно судить о популярности христоверия не только среди крестьянства, но и среди «разных чинов людей». В этой «ереси были многие князья, бояре, боярыни и другие разных чинов помещики и помещицы; из духовных лиц архимандриты, настоятели монастырей». Там же отмечается, что имелись целые монастыри, мужские и женские, поголовно уклонявшиеся в хлыстовщину . Существуют гипотезы о связях с хлыстами православных архиереев Досифея Ростовского и Питирима Нижегородского . В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре , в котором они пользовались влиянием среди монашествующих .

Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жёстко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие «христом» лишь своего единственного руководителя и чётко отделявшие себя от иных общин:

Общины

Отдельные общины хлыстов назывались «кораблями». Они понимались в качестве «внутренней», тайной церкви, в отличие от «внешних» православных церквей . Корабли были совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоял «кормщик», называемый также «богом», «христом», « пророком », « апостолом » и т. п. Каждый «кормщик» в своем «корабле» пользовался неограниченной властью и громадным уважением. Также в общине могла быть «кормщица», которая называлась также «восприемницей», «пророчицей», «богородицей», «матушкой» и т. п.

Вероучение

Хлысты учили, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом , второй — сатаной . Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица , Богородица , архангелы , ангелы и святые угодники. Что представляют собой Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняли. Возможно, что под этими названиями они подразумевали не личностей, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же Божественного существа.

С этим взглядом у хлыстов соединялось учение о воплощениях Божества в человеке ( 2Кор. ), раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределённое количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец « Саваоф », в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос ; на многих «накатывает» Дух Святой . Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним «христом» является другой. Воплощение могло совершаться путём естественной передачи «христом» своего «духа» родному сыну, но чаще достигалось через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

В целом хлысты провозглашали строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и является наказанием за первородный грех. По некоторым свидетельствам, признавалось переселение душ .

Отрицались священники , святые , государство и священные книги, так как ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух .

Обряды

Хлысты не признавали церковную обрядность, хотя в целях конспирации могли посещать православные церкви. Богослужения хлыстов ( радения ) проходили ночью и состояли в молитвах, пении, самобичевании и танце-кружении, при котором они доходили до состояния экстаза . Во время радений исполнялись собственные духовные песни, являющиеся важным источником для понимания мировоззрения хлыстов .

Русская интеллигенция и хлысты

В начале XIX века среди высших слоёв российского общества распространилось увлечение масонством и мистицизмом , в том числе хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель « » Александр Лабзин , художник Владимир Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения , председатель Библейского общества Александр Голицын . Чиновник и писатель Павел Мельников (Печерский) , помимо антисектантских исследований, написал о быте хлыстов в романе «На горах». Исследователи народнического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ Василий Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Николай Клюев . Описание хлыстовского радения присутствует в третьей части романа Максима Горького « Жизнь Клима Самгина ». Существует неподтверждённое фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина .

Ответвления и близкие группы

В искусстве

Упоминание хлыстов или хлыстовства имеется в следующих произведениях искусства:

Примечания

  1. Добротворский И. Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан. — Казань, 1869.
  2. Реутский Н. В. Люди Божьи и скопцы. Историческое исследование (из достоверных источников и подлинных бумаг). — М. , 1872.
  3. Мельников П. И. Тайные секты. — Полн. собр. сочинений. — СПб. , 1909. — Т. 6.
  4. Щапов А. П. Умственное направление русского раскола. — Собр. сочинений: в 3 т. — СПб. , 1906. — Т. 1.
  5. Попов С. Н. Русский гносис: общины христововеров // Теология и религиоведение: сб. науч. ст. — Барнаул, 2002. — Вып. 1 .
  6. Барсов Н. . — СПб. , 1869. 22 ноября 2011 года.
  7. Милюков П. Н. Часть II // Очерки по истории русской культуры. — 4-изд. — СПб. , 1905.
  8. Панченко А. А. . — М. , 2002. 29 сентября 2007 года.
  9. Берман А. от 29 сентября 2007 на Wayback Machine
  10. Мельников П. И. (Андрей Печерский) . Тайные секты (1868).
  11. А. В. Черныш от 30 мая 2019 на Wayback Machine : XVIII — начало XX века
  12. Сельская молодёжь , 09.04.2004. от 5 февраля 2022 на Wayback Machine
  13. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы 19 в. — 1917 г.). — М. , 1965.
  14. «Потом, взяв благословение у оной предводительной особы с низким наклонением и целованием руки, <…> плясали кругом по избе как кто мог, высоко подскакивая, и сказывали, что на такое плясание или паче шатание поднимал их Дух Святой, приводя на то пребезумным развратом оное у пророка слово Божие: „вселюся в них и похожду“ , что глаголал Бог, обещая верным Своим Свое неотступное присутствие, ведуще их на путь спасения, а не к так шаленому движению». Мельников П. И. (Андрей Печерский) , «Тайные секты», 1868 г.
  15. Рождественский А., свящ. Христовщина и скопчество в России. М., 1882.
  16. Кондратьев А. от 26 июля 2012 на Wayback Machine
  17. / Ред., сост. Т. С. Рождественский, М. И. Успенский. — СПб. , 1912. 16 июля 2015 года.
  18. Уймович-Пономарев П. Земледельческое братство, как обычно-правовой институт сектантства // Северный вестник. — 1886. — № 9, 10 .
  19. Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. — М. , 1905.
  20. Бонч-Бруевич В. Д. Раскол и сектантство в России // Избр. атеистические произведения. — М. , 1973.
  21. Эткинд А. от 16 июня 2013 на Wayback Machine . — М., 1998.
  22. Шмулевич А. // Русский журнал. — 12.02.2007.
  23. Пучков П. И. Религиозный состав населения России, с. 47 // Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 41-53

Литература

  • Берман А. Г. // Антропологический форум. — 2019. — № 43. — С. 113—150.
  • Берман А. Г. : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Чебоксары, 2006. — 259 с.
  • Берман А. Г. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38. — № 3. — С. 38 — 62.
  • Берман А. Г. // Исследования по истории Чувашии и чувашского народа : Сборник статей — Чебоксары : Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2004. — С. 76 — 98.
  • Берман, А. Г. Секта хлыстов в России: ранняя история и религия — Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2020. — 225 с. — ISBN 978-5-88297-474-8.
  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. — М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. — СПб., 1905.
  • Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. — М., 1922.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». — М., 1917.
  • Дело о скопце камергере Еленском // ЧОИДР, 1867, т. 63, кн. 4, октябрь-декабрь. — М., 1867.
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. — СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • // / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 546—548. — 624 с. — 4000 экз. ISBN 5-250-01818-1 .
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). — М., 1965.
  • Коновалов Д. Г. Хлыстовство и трезвенничество как религиозные явления. — М., 1913.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кудинов Н. Ф. Столетие молоканства в России. 1805—1905. Баку, 1905.
  • Кулаков А. Е. Религии мира. — М. : Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7 .
  • Майнов В. Н. Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов (Ссылка его в Спасо-Евфимьев монастырь) // Исторический вестник, 1880, апрель, т. 1.
  • Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отдел II. Свод сведений о скопческой ереси из следственных дел // ЧОИДР, 1872, т. 81, кн. 2, апрель-июнь. — М., 1872.
  • Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России. Вып. VII. Чемреки. / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1916.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. II. Животная книга духоборцев / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1909.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Новый Израиль / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1911.
  • Молоствова Е. Иеговисты. Жизнь и сочинения капитана Н. С. Ильина. Возникновение секты и её развитие. — СПб., 1914.
  • Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси. — СПб., 1845.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. — М., 1983.
  • Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. — Киев, 1882.
  • Панченко А. А. Христовщина и скопчество : фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — Москва : О.Г.И., 2002. — 542 с. — ISBN 5-94282-106-2.
  • Поэзия и проза сибирских скопцов. Издание Г. П. Меньшенина. — Томск. 1904.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. — Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. «Братцы» и трезвенники. Из области религиозных исканий. — М., 1912.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. — М., 1905.
  • Рождественский А. Хлыстовщина и скопчество в России. — М., 1882.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. — СПб., 1912.
  • Розанов В. В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). — СПб., 1914.
  • Сахаров Н. Последнее движение в современном скопчестве // Христианское чтение, 1877, т. VII—VIII.
  • Сергазина К. Т. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38. — № 3. — С. 63 — 83.
  • Сергазина К. Т. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2017. — Т. 35. — № 2. — С. 105—122.
  • Сергазина К. Т. . — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2015. — 239 с. — ISBN 978-5-7281-1673-8.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. — СПб., 1912.
  • Толстой В. С. О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье // ЧОИДР, 1864, т. 51, кн. 4, октябрь-декабрь.
  • Тульпе И. А. Религиозное скопчество как русский карнавал // Смыслы культуры. — СПб., 1996.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001.
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. — № 2. — С. 87—100.
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. — М., 1991.
  • Философов Д. В. Неугасимая лампада. — М., 1912.
  • Фукс В. Я. Из истории мистицизма. Татаринова и Головин // Русский вестник, 1892, январь.
  • Харламов И. Духоборцы // Русская мысль, 1884, № 11.
  • Щапов А. П. Земство и раскол. — СПб., 1862.
  • Щапов А. П. Умственные направления в русском расколе // Дело, 1867, № 10—12.
  • Эткинд А. М. / Кафедра славистики Университета Хельсинки . — М. : Новое литературное обозрение , 1998. — 688 с.
Источник —

Same as Хлысты