Interested Article - Радение

Раде́ние — форма коллективного богослужения у некоторых направлений духовных христиан ( хлысты , скопцы , молокане-прыгуны и др.), характеризующаяся исполнением эмоциональных песнопений и ритуальных танцев, как правило, связанных с круговым движением, с целью приведения участников в экстатическое состояние .

Помимо применения в отношении упомянутых христианских течений, термин «радение» используется в религиоведческой литературе применительно к близким по содержанию ритуалам в других религиозных конфессиях, в частности, к ритуалу сама в суфизме .

Происхождение

Ясного представления о происхождении традиции проведения и техники радений на данный момент нет. Существует ряд гипотез:

Формы проведения

Радение хлыстов

Как правило, радения организовывались в ночь накануне некоторых праздников православной церкви , а также дат, отмечаемых сторонниками соответствующего религиозного направления (у скопцов — день наказания К. Селиванова 15 сентября, у хлыстов — знаменательные дни из жизни их основателей И. Суслова и Д. Филиппова ). Собрания организовывались в особых помещениях, именовавшихся «Сионскою горницей», «Иерусалимом», «домом Давидовым». В ходе радения зачитывались отрывки из Библии и святоотеческой литературы , сказания из жизни основателей духовного христианства, исполнялись православные песнопения и сочиненные самими духовными христианами «распевцы» и «стихи», совершались моления перед иконами . Участники одевались в специальную богослужебную одежду, включавшую в себя длинную белую рубаху и совершали особые ритуальные действия, выражавшиеся в синхронном передвижении по помещению.

У хлыстов и скопцов выделяются не менее восьми способов радений:

  • «в одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» кружились на одном месте с ускорением;
  • «в схватку»: двое (обычно мужчина и женщина) обнимаются и начинают кружиться по всему пространству комнаты;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «круговое»: проводилось аналогично «одиночному», с той разницей, что в нем принимали участие все собравшиеся, выстроившись двумя кругами: круг мужчин кружился направо, а круг женщин налево;
  • «в расходку» («крестиком», «Петров крест»): 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • «ткать цветы и ленточки» ( «экосеза» ): три человека становятся напротив других трех и перебегают между друг другом с одной стороны на другую;
  • «уголышком»: в каждом углу комнаты становятся по одному, по два, по три человека и более; перебегают из одного угла в другой, немного постоят, потрясутся и бегут обратно.

У телешей

Согласно ряду утверждений, представители одной из разновидностей хлыстовства, телеши (от «телешиться» — раздеваться ), проводили радения обнажёнными .

В политике

«Почему мы сейчас должны пойти и взять на вооружение джазовскую музыку? Скажут, что это новшество. А как тогда называется этот танец?.. Свист или вист? Твист? Ну а что это?!! Говорят, есть секта — трясуны. Да-да, есть такая. Трясуны!!! Я знаю это по произведениям чекистов. Они этим занимаются. Я их (трясунов) не видел, но они (чекисты) мне докладывали, что это за секция... Говорят, там так танцуют!!! То есть до исступления, понимаете ли. Потом падают, понимаете ли. И это танец?!!».

Н. С. Хрущёв . Выступление на встрече с интеллигенцией в Доме приёмов ЦК КПСС 17 декабря 1962 года .

Примечания

  1. «В суфийскую практику Руми активно вводит сама — радения под музыку с пением и декламацией стихов, включавшие в себя танец как важный элемент психотехники» (с. 367); «Коллективные зикры отправлялись только громким голосом в ночь на пятницу (священный день у мусульман) или во время радений (сама)» (с. 371); «Другой формой коллективной психотехники были радения (сама), «блаженные слушания», то есть молитвенные собрания, предполагавшие распевание мистических стихов (например, Джалал ад-дина Руми)» (с. 372). Торчинов Е. А. «Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника». Санкт-Петербург, «Петербургское Востоковедение», 1997. ISBN 5-85803-078-5 .
  2. «Формулу зикра, которую следовало хранить в тайне, мурид получал в устной форме от своего духовного наставника при посвящении, во время сеансов мистических радений (ас-сама‘ ) она чередовалась с текстом «слушания» (§ 1); «Мистические радения, или «слушание» (السماع ас-сама‘ ), — отличительная черта суфийской практики, «врата в экстаз» (§ 2); «Мистический экстаз, транс (الوجد ал-ваджд) — особое экстатическое состояние, вызываемое с помощью сеанса радения (ас-сама‘)» (§ 3); «Ад-Дарбанди (Райхан, 110б) признает, что ношение рубища должно ограничиваться исключительно рамками церемониального использования, а именно обряда мистических радений (ас-сама‘ ), а для всех остальных случаев «нет для хирки оснований ни в шари‘ате, ни в тарикате» (§ 7). Аликберов А. К. «Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI-XII вв.)» / А. К. Аликберов. Ответственный редактор С. М. Прозоров — М.: Вост. лит., 2003. — 847 с: ил., карты. — (Культура народов Востока : Материалы и исслед.: Осн. в 1969 г. / Редкол.: Ю.А. Петросян (пред.) и др.). — ISBN 5-02-018190-0 (в пер.). Часть третья. Глава IX. «Суфийская практика».
  3. Щапов А. П. Умственное направление русского раскола. — Собр. сочинений: в 3 т. — СПб. , 1906. — Т. 1.
  4. Попов С. Н. Русский гносис: общины христововеров // Теология и религиоведение: сб. науч. ст. — Барнаул, 2002. — Вып. 1 .
  5. Дата обращения: 10 апреля 2016. 20 апреля 2016 года.
  6. Дата обращения: 10 апреля 2016. 25 апреля 2016 года.
  7. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано из 20 апреля 2016 года.
  8. Дата обращения: 10 апреля 2016. 19 апреля 2016 года.
  9. Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  10. Дата обращения: 4 августа 2016. 11 августа 2016 года.
  11. Дата обращения: 10 апреля 2016. 1 апреля 2016 года.
  12. . Дата обращения: 10 апреля 2016. 18 апреля 2016 года.
  13. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, Выпуск 1. Сергиев Посад, типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908 г. С. 135-136.
  14. Дата обращения: 18 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  15. . Die russischen Sekten. 2 Bände. Hinrichs, Leipzig 1907–1914 (Nachdruck: Zentralantiquariat der DDR, Leipzig 1966). Band 1: Die Gottesleute oder Chlüsten nebst Skakunen, Maljowanzü, Panijaschkowzü u. a. 1907. .
  16. Кондратьев А. В. Психотехники русских мистических сект. М.: Белые альвы, 2015. - 124 с. ISBN 978-5-91464-120-4
  17. «И встав, все перед святыми иконами молились двуперстным сложением с час». Чистович И. А. , «Дело о богопротивных сборищах и действиях». М., 1887. С. 17.
  18. «Баканов, став пред иконами, совершил три поясных поклона <...> После обряда прощения, старший пророк корабля Баканова Василий Блаженный внес в «собор» дымящуюся ладаном ручную кадильницу, приняв которую, Баканов совершил троекратное каждение пред иконами <...> Совершив три земных поклона пред иконами и один с обычным «простите Христа ради» пред собранием, Василий махнул «крылом архангела» <...> Но вот Василий перекрестился к иконе и, оборотясь лицом к средине круга, пустился прыгать с одной стороны в другую <...> Пророк, получивший духа, стал лицом к иконам и, совершив трижды крестное знамение, обратился уже громким голосом к народу: «Христос воскрес из рая, о, живой Бог, Судия»! <...> После чего обратился к иконам и стал креститься <...>». от 16 февраля 2020 на Wayback Machine
  19. Кутепов К. В. «Секты хлыстов и скопцов». Казань, типография Императорского университета, 1882. — 576+2 с. — (Магистерская диссертация). С. 490-497.
  20. «Словарь русских народных говоров». Главный редактор Ф. П. Сорокалетов. М., Институт лингвистических исследований РАН, «Наука», 2011. ISBN 5020278947 . Выпуск 44. ISBN 9785020382756 . С. 9.
  21. С. В. Булгаков , от 26 сентября 2019 на Wayback Machine
  22. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  23. Дата обращения: 21 июля 2020. 19 сентября 2020 года.

Литература

  • Берман А.Г. Мистические секты в Среднем Поволжье в XVIII-XX веке. Чебоксары, 2004.
  • Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
  • Панченко А.А. Хлыстовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002;
  • Панченко А.А. Сборник Василия Степанова // Отреченное чтение в России XVII -XVIII вв. С.467-518.
  • Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное: скопческий путь к искуплению. М., 2002.
Источник —

Same as Радение