Черных, Павел Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Диа́кон ( лат. Paulus Diaconus ; около 720 , Чивидале-дель-Фриули , Фриули-Венеция-Джулия — около 799 , Монтекассино , Кассино ) — лангобардский церковный писатель, историк, агиограф , поэт и лингвист эпохи Каролингов , монах- бенедиктинец . Распространившаяся в среде средневековых книжников традиция называть его по отношению к отцу Варнефридом Младшим в настоящее время признаётся рядом исследователей ошибочной .
Происходил из герцогства Фриули , из семьи знатных лангобардов Варнефрида Старшего и Теуделинды ; его прапрадед Леупихиз прибыл в Италию в 568—569 годах вместе с вождём Альбоином . Имел, как минимум, одного брата Арехиза и одну сестру, имя которой не сохранилось .
Был близок лангобардскому королю Ратхису , при дворе которого в Павии под руководством «грамматика» Флавиана получил прекрасное образование, в частности, помимо латыни , изучал греческий и древнееврейский . Первоначально готовился, по-видимому, стать юристом , для чего изучал « Кодекс Юстиниана » и законы лангобардских королей. По неизвестным причинам предпочёл, в конечном итоге, церковное служение и был рукоположен во диакона , хотя фундаментального богословского образования , судя по всему, так и не получил .
С 763 года, после начала политического кризиса в королевстве лангобардов , проживал при дворе герцога Беневенто Арехиза II . В дальнейшем был придворным писателем и, возможно, секретарём ( лат. cancellarius ) , короля Дезидерия (756—774), а также учителем дочери последнего и, одновременно, супруги Арехиза II Адельперги , по просьбе которой не позже 774 года написал «Римскую историю» ( лат. Historia Romana ) — сочинение компилятивного характера, продолжавшее в христианском духе «Бревиарий» Флавия Евтропия до времён Юстиниана .
После подавления в 776 году фриульского восстания лангобардов, когда за участие в нём Карл Великий увёз в Галлию в качестве заложника его брата Арехиза, Павел удалился в Монтекассинский монастырь . В 782 году, во время пребывания Карла в Италии , Павел обратился к нему с просьбой в форме элегии об освобождении брата , и спустя некоторое время его просьба была удовлетворена . Карл заинтересовался Павлом, уже тогда завоевавшим репутацию учёнейшего человека, писателя и поэта, и пригласил его вместе с Петром Грамматиком и Алкуином в Галлию, где он вскоре стал одним из наиболее авторитетных членов дворцовой Палатинской академии , сблизившись с одним из её членов аббатом Адальгардом Корбийским .
Существует, впрочем, предположение, что Павел подвизался в Монтекассино ещё в юности, в 744 или 763 году, да и в землях франков осел намного раньше, после падения в 774 году лангобардского королевства. Гипотеза о том, что он проживал также некоторое время в близ Чивате , основанная на описании в одном из его стихотворений окрестностей озера Комо , не получила достаточных доказательств .
Около 784 года франкский король доверил ему обучать греческому языку свою девятилетнюю дочь Ротруду , обручённую в 781 году с наследником византийского престола Константином . Возможно, в декабре 786 года Павел сопровождал Карла в его путешествии в Рим , где в январе-феврале следующего года написал житие папы Григория Великого , после чего в марте следующего года отправился с императором в Монтекассино, где и остался, занявшись там трудом по истории лангобардского королевства . Согласно другим данным, ещё весной 786 года он направлен был Карлом к папе Адриану I с посланием, содержавшим просьбу прислать подлинную рукопись «Сакраментария» папы Григория, и тогда же остался в Италии .
Между сентябрём 787-го и маем 788 года Павел составил в Монтекассино эпитафию своему бывшему покровителю герцогу Арихизу . Скончался он не позже 799 года, по-видимому, в Монтекассино , где, вероятно, и был похоронен.
«История лангобардов» ( лат. Historia Langobardorum ) в шести книгах, начатая не позже 787-го и завершённая до 796 года, стала главным историческим трудом Павла, возможно, написанным по инициативе вышеназванного герцога Беневенто Арихиза . В ней он выводит историю своего народа из Скандинавии, а заканчивает смертью в 744 году короля Лиутпранда . Ранее считалось, что Павел банально не успел закончить свой труд, однако советский медиевист - источниковед О. А. Добиаш-Рождественская , тщательно изучив рукописи этого сочинения, пришла к выводу, что автор прервал изложение исторических событий намеренно, поскольку, с одной стороны, не желал описывать эпоху утраты лангобардами своей независимости, а с другой, опасался гнева их завоевателя — всемогущего императора Карла, покровительством которого пользовался сам .
В противоположность современным ему хронистам, Павел поставил в центр своей истории не восхваление королевской власти и апологию церкви, а восхваление подвигами предков своего народа и изложение героических сказаний и генеалогических легенд. Основными источниками ему послужили устные народные предания, анонимное « Происхождение народа лангобардов » ( лат. Origo gentis Langobardorum ) , несохранившиеся Сполетские и Беневентские анналы , а также труды Кассиодора , Иордана , Исидора Севильского , Секунда из Тренто (ум. 612), «История франков» Григория Турского и «Церковная история англов» Беды Достопочтенного .
«История лангобардов» получила большое распространение в средневековой Европе, в основном, благодаря хорошему литературному стилю её автора, при том что с точки зрения современной историографии она содержит немало внутренних противоречий, фактологических и хронологических ошибок. «Предельная ясность изложения, нескрываемая любовь к истине, — писал немецкий историк-источниковед Вильгельм Ваттенбах , — позволявшая ему сообщать обо всем без особых прикрас, и теплота чувств по отношению к своему народу, даже не принимая во внимание славословия и восхваления, особенно наглядно проявляются в передаче им старинных преданий. И если мы сегодня взглянем объективно на практическую ценность его истории, можно смело признать ее совершенно неоценимой: ему мы обязаны сохранением той богатой сокровищницы легенд и фактов истории лангобардов, что не были выдуманы позднейшими книжниками, которую почерпнул он из утраченных источников, а также записью устной традиции. Все это кануло бы в Лету после падения империи, если бы не было с неподдельной любовью увековечено рукою старого монаха» .
Сохранилось не менее 114 списков «Истории лангобардов» , широко известной в Средние века. Её использовали не только хронисты и историки, но и писатели, например, Джованни Бокаччо при работе над « Декамероном » . Впервые она напечатана была в Париже в 1514 году. Научное издание «Истории лангобардов» выпущено было в 1878 году в Ганновере под редакцией немецких историков и Георга Вайца , включивших её в 48 том свода « Monumenta Germaniae Historica » (переиздана в 1964 г.) .
Около 784 года, находясь при дворе Карла, Павел Диакон написал по заказу епископа Меца Ангильрамна « Деяния мецких епископов » ( лат. Gesta episcoporum Mettensium ), которые в литературном плане являются подражанием «Книге понтификов» ( лат. Liber pontificalis ), однако вписывают историю Мецской епархии в общеевропейский и всемирно-исторический контекст. Не располагая, по-видимому, достаточным количеством источников, Павел пользовался в основном местным списком епископов, дополнив его извлечениями из трудов Григория Турского и Фредегара , поэтому из 37 мецских прелатов 33 упоминаются лишь по имени, не указываются даже периоды, в течение которых они занимали кафедру .
В 760-х годах Павел сделал также извлечения из толкового словаря Марка Веррия Флакка «О значении слов» ( лат. De verborum significatu ), сокращённого во II в. н. э. Секстом Помпеем Фестом . Которые, учитывая плохую сохранность трудов Флакка, имеют большое значение для изучения творчества последнего . Не позже 787 года он написал также житие папы Григория Великого , которое считается вторым исторически известным жизнеописанием этого понтифика, после составленного около 700 года в англосаксонском аббатстве Уитби .
Ему приписывается также гимн Иоанну Крестителю « Ut queant laxis » , начальные слоги которого в XI веке использовал в разучивании певчими незнакомых распевов (методика сольмизации ) Гвидо Аретинский . Также он является автором примерно 30 стихотворений, значительную часть из которых составляют эпитафии и панегирики членам каролингского двора.
Критические этюды о Павле Диаконе: