Дионисий Гераклейский
- 1 year ago
- 0
- 0
Диони́сий Ма́лый , или Де́ни Ма́лый [ источник? ] ( лат. Dionysius Exiguus , ок. 470 — ок. 544) — римский аббат , один из « скифских монахов » (уроженец Малой Скифии , нынешней Добруджи , составлявшей тогда византийскую провинцию Скифия). Основоположник летосчисления от Рождества Христова (или от начала нашей эры); святой, прославленный Католической , Румынской православной и Русской православной церквями.
Разделяя взгляды скифских монахов, он писал о них: «Скифия, ужасная своим холодом и варварами , породила четырёх человек, всегда горящих жаром своих сердец и чудесных спокойствием своих манер» . В этой связи исследователи отмечают, что ни себя, ни монахов Дионисий не определяет как «варваров». Описывая своё пребывание в Риме, Иоанн Максенций так выражает своё видение мира: он и Дионисий — скифы , потому что они из Скифии . Друг Дионисия, грекофил Боэций , поддержал теологические взгляды монахов .
По поручению папы римского Иоанна I в 525 году составлял . Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов. При этом Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу , когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки ), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии . Используя уже существовавшую методику исчислений дат Пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества . В VIII—IX веках летосчисление, введённое Дионисием Малым, широко распространилось в странах Западной Европы и вместе с его пасхальными таблицами использовалось в Средневековье католической церковью .
Дионисий Малый также известен как собиратель и переводчик на латынь церковно-правовых документов (до Халкидонского собора в 451 г.), в том числе христологических документов, ранее неизвестных на Западе: «Послания к армянам о вере» Прокла Константинопольского и «Двенадцати анафематизмов» Кирилла Александрийского .
на заседании 8—9 июня 2008 года принял решение о канонизации с установлением дня памяти 1 сентября . 7 марта 2018 года решением Священного синода Русской православной церкви включён в месяцеслов Русской православной церкви .