Константинопольская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Кафоли́чность це́ркви ( греч. Ἡ Καθολικότητα τῆς Ἐκκλησίας , из καθολικός — «вселенский» (с точки зрения Православной церкви) , от καθ — «сообразно» и ολος — «целый» ) — в христианском богословии , согласно Никео-Цареградскому символу веры — одно из существенных свойств Церкви Христовой (наряду с единством, святостью и апостоличностью ), понимаемое как её пространственная, временна́я и качественная универсальность. Часто сближается с термином «вселенская» ( οἰκουμένη , ойкумена — «заселённая земля, Вселенная»). Термин «кафолическая» может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь. Под понятием «вселенская» подразумевают именно «количественную» характеристику всей Церкви и не относится к каждой её части .
Первым христианским богословом, использовавшим термин «кафолическая церковь» ( καθολικὴ Ἐκκλησία ) был священномученик Игнатий Богоносец (около 110 года). В своём «Послании к Смирнской Церкви» (гл. VIII) он заявлял: « Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь » .
Слово ( καθολικὴ ) («вселенская, католическая, кафолическая») передаётся в церковнославянской традиции как « соборная » ( собо́рнаѧ ).
В основе учения св. Игнатия Богоносца о Церкви, как и апостола Павла, о существовании или пребывании Церкви Божией в каждой местной церкви лежит евхаристическая экклезиология, Церковь Божия пребывает в местной церкви потому, что в её евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всём единстве своего тела. Поскольку св. Игнатий Богоносец, употребляя этот термин, его не объясняет, можно предположить, что он уже был понятен его современникам.
Термин «кафолический» происходит от греческих слов каф и олон — «по всему целому» . Что обозначает полную церковь. Полная церковь — это церковь, в которой есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин. Иными словами, кафолическая церковь — это епископальная церковь. Необходимость возникновения термина «кафолическая церковь» показывает нам наличие проблемы во II веке н. э. среди наследников апостолов. Постапостольские епископы настаивали на епископальном устройстве церкви , некоторые пресвитеры на пресвитерианской на том основании, что они являются последователями и преемниками апостолов. До нашего времени от этого противостояния дошли только термины — «кафолическая» (епископальная) и «пресвитерианская» церкви .
Термин содержится в Апостольском символе веры , датировка которого — неточна (но, видимо, не позже II века): Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν .
Второй Вселенский Собор в 381 году дополнил Никейский Символ веры Πιστεύω εἰς <…> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν (Верую во «<…> Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь») после чего термин «кафолическая (соборная) церковь» стал одним из фундаментальных экклезиологических терминов (понятий) на Востоке и Западе.
Преподобный Викентий Леринский указывал :
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что всё вообще объемлет.
Оригинальный текст (лат.)In ipsa item catholica ecclesia, magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est ; hoc est etenim uere proprieque catholicum, quod ipsa uis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uniuersaliter conprehendit .
Существительное καθολικότης («кафоличность») появилось значительно позже.
Русское школьное догматическое богословие XIX века давало вполне консервативное толкование термина:
<…>она [Церковь] не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов .
Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:
- по пространству . Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;
- по времени . Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
- по своему устройству . Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определённым языком или народом .