Interested Article - Гауденций
- 2021-07-12
- 1
Гауде́нций , Гауде́нтий ( др.-греч. Γαυδέντιος , лат. Gaudentius) — древнегреческий теоретик музыки, автор трактата «Введение в гармонику » ( Εἰσαγωγὴ ἁρμονική ).
Проблема автора и датировки
Фактов биографии Гауденция неизвестно. Возможно, имя его является римским прозвищем ( лат. gaudere - радоваться). Верхняя граница датировки VI век н. э. (Гауденция упоминает Кассиодор в своих «Основах», он также заимствует некоторые особенности научных трактовок Гауденция). Нижняя граница датировки — II в. н. э. — устанавливается весьма приблизительно, по сходству излагаемого в трактате учения с гармониками Клеонида и Никомаха . Косвенным свидетельством поздней ( эллинистической ) датировки трактата может служить упоминание Гауденцием того факта, что в его дни музыканты пользуются только диатоникой , в то время как хроматика и энармоника оставлены в прошлом. Т. Матисен (впрочем, без особых на то оснований) датирует гармонику Гауденция III-IV вв.
Трактат
Своеобразие трактата Гауденция в том, что он смешивает аристоксеновскую и пифагорейскую линии развития науки о музыке в пределах одного учебника. Пифагорейскими являются (частичные) расчёты монохорда в диатоническом и напряжённом хроматическом родах , типовой рассказ об изобретении Пифагором чисел для основных музыкальных консонансов . Однако Гауденций причисляет к консонансам (подобно Птолемею ) и ундециму (кварту с октавой), что идёт прямо вразрез с пифагорейской наукой .
По Аристоксену он дает определения звука , интервала и описывает (в общих словах) аддитивное деление октавы и полутона . Однако, в прямом противоречии с аристоксеновской традицией Гауденций включает в свой учебник главы о нотации , а также точно описывает лимму и апотому .
Еще одна особенность учения Гауденция — классификация дитона и тритона как «парафо́нов» — интервалов, занимающих промежуточное положение между консонансами и диссонансами . Это утверждение уникально для античной музыкальной науки.
Примечания
- Mathiesen T. Gaudentius // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . N.Y., L., 2001.
- Расчёта энармоники у Гауденция нет.
- Так называемая «история о Пифагоре и кузнецах», первое зафиксированное свидетельство которой принадлежит Никомаху.
- Пифагорейцы не считали ундециму музыкальным консонансом, так как она покоится в сверхчастном (эпимерном) отношении, в числах у Гауденция — 24:9.
- При том что аристоксеновские цитаты почти дословны, Гауденций ни разу не упоминает Аристоксена.
- Аристоксен считал трактовку нотации делом недостойным гармоника, поскольку один и тот же символ (нотный знак) может реферировать любые ступени Полной системы , т.е. нотация ничего не говорит о модальных функциях («динамисах»), оттого для постижения сути гармонии она маргинальна.
- При этом число для лиммы (256:243) приведено, для апотомы нет.
- В стандартной пифагорейской теории дитон и уж подавно тритон — диссонансы, так как они содержатся в «немузыкальных» числах.
Библиография
- Gaudenti Philosophi Harmonica introductio, ed. C.Jan // Musici Scriptores Graeci. Lipsiae, 1895, pp.317-356 (критическое издание оригинала).
- Gaudence. Introduction harmonique / Traduction, commentaire par Charles Émile Ruelle // Collection des auteurs grecs relatifs a la musique. V. Paris: Firmin-Didot, 1895, p. 53–102 (французский перевод)
- Σόλωνας Μιχαηλίδης. Γαυδέντιος ο φιλόσοφος // Εγκυκλοπαίδεια της αρχαίας Ελληνικής μουσικής, εκδ. Μ.Ι.Ε.Τ. Αθήνα, 1989, σελ.81.
- La manualistica musicale greca: (Euclide), Cleonide, Nicomaco, Excerpta Nicomachi, Baccio il Vecchio, Gaudenzio, Alipio, Excerpta Neapolitana, a cura di Luisa Zanoncelli. Milano: Guerini Studio, 1990, p. 305–369 (греч. оригинал и итальянский перевод).
- Gaudentius . Harmonic introduction. [English translation with notes by Thomas Mathiesen] // Source readings in music history. Edited by Oliver Strunk. Revised edition by Leo Treitler. New York, 1998, pp.66-85 (английский перевод).
- 2021-07-12
- 1