Interested Article - Теория аффектов

Теория аффектов — музыкально-эстетическая концепция, распространённая в Европе в конце эпохи Возрождения и в эпоху барокко . Под аффектами учёные понимали некие «фиксированные» (поддающиеся категоризации) эмоциональные состояния человека (ср. с понятием аффекта в психологии). Барочная теория аффектов восходит к этическим теориям греческой античности, которые определяли, как вызывать (не только с помощью музыки, но также поэзии, театра, танца и др.) у человека определённые эмоциональные состояния (радость, печаль, страдание и т. д.) с помощью различных средств художественной выразительности.

Согласно теории аффектов Нового времени музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные состояния души, с другой — сама изображает их. Афанасий Кирхер (1650) указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Передача конкретных аффектов подразумевала использование одних и тех же (установленных теоретиками) средств музыкальной выразительности — гармонии , инструментовки, ритма , темпа и т. д.

Со второй половины XVIII века теория аффектов перестала непосредственно влиять на музыкальную практику. Музыкальные термины, первоначально обозначавшие аффекты (например, темповые обозначения Allegro , Adagio и т. п.), стали употребляться вне связи с эмоциональным характером.

См. также

Литература

  • Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков. Москва, 1971.
  • Шестаков В. П. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Москва, 1975; репринт Санкт-Петербург: ЛКИ, 2010.
  • Meyer-Sickendiek B. Affektpoetik. Eine Kulturgeschichte literarischer Emotionen. Würzburg, 2005.
  • Бочаров Ю. С. Аффектов теория // Большая российская энциклопедия . Т.2. Москва, 2005, с.563; на портале "Знания" (2022).

Ссылки

Источник —

Same as Теория аффектов