Interested Article - Юньган
- 2021-06-05
- 1
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 1039
• • |
Пещерные гроты Юньга́н ( кит. трад. 雲崗石窟 , упр. 云冈石窟 , пиньинь Yúngāng Shíkū , палл. Юньган Шику ) — комплекс из 252 рукотворных пещер и ниш со статуями (среди них 45 крупных пещер ), вырезанных в толще песчаника , расположенный на территории района Юньган городского округа Датун провинции Шаньси . Ранние скульптуры демонстрируют явное индийское и центральноазиатское влияние, а сами гроты повлияли на буддийское пещерное искусство Китая и всей Восточной Азии . Вместе с пещерами Могао в Ганьсу и комплексом Лунмэнь в Хэнани Юньган называют «Тремя великими пещерными комплексами Китая» . Всего в гротах Юньган насчитывается до 51 000 статуй .
История
Искусство ваяния буддийских статуй пришло в Китай в конце правления Восточной Хань (начало III в. н. э.) . Правитель Тоба Цзюнь принял буддизм и решил создать памятник буддизму во искупление грехов правившего ранее императора Тоба Тао , преследовавшего буддистов . Город Пинчэн, расположенный на пересечении путей, ведущих в Индию и Центральную Азию, в то время был одним из крупнейших в мире по населению — в нём проживало около миллиона человек, принадлежавших к шести народам ( хань , ди , динлины , сяньби , цяны и ухуани ) .
Гроты Юньган находятся на западном склоне горы Учжоушань ( кит. 武州山 , пиньинь Wǔzhōushān ), в 16 км к западу от Датуна . Их создавали постепенно, вырезая в песчаниковых утёсах от востока к западу по приказу правителей государства Северная Вэй с 460-х годов в правление Тоба Цзюня . После смерти Цзюня в 465 году и вплоть до переноса столицы в Лоян в 494 году работы в Юньгане шли наиболее активно, после этого времени было выполнено лишь несколько небольших ниш .
В XVII и XVIII веках в пещерах проводили ремонтные работы, однако на протяжении большей части XX века Юньган был заброшен. В 1986 году пещеры очистили от мусора и пыли, через некоторое время туда начали пускать туристов . назвало Юньган в числе 66 китайских достопримечательностей высшего уровня (AAAAA) . В 1991 году исследователи провели замеры количества частиц угля в воздухе и внутри пещер, обнаружив, что при отсутствии защитных мер статуи вскоре окажутся покрыты плотным слоем угольной пыли , смешанной с обычной .
-
Японская фотография гротов; Вторая мировая война
-
Ворота, ведущие к гротам
Отдельные гроты
Большинство крупных гротов имеют одинаковую планировку — в песчанике вокруг колонны вырубали прямоугольные помещения с длиной стены от 10 до 15 метров, после чего колонну превращали либо в пагоду (пещера № 6), либо в статую Будды. В них обычно есть вход на уровне первого этажа и окно на уровне третьего . Резьба в пещерах была раскрашена, краска хорошо сохранилась в крупных пещерах .
Крупнейшие гроты — № 5 и 6 — были выполнены непосредственно перед переносом столицы в Лоян, перед ними находятся деревянные храмы (в прошлом такой храм находился у каждой пещеры) . В пещере № 6 находится пагода, богато украшенная резьбой, и 39 изображений Шакьямуни , связанных одним сюжетом. Гроты № 7—10 — парные, в них находятся скульптуры и барельефы будд, бодхисаттв , джатаки , апсар и многочисленные орнаменты .
В то время как скульптуры ранних гротов имеют мощный торс и широкие плечи, у статуй конца V века более элегантное телосложение, покатые плечи и удлинённые конечности . Один из характерных признаков самых поздних пещер, созданных в начале VI века, — наличие сидящих бодхисаттв со скрещёнными лодыжками .
-
Резьба в пещере № 8
-
Раскрашенная резьба, пещера № 9
-
Храмы перед пещерами 5 и 6
Гроты Таньяо
В классическом труде Истории Вэй содержится упоминание того, как монах по имени Таньяо ( кит. трад. 曇曜 , упр. 昙曜 , пиньинь Tányào ) предложил создать в Юньгане пять гротов с огромной статуей Будды в каждом. Эти пещеры носят номера 16—20, они выполнены в едином художественном стиле и считаются классическим произведением первой вершины развития китайского искусства . Художественный стиль первых статуй демонстрирует явное индийское влияние, в частности, Индо-скифского царства Матхуры и Гандхары . Все статуи одеты в обтягивающие индийские рубахи с открытым плечом, однако черты лиц у статуй напоминают северокитайских кочевников .
Большинство гротов Таньяо имеют куполообразный потолок, огромную статую в центре дальней стены и две статуи меньшего размера, стоящие по обеим сторонам от центральной статуи . Статуи в этих гротах имеют высоту от 13,5 до 16,8 метра и изображают императоров династии Северная Вэй: Тоба Гуя , , и — в виде будд .
-
Окно в пещере № 19
-
Пещера № 18
-
Пещера № 16
Примечания
- ↑ .
- ↑ , p. 191.
- ↑ .
- ↑ , p. 481.
- ↑ , p. 37.
- ↑ , p. 189.
- , p. 483.
- ↑ , p. 270.
- .
- , p. 277.
- ↑ , p. 38.
- , p. 115.
Литература
- Юньга́н // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 404. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).
- Margaret Chung. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 29 октября 2016. (недоступная ссылка) (требуется подписка)
- (англ.) . ЮНЕСКО (2001). Дата обращения: 29 октября 2016.
- (англ.) . (16 ноября 2008). 20 июня 2015 года.
- Guo H. (англ.) . — Springer Berlin Heidelberg, 2015. — ISBN 9783642328237 .
- Agnew N. (англ.) . — Getty Conservation Institute, 1997. — (GCI Proceedings). — ISBN 9780892364169 .
- (англ.) . — Long River Press, 2005. — (Cultural China). — ISBN 9781592650606 .
- Sen T. (англ.) . — Institute of Southeast Asian Studies, 2014. — (Nalanda Sriwijaya Series). — ISBN 9789814519328 .
- The Editorial Committee of Chinese Civilization. (англ.) . — City University of Hong Kong Press, 2007. — ISBN 9789629371401 .
Ссылки
- на YouTube
- 2021-06-05
- 1