трихотомия бытия
Г. Тейхмюллера
(1832—1888): 1) идейное бытие — содержание; 2) реальное — функции или деятельности; 3) субстанциальное — данное в сознании «я».
Учение о трихотомии человека (тело, душа и дух) — было объявлено
католической церковью
(869—870 годы) еретическим; в
Православной церкви
принимается
наряду с учением о дихотомии (тело и душа).
Гуманистическая трихотомия (1685) — деление немецким историком
Целлариусом
(
англ.
Christoph Cellarius
)
всемирной истории на древнюю, среднюю (с 395 года) и новую (с 1453); вытеснила прежнее деление по монархиям.
«Не могу, отец ректор, подать Вам помощи в Вашем сражении с мыслью о тричастном составе человека. Довольно необходимости сражаться с врагами, с учениями, противными догматам: какая нужда воевать против мнений, не враждебных никакому истинному догмату?
В месячной Минее июня 25-го в каноне найдете следующие слова: «омый тело, очисти дух, и душу мою освяти». Не угодно ли Вам сражаться и с сею церковною книгою? Ибо слово «дух» поставлено здесь так, что нельзя понять его в смысле благодатного дарования, чтобы уклониться от понятия о составе существа.
Я думаю, что решение сего спора лежит в глубине, до которой не проникают спорящие.
26 февраля 1848 года». Святитель
Филарет Московский
,
от 1 февраля 2020 на
Wayback Machine
.