Interested Article - Кириархат

В феминистской теории кириархат (буквально «правление господина», от др.-греч. κύριος — «господин, хозяин» и ἀρχή — «власть, господство») является социальной системой или совокупностью взаимосвязанных социальных систем, построенных вокруг господства , угнетения и подчинения. Неологизм был придуман в 1992 году для описания взаимосвязанных, взаимодействующих и самостоятельно расширяющихся систем господства и подчинения, в которых один человек может быть угнетён в одних отношениях и привилегирован в других. Это интерсекциональное расширение идеи патриархата за пределы гендера . Кириархат включает в себя сексизм , расизм , эйблизм , эйджизм , гомофобию , трансфобию , классизм , ксенофобию , , , экономическую несправедливость, тюремно-промышленный комплекс , эфебифобию , геронтофобию , колониализм , милитаризм , этноцентризм , антропоцентризм , спесишизм и другие формы доминирующих иерархий, в которых подчинение одного человека или группы другому интернализируется и институционализируется .

Этимология

Термин «кириархат» был введён Элизабет Шюсслер Фьоренца в 1992 году, когда она опубликовала свою книгу «Но она сказала: феминистские практики библейского толкования» ( англ. But She Said: Feminist Practices of Biblical Interpretation ) . Он происходит от древнегреческого κύριος — «господин, хозяин» и ἀρχή — «власть, господство» . Однако слово κυριαρχία существовало в новогреческом языке до создания этого неологизма и означает « суверенитет », то есть власть суверена.

Использование

Первоначально этот термин был разработан в контексте феминистского богословского дискурса и использовался в некоторых других областях науки как негендерный дескриптор систем власти, в отличие от патриархата . Он также широко используется вне научного контекста .

Курдско-иранский журналист и борец за права человека Бехруз Бучани описал австралийский как кириархальную систему. Такую, где пересекаются различные формы угнетения; угнетение не случайное, а целенаправленное, предназначенное для изоляции и создания трений между заключёнными, ведущих к отчаянию и сломлению духа . Он подробно описывает это в своём автобиографическом рассказе о следственном изоляторе « No Friend But the Mountains ».

Структурные позиции

Элизабет Шюсслер Фьоренца описывает взаимозависимые «стратификации гендера, расы, класса, религии, гетеросексизма и возраста» как структурные положения , приписанные при рождении. Она предполагает, что люди занимают несколько позиций, и что положения с привилегиями становятся узловыми точками, через которые они переживаются. Например, в контексте, где в основе привилигированного положения лежит гендер (например, при патриархате ), он становится узловой точкой, через которую переживаются сексуальность, раса и класс. В контексте, где класс является первичным привилегированным положением (то есть классовая дискриминация ), гендер и раса переживаются через классовую динамику. Фьоренца подчёркивает, что кириархат не является иерархической системой, поскольку он не фокусируется на одной точке господства. Вместо этого он описывается как «сложная пирамидальная система», в которой те, кто находится внизу пирамиды, испытывают «всю мощь кириархального угнетения». Кириархат признается как статус-кво , и поэтому его репрессивные структуры не могут быть признаны .

Чтобы поддерживать эту систему, кириархат полагается на создание обслуживающего класса, расы, гендера или людей. Положение этого класса усиливается через «образование, социализацию, грубое насилие и рационализацию» . Теолог Валдис Тераудкалнс предполагает, что эти структуры угнетения самоподдерживаются . Те, кто обладает относительной властью, как правило, остаются у власти, в то время как те, кто не обладает, остаются бесправными . Структуры притеснения также усиливаются и подпитывают друг друга .

См. также

Примечания

  1. Kwok Pui-lan. // Journal of Feminist Studies in Religion. — 2009. — Т. 25 , вып. 1 . — С. 191–197 . — ISSN . — doi : . 11 февраля 2017 года.
  2. . — Pisa: PLUS, 2003. — xv, 282 pages с. — ISBN 88-8492-141-4 , 978-88-8492-141-3.
  3. Caroline Vander Stichele, Todd C. Penner. . — BRILL, 2005. — 406 с. — ISBN 978-90-04-13052-4 . 29 января 2021 года.
  4. Elisabeth Schussler Fiorenza. . — Orbis Books, 2015-02-25. — 235 с. — ISBN 978-1-60833-252-6 . 30 января 2021 года.
  5. Laura Salah Nasrallah, Elisabeth Schüssler Fiorenza. . — Fortress Press. — 338 с. — ISBN 978-1-4514-1284-0 . 1 февраля 2021 года.
  6. Susana M. Morris. . — University of Virginia Press, 2014-02-04. — 164 с. — ISBN 978-0-8139-3551-5 . 1 февраля 2021 года.
  7. Natalie Osborne. (англ.) // Planning Theory. — 2013-12-30. — doi : . 10 марта 2021 года.
  8. Robert Manne. (англ.) . The Sydney Morning Herald (9 августа 2018). Дата обращения: 19 января 2021. 30 октября 2018 года.
  9. Jennifer Reed-Bouley. // Journal of Feminist Studies in Religion. — 2012. — Т. 28 , вып. 1 . — С. 178–189 . — ISSN . — doi : . 31 января 2021 года.
  10. Valdis Tēraudkalns. Construction of Masculinities in Contemporary Christianity // Religion and political change in Europe: past and present (англ.) / A. Cimdiņa (ed.). — Pisa: PLUS, 2003. — P. 223—232. — 282 p. — ISBN 8884921414 .
Источник —

Same as Кириархат