Interested Article - Струйский, Николай Еремеевич

Никола́й Ереме́евич Стру́йский (1749, Москва — 13 декабря 1796, Рузаевка ) — деятель Русского Просвещения : поэт-дилетант, издатель, библиофил. Владелец и устроитель богатого пензенского имения Рузаевка . Имел у современников репутацию сельского графомана . Дед поэта А. И. Полежаева .

Советский писатель Валентин Пикуль посвятил Струйскому историческую миниатюру «Шедевры села Рузаевки».

Биография

Из рода Струйских , владевшего поместьями в Среднем Поволжье. Единственный сын надворного советника Еремея Яковлевича и Прасковьи Ивановны Струйских. Получил домашнее образование, затем учился в гимназии при Московском университете . Оставшись после пугачевского бунта единственным представителем рода, он соединил в своих руках более тысячи душ крестьян и считался одним из первых богачей Приволжья.

В 1763—1771 годах служил в гвардейском Преображенском полку . В Токмаковом переулке сохранилась городская усадьба Н. Е. Струйского , в которой он проживал до 1771 года. После выхода в отставку по болезни с чином гвардии прапорщика поселился в своём наследственном имении — селе Рузаевка и построил там великолепный для своего времени усадебный комплекс. Постройка потребовала больших затрат, за одно только железо Струйский отдал одному купцу своё подмосковное имение с 300 крепостными крестьянами. Струйский стремился создать в своей усадьбе атмосферу поклонения наукам, искусству и праву.

В своем имении Струйский создал подлинный культ Екатерины II . Он заказал её портрет , и, надо сказать, это был один из лучших её портретов. На обороте холста Николай Еремеевич оставил такую надпись: «Сию совершенную штуку писала рука знаменитого художника Ф. Рокотова с того самого оригинала, который он в Петербурге списывал с императрицы. Писано ко мне от него в Рузаевку 1786 году в декабре…». А на потолке парадной залы его особняка наличествовал великолепный плафон с изображением монархини в виде Минервы , восседающей на облаке в окружении гениев и прочих атрибутов высокой поэзии. Она поражает стрелами крючкодейство и взяточничество, олицетворяемое сахарными головами, мешками с деньгами, баранами и т. п. И как венец всему — рядом высится башня с державным двуглавым орлом.

Лев Бердников
Усадьба Струйских в 1886 году

Плафон написал крепостной художник Андрей Зяблов , учившийся у его друга Рокотова.

По характеристике РБС , «помещик-самодур» Струйский вёл в Рузаевке жизнь уединённую, одевался чрезвычайно странно, носил какую-то своеобразную смесь одежд разных времен и различных народов. Чтобы привить своим крестьянам вкус к законности, производил над ними различные эксперименты. Любимая его затея состояла в том, что в своём воображении он создавал какое-либо преступление, намечал каких-нибудь крестьян в качестве обвиняемых, учинял им допросы, вызывал свидетелей, сам произносил обвинительную и защитительную речи и наконец выносил приговор, присуждая «виновных» иногда к очень суровым наказаниям; если же крестьяне не хотели понимать барской затеи и упорно отказывались сознаться в приписываемых им преступлениях, они подвергались иногда даже пыткам . Очевидно, среди крепостных бродило недовольство своим помещиком, ибо Струйский боялся за свою жизнь, страшился покушений и в своем рузаевском «Парнасе» держал наготове целую коллекцию всевозможного оружия .

В пожилых летах хозяйственными делами Струйский почти не занимался. Его главным и любимым занятием была поэзия и сочинение стихов, для печатания которых в 1792 году он открыл в Рузаевке частную типографию . Издания этой типографии отличались высоким качеством. Типография была превосходно оборудована и могла роскошно печатать необъёмистые вещи прекрасными шрифтами. В разные годы было издано более 50 книг и отдельных сочинений Н. Е. Струйского на русском и французском языках. Н. Е. Струйский пользовался расположением Екатерины II и посылал ей вновь выпускавшиеся издания. Некоторые из них были настолько замечательны, что императрица хвалилась ими перед иностранцами, а Струйскому был прислан в подарок драгоценный бриллиантовый перстень . Тем не менее типография прекратила существование после запрета императрицей, напуганной террором французской революции 1789—1794 гг. , частных типографий. А при известии о смерти Екатерины самого Струйского разбил удар, от которого он «слёг горячкой, лишился языка и умер очень скоро» . Шрифты и украшения типографии были пожертвованы наследниками Струйского в 1840 году в Симбирскую губернскую типографию, где долго потом служили .

Мемуаристы отзываются о Струйском как о чудаке- графомане . «По имени струя, А по стихам — болото», — иронизировал Державин . Струйский был очень плодовит и задолго до графа Хвостова прославился своей стихоманией. Уже современники видели в его виршах лишь «механический набор напыщенных фраз без всякого содержания и смысла» , тогда как сам автор при чтении своих произведений приходил в такой восторг и экстаз, что в буквальном смысле до синих пятен щипал своих слушателей . Писал он их не иначе как на «Парнасе», у «подножия» которого производил экзекуции своим крестьянам . Посетивший его поместье поэт И. М. Долгоруков занёс в свой дневник: « От этого волосы вздымаются! Какой удивительный переход от страсти самой зверской, от хищных таких произволений к самым кротким и любезным трудам, к сочинению стихов, к нежной и вселобзающей литературе… Все это непостижимо! »

«Портрет неизвестного в треуголке» (происходит из имения Струйских).

Сохранились хвалебные письма Струйского к художнику Ф. С. Рокотову . Судя по написанному последним портрету хозяина Рузаевки, у Струйского было «худощавое неприятное лицо, исступленно-горячечные глаза на мутном фоне, безвольный рот сумасброда, эгоиста и неврастеника» . Из Рузаевки также происходит рокотовский портрет неизвестного в треуголке ( на илл., справа ); рентген показал, что изначально на картине была изображена женщина, однако затем костюм был переписан и изменен на мужской. Не исключено, что на этом портрете изображена первая жена Струйского — Олимпиада. Едва ли не самым известным творением Рокотова является , воспетый в стихах Н. Заболоцким , благодаря чему получил славу «русской Моны Лизы».

В 1886 году обнищавшие потомки Н. Е. Струйского продали рузаевское имение Пайгармскому Параскево-Вознесенскому женскому монастырю, после чего по невыясненным причинам новыми владельцами были уничтожены как здания усадьбы, так и парковый комплекс .

Некоторые сочинения

  • «Апология к потомству от Николая Струйского, или начертание о свойстве нрава А. П. Сумарокова и о нравственных его поучениях, писана в 1784 г. в Рузаевке» (СПб., 1788 г.).
  • «Епистола Ея Императорскому Величеству всепресветлейшей героине, великой Императрице Екатерине II» (Саранск, 1789).
  • «Стихи к медали, поднесенной гр. А. Г. Орлову от адмиралтейской коллегии»;
  • «Для Хорвика, ни проза ни стихи» (СПб., 1790) — полемическое произведение;
  • «Ода», посвященная тогдашнему наследнику Павлу Петровичу (Саранск, 1790);
  • «О Париже» (1790) — упрекает французов за свержение Бурбонской династии;
  • две «Елегии на смерть А. П. Сумарокова », который был величайшим кумиром Струйского;
  • «Блафон сочинения Н. Струйского к первой части его поэзии» (СПб., 1791);
  • «Епиталамиа, или Брачная песнь» (Рузаевка, 1793) — по поводу брака Александра Павловича с Елизаветою Алексеевною, принцессою Баденской;
  • «Письмо о Российском театре нынешнего состояния» (Рузаевка, 1794) — в стихах, обращено к знаменитому актёру И. А. Дмитревскому ;
  • «Письмо к другу или излияние сердца» (Рузаевка, 1795);
  • «Еротоиды» — 24 стихотворения.

Помимо собственных од и писем в стихах, Струйский великолепно издал «Акафист Богородице». Поскольку издания свои он не пускал в продажу, а ограничивался дарением их своим родственникам, знакомым и некоторым высокопоставленным лицам, они скоро стали величайшей . Большинство изданий дошли до нас в считанных экземплярах.

Семья

Александра Петровна Струйская, 2-я жена.

Первая жена (с 1768 года) — Олимпиада Сергеевна Балбекова (1749—1769), умерла при родах дочерей-близняшек. Они преставились следом за своей матерью.

Вторая жена (с 1772 года) — Александра Петровна Озерова (1754/58—1840), родственница известного впоследствии драматурга , дочь помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Петра Петровича Озерова и Елизаветы Никитичны Кропотовой. Александра Петровна была очаровательной женщиной, все, кому только приходилось с ней встречаться, хвалили её ум и милую любезность . Еще при жизни мужа, ввиду его уединенного образа жизни и нервного настроения, она управляла делами. Родила 18 детей, в том числе четырех близнецов, но в живых из них остались только восемь :

  • Юрий (1774-18..), корнет лейб-гвардии Конного полка , скульптор-любитель. Его внебрачный сын Дмитрий Струйский (1806—1856), поэт и музыкальный критик, публиковался под романтическим псевдонимом Трилунный.
  • Пётр (1781—1845), помещик села Починки Инсарского уезда, инсарский уездный предводитель дворянства (1822-25), продолжатель рода Струйских.
  • Александр (1782—1834), полковник, участник Бородинского сражения; был известен в Рузаевке как «страшный барин»; зарублен крепостным в голодный 1834 год. Был женат (с 30.10.1818) на дочери статского советника Евдокии Николаевне Чириковой ; их дочь Прасковья (13.12.1823 — ?), крестница графини П. В. Мусиной-Пушкиной .
  • Леонтий («Лёвушка»; 1784—1825), помещик деревни Покрышкино , отец поэта А. И. Полежаева ; в 1820 г. за расправу с управляющим лишён дворянства и сослан в Сибирь.
  • Евграф (1789—1841), полковник Киевского гренадерского полка , участник Бородинского сражения; холост .
  • Маргарита (1772—1859) , переводчица.
  • Анна (Екатерина) ; в 1819 г. вышла замуж за капитана Кира Николаевича Коптева, с приданым в 92 850 рублей.
  • Надежда (1786-после 1851), жена коллежского асессора Дмитрия Петровича Свищова.

Примечания

  1. N. E. Struĭskiĭ //
  2. Nikolaj Eremeevič Strujskij // (польск.)
  3. . Дата обращения: 21 августа 2016. 21 августа 2016 года.
  4. Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — С. 299. — 840 с. — ISBN 5-7595-1662-0 .
  5. Е. А. Бобров. Семейная хроника рода Струйских в связи с биографией поэта Полежаева // Русская Старина, 1903, т. 115, с. 265.
  6. И. М. Долгорукий. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни... Т. 1. Наука, 2004. ISBN 9785020271517 . С. 347, 442.
  7. Н. Н. Оглоблин. Сонный город // Исторический Вестник. 1901. т. 86, октябрь, с. 223.
  8. «Как о сочинителе стихов я об нем не сожалею нимало, ибо он их писать совсем не умел и щеголять имел право более их тиснением, нежели складом» (И. М. Долгорукий).
  9. . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  10. . Дата обращения: 21 февраля 2016. 2 марта 2016 года.
  11. . Дата обращения: 4 ноября 2010. 17 января 2014 года.
  12. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.207. с. 188. МК церкви Спаса на Сенной.
  13. . Дата обращения: 21 августа 2016. 17 июня 2012 года.
  14. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  15. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Издания сочинений

  • Струйский Н. Апология к потомству <…>. — 2-е изд. — Рузаевка, 1793.
  • Струйский Н. Блафон. — СПб., 1791.
  • Струйский Н. Е. Сочинения / Н. Струйского. — СПб.: Печ. у Шнора, 1790. — Ч. 1. — [2], 350 с.: ил.
  • Струйский Н. Еротоиды. СПб., 1789.
  • Струйский Н. Еротоиды. — М., 2003.
  • Струйский Н. Еротоиды: Анакреонич. оды. — М., 1990.

Литература

  • Бердников Л. // Нов. журн. — 2008. — № 252.
  • Васильев Н. Л. Жизнь и деяния Николая Струйского, российского дворянина и верноподданного. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — 192 с., 8 л. ил. — «Библиогр. произведений Н. Е. Струйского» в конце кн. — ISBN 5-7595-1544-6.
  • Васильев Н. Л. Струйский Н. Е. // История Мордовии в лицах: Биогр. сб. — Саранск: Крас. Октябрь, 1994. — Кн. 1.
  • Васильев Н. Л. Струйский Н. Е. // Мордовия: Энцикл. — Т. 2: М — Я. Саранск; Крас. Октабрь, 2004. — С. 373.
  • Веселова А. Ю. Струйский Н. Е. // Словарь русских писателей XVIII века. — Вып. 3: (Р — Я). — СПб.: Наука, 2010. — С. 176—179.
  • Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. — М., 1997. — Н. Е. Струйский: С. 158—159.
  • Зарин А. // Русский биографический словарь / Изд. под наблюд. А. А. Половцова. — [Т. XIX:] Смеловский — Суворина. — СПб.: Обществ. польза, 1909. — С. 564—565.
  • от 27 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Морозов А. Николай Струйский, поэт российский // Поэзия: Альманах. — М., 1991. — Вып. 52.
  • Обольянинов Н. А. Краткая библиография сочинений Н. Е. Струйского. — М., 1914.
  • Попов В. Н. — М.: Моск. гос. ун-т, 2011. — 32. с.
  • Попов В. Н. Н. Е. Струйский и проблема литературной репутации: Дис. ... к. филол. н. — М.: Моск. гос. ун-т, 2011. — 187 с.
  • Рассказова Л. В. Рузаевка, усадьба Струйских // — Пенза: Обл. изд. центр, 2019. — С. 342.
  • Рассказова Л. В. // Пензенская энциклопедия. — М.: Большая рос. энцикл., 2001. — С. 591.
  • Рассказова Л. В. Струйские // — Пенза: Обл. изд. центр, 2019. — С. 481—482. — Н. Е. Струйский: С. 481.
  • Струйский Н. Е. // Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века, 1725—1800. — Т. III: Р — Я. — М., 1966. — С. 175—179.
  • // Энциклопедический словарь. — Т. XXXIa: Статика — Судоустройство. — СПб.: Изд. Брокгауз, Ефрон, 1901. — С. 836.
  • Шангин В. В. Сельские типографии в последней четверти XVIII века и рузаевские издания Н. Струйского. — СПб., 1903.
  • Эльзон М. Д. // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1978. — С. 714—715.

Ссылки

  • Пастухова И. // SvetArt.by.
Источник —

Same as Струйский, Николай Еремеевич