Interested Article - Чинквеченто

Чинквече́нто ( итал. cinquecento пятьсот , а также пятисотые годы ) — итальянское название XVI века . Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства эпохи Возрождения . В хронологическом отношении подразделяется на период Высокого Возрождения и период Позднего Возрождения. Длился с 1500 до 1527 год.

Периодом Высокого Возрождения условно именуют время работы наиболее выдающихся мастеров архитектуры, живописи и скульптуры в Риме в начале XVI века. Это время связано с меценатской деятельностью папы Юлия II делла Ровере (1503—1513) и продолжается при папе (1513—1521) из семьи Медичи. Заканчивается этот период трагическими датами: смертью Рафаэля 6 апреля 1520 года и разграблением Рима 6 мая 1527 года войсками императора Карла V (Sacco di Roma).

В стилевом отношении период Высокого Возрождения именуется периодом римского классицизма . Именно в эти годы в Риме благодаря усилиям Ватикана рядом работали и конкурировали между собой самые выдающиеся мастера: Рафаэль Санти (в 1508—1520 годах), Леонардо да Винчи (в 1513—1515 годах) и Микеланджело (с 1534 года).

В 1499 году в Рим приехал Донато Браманте . В 1500 году Папа Александр VI назначил его главным архитектором Ватикана. Первым произведением Браманте в Риме стал небольшой круглый храм Темпьетто (1502) — воплощение идеи центрического плана и абсолютной симметрии.

С точки зрения идеологии стиль римского классицизма основывается на сознательном, программном соединении художественных образов язычества и христианства, классических форм античного искусства и гуманистических идеалов новой ренессансной культуры. Искусство этого периода отличается ясностью и классической завершённостью идей и художественной формы, ориентированной на античную традицию. Так, в композиции Рафаэля « Афинская школа » (1509—1510) представлено собрание античных и современных философов и художников. «Общий дух торжественности, присущий изображению, — писал Макс Дворжак , — исполнен чувством внутренней свободы и достоинства… Стиль этот, по-видимому, полностью исходил из давней традиции — и тем не менее представлял собой нечто абсолютно отличное от неё». М. Дворжак называл римское творчество Рафаэля «отвлечённо-идеалистическим течением» .

Середина и вторая половина XVI столетия — время формирования искусства маньеризма и римского барокко . Оно включает позднее творчество великого Микеланджело Буонарроти, а также Тициана , Веронезе и Тинторетто в Венеции, Бенвенуто Челлини и флорентийских маньеристов при дворе Медичи.

Мировоззренческие принципы, стилевые и композиционные формы искусства чинквеченто оказали несомненное влияние на искусство последующих веков — от классицизма и неоклассицизма до романтизма и академизма XVII—XX веков.

Основные деятели

Примечания

  1. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2-х т. — М.: Искусство, 1978. — Т. 2. — С. 49, 305

См. также

Литература

Источник —

Same as Чинквеченто