Ковалёв, Александр Антонович (комдив)
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Анто́нович Риццо́ни ( итал. Alessandro Rizzoni ; 23 января [ 4 февраля ] 1836 , Рига , Лифляндская губерния , Российская империя — 16 (29) апреля 1902 , Рим , Королевство Италия ) — русский жанровый и портретный живописец , академик , профессор Императорской Академии художеств .
Родился в семье остзейского ремесленника итальянского происхождения, выходца из Болоньи — Антона Александровича Риццони . Старший брат Александра — Павел Антонович (1822-1913) — академик живописи Императорской Академии художеств .
После статьи, появившейся в журнале «Мир искусства» в июне 1901 года, подписанной псевдонимом Силэн (А. П. Нурок ), в которой живописец был назван самым худшим из всех современных художников, А. А. Риццони покончил с собой .
Александр Антонович Риццони, брат академика живописи Павла Антоновича Риццони (1822-1913), родился в 1836 году. Получив начальное образование в рижском уездном училище и первое знакомство с рисованием и живописью от своего брата, в 1852 году поступил в ученики Императорской Академии художеств , где состоял учеником профессора Б. П. Виллевальда .
В 1857 году был удостоен малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной за картину «Итальянский шарманщик в корчме». В том же году сделал за собственный счет поездку в Италию и Францию. Картина «Жиды-контрабандисты» (в Государственном Русском музее ) доставила ему в 1859 году малую золотую медаль.
После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, неоднократно посещал прибалтийские губернии, и в 1862 году, за картину: «Аукцион в лифляндской деревне» , получил большую золотую медаль и право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера академии.
Совершенствовался четыре года в Париже и особенно в Риме, причем, ещё больше, чем прежде, пристрастился к писанию миниатюрных, тщательно оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из нравов тамошних евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов , монастырские рефектории , трактиры , синагоги и тому подобное.
Восемь картинок подобного рода, привезенных в Санкт-Петербург в 1866 году, доставили Риццони звание академика и продление срока пребывания за казенный счет в чужих краях. В 1868 году, за новые произведения в том же роде, академия возвела Риццони в профессоры. По истечении срока своего пенсионерства, он окончательно поселился в Риме, где жил до самой смерти, но не разрывая связи с Санкт-Петербургом.
Из многочисленных картин Риццони, отличающихся хорошим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прекрасной передачей костюмов и комнатной обстановки, удивительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и излишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: «Римская таверна» (в Государственном Русском музее , в Санкт-Петербурге), «Трапеза капуцинов» (приобретена Козьмой Солдатенковым , в Москве), «Выход кардинала из церкви» (у него же), «Синагога» (у него же), «Ризница в монастыре картезианцев» (в Аничковом дворце , в Санкт-Петербурге), «Совет кардиналов» (у наследников Д. П. Боткина , в Москве), «Чтение талмуда» (в Государственной Третьяковской галерее , в Москве), «Квартет дилетантов», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо , в Риме» и некоторые другие.
Окончил жизнь самоубийством в Риме, в 1902 году .
Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего большую часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал русским художником и ярким представителем русской академической школы живописи .
…Ваши картинки прелестны, дай Вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Вот тогда мы поговорили бы с неверующими. | ||||
Из письма Павла Михайловича Третьякова художнику
.
|
Риццони сотрудничал с Павлом Третьяковым, помогая в формировании его коллекции, был посредником К. Т. Солдатёнкова в приобретении картин русских художников, живших за границей.
Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков , Солдатёнков , Прянишников , то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай. | ||||
А. А. Риццони
|
Риццони сроднился с миловидным, с идиллией, положив все силы своего таланта на возможно добросовестную работу. Результат этой честной и, во всяком случае, «невредной» деятельности собрал ему кружок почитателей в иной среде руководителей, которую я именно бы назвал средою по преимуществу долга чести и труда. | ||||
Из письма
М. А. Врубеля
С. И. Мамонтову
, 1902 год
.
|