Interested Article - Риццони, Александр Антонович

Алекса́ндр Анто́нович Риццо́ни ( итал. Alessandro Rizzoni ; 23 января [ 4 февраля ] 1836 , Рига , Лифляндская губерния , Российская империя 16 (29) апреля 1902 , Рим , Королевство Италия ) — русский жанровый и портретный живописец , академик , профессор Императорской Академии художеств .

Родился в семье остзейского ремесленника итальянского происхождения, выходца из Болоньи — Антона Александровича Риццони . Старший брат Александра — Павел Антонович (1822-1913) — академик живописи Императорской Академии художеств .

После статьи, появившейся в журнале «Мир искусства» в июне 1901 года, подписанной псевдонимом Силэн (А. П. Нурок ), в которой живописец был назван самым худшим из всех современных художников, А. А. Риццони покончил с собой .

Биография

«Жиды-контрабандисты» , (1860), холст, масло Государственный Русский музей .

Александр Антонович Риццони, брат академика живописи Павла Антоновича Риццони (1822-1913), родился в 1836 году. Получив начальное образование в рижском уездном училище и первое знакомство с рисованием и живописью от своего брата, в 1852 году поступил в ученики Императорской Академии художеств , где состоял учеником профессора Б. П. Виллевальда .

В 1857 году был удостоен малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной за картину «Итальянский шарманщик в корчме». В том же году сделал за собственный счет поездку в Италию и Францию. Картина «Жиды-контрабандисты» (в Государственном Русском музее ) доставила ему в 1859 году малую золотую медаль.

После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, неоднократно посещал прибалтийские губернии, и в 1862 году, за картину: «Аукцион в лифляндской деревне» , получил большую золотую медаль и право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера академии.

Совершенствовался четыре года в Париже и особенно в Риме, причем, ещё больше, чем прежде, пристрастился к писанию миниатюрных, тщательно оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из нравов тамошних евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов , монастырские рефектории , трактиры , синагоги и тому подобное.

Восемь картинок подобного рода, привезенных в Санкт-Петербург в 1866 году, доставили Риццони звание академика и продление срока пребывания за казенный счет в чужих краях. В 1868 году, за новые произведения в том же роде, академия возвела Риццони в профессоры. По истечении срока своего пенсионерства, он окончательно поселился в Риме, где жил до самой смерти, но не разрывая связи с Санкт-Петербургом.

Из многочисленных картин Риццони, отличающихся хорошим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прекрасной передачей костюмов и комнатной обстановки, удивительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и излишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: «Римская таверна» (в Государственном Русском музее , в Санкт-Петербурге), «Трапеза капуцинов» (приобретена Козьмой Солдатенковым , в Москве), «Выход кардинала из церкви» (у него же), «Синагога» (у него же), «Ризница в монастыре картезианцев» (в Аничковом дворце , в Санкт-Петербурге), «Совет кардиналов» (у наследников Д. П. Боткина , в Москве), «Чтение талмуда» (в Государственной Третьяковской галерее , в Москве), «Квартет дилетантов», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо , в Риме» и некоторые другие.

Окончил жизнь самоубийством в Риме, в 1902 году .

Оценка творчества

Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего большую часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал русским художником и ярким представителем русской академической школы живописи .

…Ваши картинки прелестны, дай Вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Вот тогда мы поговорили бы с неверующими.
Из письма Павла Михайловича Третьякова художнику .

Риццони сотрудничал с Павлом Третьяковым, помогая в формировании его коллекции, был посредником К. Т. Солдатёнкова в приобретении картин русских художников, живших за границей.

Если бы не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков , Солдатёнков , Прянишников , то русским художникам некому было бы продать свои картины, хоть в Неву их бросай.
А. А. Риццони
Риццони сроднился с миловидным, с идиллией, положив все силы своего таланта на возможно добросовестную работу. Результат этой честной и, во всяком случае, «невредной» деятельности собрал ему кружок почитателей в иной среде руководителей, которую я именно бы назвал средою по преимуществу долга чести и труда.

Интересные факты

  • Весной 1990 года картина А. А. Риццони «Итальянская лавочка», вместе с другими одиннадцатью полотнами, была украдена из Серпуховского историко-художественного музея . Спустя двадцать лет, картина была обнаружена в одной из московских частных художественных галерей и возвращена музею .

Галерея

Комментарии

  1. Нурок Альфред Павлович (1860–1919) — музыкальный критик, публицист.
  2. Находилась к собрании картин Солдатёнкова . В 1926 году была передана в Минск. Во время войны вывезена из Минска гитлеровцами и сейчас числится в списках утрат.
  3. В июне 1901 года в журнале «Мир искусства» , А. А. Риццони назвали самым худшим изо всех современных художников и что обществу, необходимо избавиться от всех работ Риццони, которые позорят русское искусство. Не выдержав травли, художник покончил жизнь самоубийством.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Кондаков С. Н. // = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — Санкт-Петербург: Императорская Академия художеств, 1914. — Т. II. — С. 167. — 453 с. 27 августа 2021 года.
  3. // / Директор Государственной Третьяковской галереи народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ю. К. Королёв . — М. : Издательство «Изобразительное искусство», 1984. — 720 с. — 20 000 экз. 6 октября 2014 года.
  4. Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель. — Л. : «Художник РСФСР», 1990. — 184 с. — («Русские живописцы XIX века»). — ISBN 5-7370-0124-5 .
  5. Коган Д. З. . — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 544 с. — (Мастера). 18 мая 2012 года.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Федорец Анна Ильинична. П. М. Третьякова // «Москва» : Журнал русской культуры. — М. , 2011. — Вып. август . (недоступная ссылка)
  8. Семёнова Наталья. // «Артхроника» : журнал. — М. : Шалва Бреус, 2010. — Вып. от 1 октября . 16 декабря 2014 года.
  9. Гомберг-Вержбинская Э.П., Подкопаева Ю.Н., Новиков Ю.В. // . — 2-е, испр. и доп.. — Л. : Искусство, 1976. — 384 с. — 30 000 экз. 9 июля 2012 года.
  10. Вишневская Ольга. // «ОКАИНФО» : общественно-политическая газета. — Серпухов, 2011. — Вып. от 25 марта , № 11 (461) . — С. 1 .
  11. Макарова Марина. // « Литературная газета » : газета. — М. : ОАО «Издательский Дом „Литературная газета“»., 2011. — Вып. от 15 июня , № 24 (6326) . 28 июня 2012 года.
  12. . — Серпухов: Администрация города Серпухова, 2011. — Вып. от 16 мая .

Литература

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 167. — 459 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • . Дата обращения: 1 июля 2012. 26 сентября 2012 года.
  • . Пермская государственная художественная галерея. Дата обращения: 27 июня 2012. Архивировано из 26 сентября 2012 года.
  • . Дата обращения: 27 июня 2012.
  • . Дата обращения: 27 июня 2012.
  • . Дата обращения: 27 июня 2012. Архивировано из 15 ноября 2012 года.
Источник —

Same as Риццони, Александр Антонович