Микула Давыдович
- 1 year ago
- 0
- 0
Микула Селянинович — легендарный пахарь- богатырь в русских былинах новгородского цикла .
Имя Микула — народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил .
Вариант имени — Викула — объясняется переходом губного носового «м» в губной неносовой «в» в олонецком говоре. Гораздо разнообразнее отчество Микулы: Селянинович, Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович .
Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как « весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля ».
Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович». Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было две дочери — богатырки-поленицы (воительницы), которые также являются центральными героинями былин:
Связь христианского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году :
… и прикатил теплый Микула с кормом (9 мая, когда поля совсем покрываются травой — кормом для скота.). Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда ставят, братчину-микульщину справляют, но таких мест немного. Вешнему Микуле за чарой вина больше празднуют.
В лесах на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался, любимый сын Матери Сырой Земли , богатырь, крестьянством излюбленный, Микула Селянинович, с его сошкой дóрога чёрна дерева, с его гужиками шелко́выми, с омежиком серебряным, с присошками кра́сна золота .
Микулу больше всего смерд (крестьянин, земледелец) чествовал… Ему, поильцу, ему, милостивому кормильцу, и честнее и чаще справлял он праздники… Ему в почесть бывали пиры -столованья на брачинах -микульщинах.
Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника , а почитанье Волоса , скотьего бога, — на святого Власия , так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого — Николая Чудотворца . Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу , которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день « Микулы с кормом » (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) « именины Матери Сырой Земли ».