Савицкий, Виталий Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Константи́н Аполло́нович Сави́цкий ( 25 мая [ 6 июня ] 1844 , Таганрог — 31 января [ 13 февраля ] 1905 , Пенза ) — русский жанровый живописец , академик, действительный член Императорской Академии художеств , член Товарищества передвижных художественных выставок , педагог , первый директор Пензенского художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова .
Друг Ивана Шишкина , соавтор знаменитой картины « Утро в сосновом лесу »; отец живописца Георгия Савицкого , его первый художественный наставник.
Родился в Таганроге в семье военного врача ( село Красный холм, позднее — Бароновка ) . Был определён на обучение в Таганрогскую классическую мужскую гимназию .
Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской гимназии в местечке Биркенруэ Венденского уезда Лифляндской губернии , по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. Учился у профессоров Фёдора Бруни , Алексея Маркова и Павла Чистякова .
За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II . После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу .
С 1872 года экспонент, с 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок . В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже , в 1882 на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве .
После трагической гибели жены в феврале 1875 года вернулся в Россию, поселившись в Динабурге , где художник создал несколько своих самых значительных произведений : « Встреча иконы » (1878), « На войну » (1880) .
Сыновья: Георгий и Андрей.
С 1883 по 1889 годы К. А. Савицкий жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица . В 1891 переехал в Москву преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . С 1894 года руководил в Училище натурным классом. С 1895 года — действительный член Императорской Академии художеств, в 1897 году «за известность на художественном поприще» К. А. Савицкому присвоено звание академика живописи .
Согласно завещанию генерал-лейтенанта Николая Дмитриевича Селивёрстова , застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским , в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя наследодателя .
Первым директором вновь учреждённых картинной галереи и художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова в Пензе, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства императорского двора в 1898 году, был назначен Константин Савицкий ; художник лично разработал программу обучения, внёс изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
К. А. Савицкий возглавлял Училище до момента своей смерти 31 января ( 13 февраля ) 1905 года . Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе .
Один из известных случаев соавторства в живописи, обросший множеством противоречивых слухов — совместная работа Константина Савицкого и Ивана Шишкина над картиной « Утро в сосновом лесу ».
Заметка, написанная женой Константина Аполлоновича, Валерией Ипполитовной Дюмулен, по поводу картины «Утро в сосновом лесу»:
Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы Штиглица , далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина.
В картинах Шишкина К. А. всегда ему писал фигуры (далее неразборчиво) тарантас в картине Шишкина «Дождь в лесу» написал К.А.. К.А. сделал несколько этюдов в Зоологическом саду с медведя и медведицы, которых изучил с большим удовольствие. […] картина была окончена и была выставлена на Передвижной в помещении Поощрения художников. Вещь имела успех; П. М. Третьяков тотчас же купил её. Успех этой вещи Шишкин […] и он стал приписывать только себе. К.А. был страшно этим возмущен […] и замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи.
По другим свидетельствам до покупки картины Павлом Третьяковым , на ней стояли подписи двух художников: Шишкина и Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины, — так как был с Савицким в недоброжелательных отношениях, из-за истории с его картиной «Встреча иконы». .
Именем Константина Савицкого названы:
в библиотеке «Старатель»