Пиль, Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Роже де Пиль ( фр. Roger de Piles , 7 октября 1635 , Кламси — 5 апреля 1709 , Париж ) — французский живописец, гравёр, теоретик искусства и дипломат.
Роже де Пиль происходил из знатного рода Невера. Учился в Невере , Осере . В Париже брал уроки живописи у Клода Франсуа . С 1682 года служил секретарём посланника Франции в Венеции , с 1685 года был на дипломатической службе в Германии, Австрии и Португалии. В 1692 году, во время военных действий, будучи сотрудником дипломатической миссии в Голландии, был арестован в Гааге и заключен в тюрьму на пять лет. Освобождённый в 1697 году, он вернулся в Париж.
Роже де Пиль был известным в Париже коллекционером картин и рисунков, знатоком и мастером атрибуций произведений искусства. В 1699 году он стал почётным членом Королевской академии живописи . Роже де Пиль одним из первых высоко оценил творчество Рембрандта и Рубенса , чем внёс свой вклад в дискуссию «классиков» и «романтиков», известную в истории искусства под названием « Спор о древних и новых ». Последние годы посвятил теоретическим трудам и живописи. Скончался в Париже 5 апреля 1709 года. Похоронен в парижской церкви Сен-Сюльпис .
В 1677 году Роже де Пиль опубликовал сочинение «Беседы о понимании живописи и о том, как должно судить о картинах». В 1681 году — «Рассуждения о произведениях знаменитейших художников» (Dissertation sur les ouvrages des plus fameux peintres...), а в 1699 году прибавил к ним «Краткие жизнеописания» (Abrégé de la vie des peintres), написанные в подражание Дж. Вазари . В этом сочинении он разделил понятия «манеры» и «стиля». Манеру он отнёс к индивидуальности художника, а стиль — к общим проявлениям искусства определённой эпохи и школы . При этом достижения разных мастеров он оценил в «баллах». По композиции высшую оценку Роже де Пиль поставил Рубенсу (18), на балл ниже (17) получил Рафаэль , Пуссену он поставил 15 баллов, Микеланджело — 4. По рисунку первое место получил Рафаэль (18), а на последнем месте оказался Рембрандт (6). По цвету высшую оценку получили Джорджоне и Тициан (18). В 1708 году Роже де Пиль опубликовал основанный на «принципах» «Курс живописи» (Cours de peinture par principes, avec une Dissertation) .
Роже де Пиль подчёркивал значение искусства гравюры , которое может «освежить память или укрепить знания» читателя и любителя искусств. Просветительское значение искусства гравюры ( эстампа ) он сформулировал в кратких тезисах: