Interested Article - Аякс Великий

Аякс ( Аянт, Эант ) Великий ( др.-греч. Αἴᾱς Μέγας ), Аякс Теламонид ( др.-греч. Αἴᾱς Τελαμώνιος ) — в древнегреческой мифологии греческий герой, участвовавший в осаде Трои . Первоначально его культ сформировался на островах Эгина и Саламин в Сароническом заливе , откуда распространился и в других частях Эллады.

Гомер сравнивает его с богом войны Аресом и называет сильнейшим из греков. В «Илиаде» главный троянский герой Гектор и Аякс 8 раз противостоят друг другу. Из всех сражений двух героев нет ни одного, где бы Гектор победил. В двух случаях он даже оказывается на краю гибели, от которой его спасают Аполлон и войско троянцев.

Во время одного из сражений был убит Ахилл. Аякс с риском для жизни вынес его тело с поля боя. Мать Ахилла Фетида решила вручить доспехи сына храбрейшему из воинов. За эту честь стали спорить Аякс с Одиссеем . Существует несколько версий мифов относительно того, каким образом выиграл Одиссей. Разъярённый Аякс захотел убить греческих вождей, но Афина лишила его разума. Вместо греческого лагеря он напал на стадо скота, и перебил его. После, когда к нему вернулся разум, Аякс не выдержал позора того, что произошло, и покончил жизнь самоубийством, заколовшись мечом, который ему подарил Гектор.

Культ Аякса. Создание Илиады

Согласно сказаниям о Трое, Аякс был героем с острова Саламин , который в числе других греческих вождей прибыл в Малую Азию, чтобы отомстить за оскорбление Менелая . В мифах Эллады архаического и классического периодов (VIII—IV века до н. э.) Аякс (Эант) был внуком Эака (Аяка), правнуком Зевса и Эгины — эпонима, расположенного недалеко от Саламина острова в Сароническом заливе . Ещё в V веке до н. э. на нём процветал род Аякидов . Этот факт свидетельствует либо о том, что некий реальный человек с таким именем когда-то жил на острове, либо там проживал род, приписывающий своё происхождение Аяку . Согласно утверждениям лингвистов, имя «Аякс» происходит от «Аяка». Из этого следует, что образ Аякса являлся ответвлением от Аяка, его вариантом, что впоследствии переросло в родство, причём за Аяком сохранилось старшинство. Таким образом, Эгина является родиной культа не только Аяка, но и Аякса .

Первоначальное эгинское происхождение Аякса подтверждается и в других античных источниках. У Гесиода Аякс владеет прибрежными землями Саронического залива, включая острова Саламин и Эгину, Коринф , Мегару , Трезен и др. города . Геродот связывает появление в Афинах храма Эаку с противоборством между Афинами и Саламином . Между Аяком и Аяксом вклинивается Теламон — герой с минимальной биографией, созданный в догомеровские времена исключительно для генеалогии Аякса. Благодаря истории о сыне Аяка и отце Аякса, которого изгнали из Эгины на Саламин, родина Аякса была перенесена с одного острова Саронического залива на другой. Согласно наиболее распространённой версии патроним этого древнегреческого героя взят из его отличительной особенности — башенного щита, который, в отличие от круглого, носили на ремне-перевязи ( др.-греч. Τελαμών ) .

« Илиада », в которой Аякс является одним из основных персонажей, по преданию была создана Гомером в VIII веке до н. э. Изначально она передавалась из уст в уста бродячими певцами. У исследователей данного памятника древнегреческого эпоса существуют различные мнения относительно её авторства, места и времени создания. Дошедшее до наших дней произведение было собрано из множества передаваемых в народном предании песен учёной комиссией, в которую входили Ономакрит , , , по указанию афинского тирана Писистрата (560—527 годы до н. э.), то есть почти через два столетия после Гомера .

В современной литературе существует несколько версий относительно происхождения поэмы. По мнению «унитариев» у Илиады был один автор, впоследствии в неё внесли лишь незначительные по сути дополнения . Другая группа учёных приходит к выводу, что книга состоит из нескольких частей, связанных воедино. Одной из них была эпопея (т. н. «Эантида» или «Гекториада»), в которой главным действующим лицом со стороны греков был не Ахилл , а Аякс (Эант) Теламонид, который противостоял Гектору и в конечном итоге его убивал . Примечательно, что из всех сюжетов произведения впервые в изобразительном искусстве появляются те, где изображён поединок Гектора с Аяксом .

Исследователи «Илиады» обращают внимание на взаимосвязь двух Аяксов. Эту пару даже связывали с близнечным культом по типу Диоскуров . Общепринятой версией стало утверждение, что изначально Аяксы Великий и Малый представляли собой один образ, который затем раздвоился . Раздвоение культа возникает вследствие его широкого распространения, когда в одной местности герою присваивают местные отличительные черты . Вера в Аякса, покровителя и защитника мореплавателей, распространилась в Сароническом заливе, в Локриде и греческих колониях в Италии. Для локров Аякс был сыном местного царя Оилея , а для жителей Эгины, Саламина и Афин — Теламона. Оба образа проникли в разные народные песни о Троянской войне, а оттуда в «Илиаду» .

В Афинах Аякс стал почитаемым героем в VI веке до н. э. О возможных «политических» правках Илиады во время Писистрата, обосновывающих связь Аякса с афинянами, а также их претензии на родину Аякса Саламин, писал ещё Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) . По версии афинян, сын или внук Аякса Филей переехал из Саламина на материковую Грецию, стал гражданином Афин и завещал городу свой родной остров . Через него Аякса считали своим предком такие знаменитые военные и политические деятели Эллады, как Мильтиад и Алкивиад . Перед битвой при Саламине (480 г. до н. э.), по свидетельству Геродота, греки призывали на помощь Аякса .

Святилища Аякса «эантейоны» существовали в различных уголках Древней Эллады, в ряде городов справляли праздники Эантеи, а в Афинах одна из десяти созданных Клисфеном фил носила имя Аякса .

Мифы

Происхождение. До начала Троянской войны

Аякс родился в семье царя Саламина Теламона и Перибеи . Когда Перибея была беременной, в гости к Теламону приехал Геракл . Он попросил своего отца Зевса, чтобы у Теламона родился мальчик. В небе появился орёл, что сочли благим предзнаменованием. По совету Геракла мальчика назвали «орлом» ( др.-греч. Αίαντας ) или в транслитерации Эантом. Впоследствии имя трансформировалось в «Аякса» (Αἴας) . По одной из версий мифа, тело Аякса, кроме подмышки, было неуязвимо, так как его в младенчестве завернул Геракл в свою львиную шкуру .

Был среди нескольких десятков женихов Елены . Приёмный отец невесты спартанский царь Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из нескольких десятков знаменитых воинов, царей, сыновей богов он мог получить одного друга, ставшего мужем Елены, и несколько десятков рассерженных врагов. По совету Одиссея Тиндарей обязал всех женихов дать клятву признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь в случае опасности и обиды . Хоть супругом Елены стал Менелай , Аякс Теламонид оказался связанным на всю жизнь клятвой. Когда через десять лет, при содействии Афродиты , троянский царевич Парис похитил жену Менелая, Аякс со своим войском был вынужден влиться в армию ахейцев, отправившуюся к стенам Трои .

На момент начала Троянской войны он предстаёт царём Саламина, который имеет под своим началом 12 кораблей .

Троянская война

Скульптура М. И. Козловского «Аякс защищает тело Патрокла» из собрания Русского музея , Санкт-Петербург
Битва за тело Ахилла. Аякс в левой части побеждает Главка. Изображение на древнегреческой вазе (ныне утерянной) 540—530-х годов до н. э.

Под стенами Трои Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу . Он огромен ростом, грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью . На основании этого щита, характерного для эпохи микенской цивилизации , современные исследователи относят Аякса к наиболее древним персонажам «Илиады» , так как такой формы защитное вооружение перестали использовать ещё в XIII веке до н. э. Появляется он исключительно пешим, воюет в одиночку, а не во главе отряда. По утверждению доктора исторических наук Л. С. Клейна , в гомеровском эпосе образ Аякса близок к таковому русского былинного богатыря . Гомер сравнивает его с богом войны Аресом и называет сильнейшим из греков . Во время битвы с Гектором бросает огромный камень, который пробивает щит главного троянского героя и ранит его в колено, но его спасает Аполлон . Ещё раз герои сходятся в схватке и вновь Гектор ранен брошенным Аяксом камнем. Царевича уносят пришедшие на помощь троянские воины . Всего в «Илиаде» Гектор и Аякс 8 раз противостоят друг другу. Из всех боевых встреч двух героев нет ни одной, где бы Гектор вышел победителем, а в двух случаях они заканчиваются явной неудачей для троянского героя, когда от гибели его спасают Аполлон и войско троянцев . После одного из сражений враги разошлись, обменявшись подарками. Аякс получил от троянского царевича меч, а ему подарил ремень . Поскольку обмен дарами в «Илиаде» отсутствует, то речь идёт о более поздних мифах. Они введены затем, чтобы показать несчастья, которые приносят вражеские дары . При появлении на поле Аякса со своим знаменитым башенным щитом троянцы в испуге разбегались . В «Илиаде» так описывается участие Аякса в бою :

Словно река наводненная в поле внезапная хлынет,
Бурно упавшая с гор, отягченная. Зевсовым ливнем;
Многие дубы иссохшие, многие древние сосны
Мчит и, крутящаясь, ил свой взволнованный в море бросает, -
Так устремился и всo взволновал Теламонид могучий,
Коней разя и мужей.

В битве за корабли, когда Одиссей оказался в окружении врагов и был ранен, то от смерти его спасли Менелай с Аяксом . После гибели Патрокла Аякс прикрывает его тело , а затем помогает грекам унести тело с поля боя, отражая вместе с Аяксом Оилидом атаки троянцев . Перед битвой при кораблях выступает в роли главнокомандующего, который вдохновляет греков не дать троянцам уничтожить их лагерь , а во время сражения собственноручно убивает двенадцать воинов .

Смерть

«Спор между Аяксом и Одиссеем». Леонард Брамер , 1625—1630-е годы. Принсенхоф , Нидерланды
Фрагмент картины Никола Пуссена «Царство Флоры» на котором изображено самоубийство Аякса. 1631 год. Дрезденская галерея

Во время одного из сражений у стен Трои Ахилл был убит. За его тело началась битва. Аякс убил Главка , а затем вынес тело павшего героя, пока Одиссей отбивал натиск троянцев . На погребальных играх в его честь победил в метании диска .

После этого мать Ахилла Фетида решила вручить доспехи сына храбрейшему из греческих воинов. На этот почётный статус осмелились претендовать лишь Аякс с Одиссеем. Существует несколько версий относительно того, каким образом был выбран Одиссей. По одной из них, Агамемнон недолюбливал потомков Эака, к которым относился и Ахилл, и поэтому присудил доспехи Одиссею. По другой — выбор сделали вожди тайным голосованием. По третьей версии, Агамемнон послал лазутчиков под стены Трои, чтобы те услышали от самих троянцев, кого они считают наиболее храбрым. Те и подслушали разговор девушек, обговаривающих сражение за тело Ахилла, одна из которых по наущению Афины сказала: « Даже рабыня смогла бы это сделать, если у неё на плечах мёртвый, но стоит ей в руки вложить оружие — она со страха забудет, на что способна. Не Аякс, а Одиссей принял на себя всю мощь нашего удара » .

Аякс не смог пережить такую обиду. Он решил перебить ночью вождей греков, но был лишён Афиной разума. В этом состоянии он напал на стадо скота, и, думая, что перед ним его обидчики, перебил их. Утром, придя в себя, он в отчаянии позвал своего сына Еврисака от Текмессы , передал свой щит и покончил жизнь самоубийством, заколов себя мечом Гектора. Перед смертью он проклял Агамемнона и весь его род Атридов, призвав на них богинь мщения эриний . Агамемнон запретил предавать тело Аякса огню, а велел похоронить в гробу на Ретейском мысе .

Посмертные мифы

Из крови Аякса вырос алый цветок гиацинт , на лепестках которого согласно легенде можно увидеть буквы «AI». Они, с одной стороны, являются первыми в слове «Аякс» («Αἴᾱς»), а с другой — могут означать печаль . Доспехи Ахилла, ставшие причиной ссоры с Одиссеем, приведшей к самоубийству, после кораблекрушения попали в море, после чего по воле богов были выброшены к могиле Аякса . Когда Одиссей попал в Аид, то встретил тень Аякса. Бывший соперник, несмотря на примирительные слова, не захотел говорить с Одиссеем. Впоследствии волны размыли могилу. В ней были обнаружены громадные кости. Коленные чашечки мифологического героя были размером с диск для метания .

В книге Платона « Государство » описаны представления автора о загробном мире, включавшие рассказы о переселении душ. Согласно данному античному источнику, душа Аякса после смерти предпочла воплотиться в теле льва, а не человека, так как он не хотел вновь испытать несправедливость по типу той, которую ощутил во время спора о принадлежности доспехов Ахилла .

Предполагаемую могилу Аякса после перехода через Геллеспонт посетил Александр Македонский .

В искусстве и науке

В древнегреческой вазописи отображены различные элементы мифов об Аяксе, как то: «поединки Аякса с Гектором», «Аякс выносит тело Ахилла», «спор из-за доспехов Ахилла», «самоубийство Аякса» и другие. В европейском изобразительном искусстве мифологические сюжеты, связанные с Аяксом, отображены на картинах Никола Пуссена «Царство Флоры», «Спор между Аяксом и Одиссеем» Леонарда Брамера , скульптурах Антонио Кановы «Аякс», Михаила Козловского «Аякс защищает тело Патрокла» и других .

Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Из всего массива античной литературы с описанием смерти Аякса до сегодняшнего дня полностью дошла лишь одноимённая трагедия Софокла . В ней афинский трагик создаёт трогательный образ подруги Аякса Текмессы . Царь Саламина разрушил её город, его войска убили отца и мать, а саму девушку сделали рабыней. При этом она не только не возненавидела Аякса, но и искренне полюбила. Любовь заменила несчастной девушке утерянных родителей и родной город. На фоне Текмессы автор подчёркивает величие Аякса, который смог внушить такую любовь рабыне. В произведении также нашло отображение противостояния Афин и Спарты, которое было актуальным во время жизни Софокла. Напоминание о том, что Менелай — царь Спарты и его слова для афинян не указ, встречало одобрение публики .

В метафорическом значении фраза «два Аякса» обозначает двух верных друзей, а «ссора Аякса с Одиссеем» — острое противостояние .

Именем Аякса названо несколько кораблей военно-морского флота Великобритании , а также астероид Юпитера , открытый в 1936 году немецким астрономом Карлом Рейнмутом .

Данный герой античного греческого эпоса стал эпонимом футбольного клуба Амстердама . На момент его образования в обществе на фоне открытия Трои Генрихом Шлиманом была популярна древняя Эллада. На логотипе клуба изображён Аякс .

Примечания

  1. , Аякс, с. 83.
  2. , Немейские песни. IV. 11; Vii. 9—10.
  3. , с. 187.
  4. , Перечень женщин или Эои. Фрагмент 153, с. 204.
  5. , Книга V. 89.
  6. , с. 187—188.
  7. : [ 3 января 2023 ] / В. В. Файер // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 96. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
  8. , с. 110.
  9. , с. 8—14.
  10. , с. 182.
  11. , с. 183.
  12. , с. 191.
  13. , с. 196.
  14. , Книга IX. 10, с. 394.
  15. , с. 186.
  16. , Описание Эллады. Книга I. Глава 35 (2).
  17. , Книга VI. 35.
  18. , Аякс, с. 50—51.
  19. , Книга VIII. 64.
  20. , Великие Эои. Фрагмент 250, с. 168.
  21. , Мифологическая библиотека. Книга третья. XII (7).
  22. , Аякс, с. 121—122.
  23. , Александра. 453—456.
  24. , Фрагмент Фракиянки. Примечание М. Л. Гаспарова, с. 299—300.
  25. , Мифологическая библиотека. Книга III. X (8).
  26. , 81. Женихи Елены.
  27. , Мифологическая библиотека. Книга III. X (9).
  28. , Описание Эллады. Книга III. Глава 20 (9).
  29. , Елена, с. 356—358.
  30. , Троянская война, с. 999.
  31. Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 557—558
  32. , Мифологическая библиотека. Эпитома. III (11).
  33. , 97. Кто пошёл воевать под Трою и на скольких кораблях.
  34. Гомер . Песнь седьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 206—223
  35. , с. 158.
  36. , с. 161.
  37. Гомер . Песнь седьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 208
  38. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 543
  39. , с. 116.
  40. Гомер . Песнь седьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 268—271
  41. Гомер . Песнь четырнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 403—434
  42. , с. 181.
  43. , 112. Вызывавшие друг друга на поединок, кто с кем сражался.
  44. , Аякс. 658—662.
  45. , с. 177.
  46. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 485—486
  47. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 492—497
  48. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 464—488
  49. Гомер . Песнь семнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 132—137
  50. Гомер . Песнь семнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 715—734
  51. Гомер . Песнь пятнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 500—514
  52. Гомер . Песнь пятнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 726—745
  53. , Мифологическая библиотека. Эпитама. V (4).
  54. , Мифологическая библиотека. Эпитама. V (5).
  55. , Безумие Аякса (a), с. 429—430.
  56. , Аякс. 834—845.
  57. , Мифологическая библиотека. Эпитама. V (6—7).
  58. , Безумие Аякса (b—g), с. 429—430.
  59. , Книга XIII. 386—398 и комментарии.
  60. , Безумие Аякса (i), с. 429—430.
  61. Гомер . Песнь одиннадцатая // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 543—565
  62. , Описание Эллады. Книга I. Глава 35 (4—5).
  63. Платон . Государство. Книга десятая. 620 b // Сочинения в четырёх томах / под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — Т. 3, часть 1. — С. 492. — 752 с. — ISBN 978-5-288-04369-7 .
  64. , Книга XVII. XVII (3).
  65. , с. 365—366.
  66. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 113. — ISBN 3-540-00238-3 .
  67. . euro-football.ru . Дата обращения: 1 августа 2019. 1 августа 2019 года.

Литература

Античные источники

  • Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  • Геродот . / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л. : Наука, 1972.
  • Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  • Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
  • Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
  • Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Ликофрон . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого и комментарий И. Е. Сурикова. — 2011. — № 1—2 .
  • Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • Пиндар . Немейские песни // / Пиндар; Вакхилид ; изд. подг. М. Л. Гаспаров.. — М. : Наука, 1980. — 503 с. — ( Литературные памятники ). — 50 000 экз.
  • Софокл . Аякс // Драмы / В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. — М. : Наука, 1990. — (Литературные памятники).
  • Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М. : Ладомир, 1994.
  • Эллинские поэты / Издание подготовили М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо. Вступительная статья и составление В.Н. Ярхо. Примечания М.Л. Гаспарова, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо. Ответственный редактор М.Л. Гаспаров. Оформление В.В. Истомина.. — М. : Ладомир, 1999. — 515 с. — (Античная классика). — ISBN 5-86218-237-3 .
  • Эсхил. / в переводе Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов, Н. В. Котрелев, В. Н. Ярхо. Ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1989. — (Литературные памятники).

Современная литература

Источник —

Same as Аякс Великий