К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Триумфальная арка Константина ( лат. Arcus Constantini , итал. Arco di Costantino ) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней . Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года . Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов ( сполии ). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный , облицованный мрамором.
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:
На аттике попарно расположены восемь барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия ( 161 — 180 ), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами ( 169 — 175 ). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia , император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода .
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков , взятые, вероятно с форума Траяна . Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Посвятительная надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников «по божественному вдохновению и величии духа» , однако, под этими словами можно различить более раний текст: «По мановению Юпитера Оптима Максима» . Вероятно, это изменение внесли после того, как император впервые увидел надпись, составленную без его ведома, то есть, во время возвращения правителя в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Содержание первоначальных слов, высеченных на данном монументе, говорит о следующем: непосредственно после одержанной победы было ясно, что император — римлянин- язычник .
Восемь коринфских колонн (по четыре с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону , охота на льва, принесение жертвы Геркулесу , по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване , охота на медведя, принесение жертвы Диане . Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора ; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана , продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.