Мастер спорта России международного класса
- 1 year ago
- 0
- 0
Мастер-класс ( англ. Master class , нем. Meisterkurs, Musikpädagogik , фр. Classe de maître , в СССР использовался термин творческая мастерская ) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна , а также науки , педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности .
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем .
Отдельные элементы метода можно встретить в практике художников эпохи Возрождения и концертирующих музыкантов эпохи барокко . Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини) получала музыкальное образование в Венеции в Ospedale dei Mendicanti, где изучала пение, клавесин , скрипку и теорию музыки. В это же время она брала уроки игры на скрипке у Джузеппе Тартини в Падуе . В своём письме от 5 марта 1760 года , написанном ещё до личного знакомства маэстро и ученицы, Тартини рассказывает ей о приёмах игры на скрипке . По его содержанию можно предположить, что последовавшие занятия под руководством Тартини должны были проходить в форме, приближенной к мастер-классу.
Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист , проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году . В его занятиях с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс был рассчитан на 10—20 участников. Хотя Лист не определял произведения к подготовке, большинство заранее интересовались, какие сочинения они могли бы отрепетировать к следующему мастер-классу. Его продолжительность была от полутора до двух часов; обычно он начинался в 16.30, после обеда и дневного сна . Среди слушателей мастер-классов Листа были Эмиль фон Зауэр , Мориц Розенталь , Жозе Виана да Мотта , Артур Фридхайм . Прекратил свои мастер-классы пианист только перед самой смертью.
Физик Уильям Томпсон в 1884 году провёл двадцать занятий по молекулярной динамике и волновой теории света в форме мастер-класса .
Широкое распространение получили мастер-классы в педагогической деятельности Густава Леонхардта , Мстислава Ростроповича , Владимира Горовица , Жорди Саваля , Кэйко Абэ и других выдающихся музыкантов XX века .
Некоммерческая общественная организация, зарегистрированная в Бристоле ( Великобритания ), , записывает мастер-классы крупнейших музыкантов современности. Фонд преследует две цели: во-первых, создать архив таких мастер-классов, а во-вторых, сделать их доступными на DVD -дисках и через Интернет для учащихся музыкальных школ и студентов всего мира. Среди деятелей искусства, с которыми сотрудничает Media Foundation Masterclass на постоянной основе: Максим Венгеров , Андраш Шифф , Бернард Хайтинк , Курт Мазур , Эвелин Гленни , Юрий Башмет , Томас Квастхофф .
Классический мастер-класс включает :
Так участник творческой мастерской Мстислава Ростроповича описывает происходившее на занятии:
«Ростропович уже тогда занимался по системе, которая сейчас называется мастер-классом. На его уроках бывали не только виолончелисты из других классов, но и коллеги-педагоги, а часто и скрипачи , контрабасисты , пианисты , дирижёры… Композиторы приносили показать свои новые произведения. Класс был всегда переполнен, вдоль всех стен и на подоконниках сидели люди, слушая и наблюдая эти уроки, каждый из которых был для нас своего рода концертом... Здесь Ростропович занимался со своими учениками, ныне прославленными виолончелистами и педагогами, сделавшими его школу достоянием мировой культуры, такими, как Наталия Гутман , Миша Майский , Каринэ Георгиан , Виктория Яглинг , Давид Герингас , Иван Монигетти , Ваграм Сараджян. Последние — это, собственно, мои соученики и друзья, с ними мы занимались в классе в один период времени... Многие приходили с магнитофоном и записывали эти уроки. Миша Майский вообще постоянно сидел с магнитофоном в классе. Японцы приезжали с видеокамерами , это была тогда диковинка, новейшее изобретение... У Ростроповича всегда в запасе были какие-то очень яркие, точные, образные примеры, связанные с исполняемой музыкой. Некоторые из них он употреблял часто, а были такие, которые появлялись спонтанно, и которые можно было услышать только при кропотливой работе в классе. Сидя в потёртом зелёном кожаном кресле, поминутно вскакивая к роялю , он сам перевоплощался в композитора и снова создавал его произведение "здесь и сейчас"... Одна из характерных особенностей его занятий: он очень редко брал виолончель в классе, чтобы что-то показать. Как правило, он все свои замечания иллюстрировал на рояле — для того, чтобы студенты не копировали его внешне, а старались проникнуть в суть самой музыки, искали свои варианты интерпретации».
— М. Ю. Уткин. Об Учителе и Человеке.
Мастер-класс может дополняться теоретическим обзором актуальных проблем и технологий, однако главная задача — передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию . Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности мастера и аудитории .
Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм . Данная форма занятия не регламентируется и по времени: мастер-класс может продолжаться от часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста и на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и сам демонстрирует отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки . После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход.
Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то такую форму занятий называют творческой мастерской .
Часто мастер-класс сопровождает гастроли выдающегося деятеля искусств и проводится за день до выступления либо на следующий день после него.
Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить . Важную роль играет также обучение аудитории профессиональному языку той или иной научной дисциплины (литературоведение, искусствоведение…) .
Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку ; он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории. Выделяются три основных типа педагогических мастер-классов :
Выделяются также предметный и межпредметный мастер-классы.
Применяется мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят :
«Когда я играю, то я всегда играю для тех людей, которые занимают места на галёрке, чтобы они, заплатив только пять грошей за место, могли получить удовольствие от моей игры».
— Amelia Muller Fay. Liszt. As a Teacher .