Interested Article - Сидоров, Алексей Алексеевич (искусствовед)

Алексе́й Алексе́евич Си́доров ( 1 (13) июня 1891 30 июня 1978 ) — советский искусствовед , библиофил и коллекционер , автор ряда работ по истории русского и европейского искусства, специалист по книговедению и истории рисунка. Доктор искусствоведения (1936), член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).

Биография

Родился в селе Николаевка Курской губернии, ныне Бурынского района Сумской области, Украина . Был одним из первых выпускников 9-й гимназии им. Медведниковых в Москве . В юношеские годы публиковал стихи: 21 стихотворение Сидорова вошло в сборник «Toga praetexta» (1910), совместный с таким же начинающим поэтом Дмитрием Ремом. О стихах Сидорова благосклонно отозвался Николай Гумилёв («Если это действительно первые опыты, на него можно возлагать надежды. Он не так уж плохо подражает Валерию Брюсову, еще удачнее Андрею Белому… В его книге есть строки детские, строки фокуснические, но в общем он чувствует ритм, любит рифму и стихотворения пишет не потому, что хочет, а потому, что должен»).

Окончил Московский университет в 1913 году и до начала Первой мировой войны находился на стажировке в Италии , Австро-Венгрии и Германии . В 1916—1921 и 1927—1936 годах работал в Государственном музее изящных (изобразительных) искусств . Преподаватель и профессор отделения истории и теории искусств МГУ (1921—1950). Принёс в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награждён орденом Ленина , тремя другими орденами, а также медалями. В 1921 году защитил магистерскую диссертацию «Эволюция художественного образа в истории искусств».

« В диссертации проводилась мысль о необходимости создания в качестве особой дисциплины художественной „эйдологии“, как учения об образе, комплексном и живом единстве художественного произведения, эволюционирующем в связи общей жизнью человеческих обществ, поскольку в его создании неизбежно участвуют не только непосредственные профессионально-художественные силы искусства, но и общественные идеологические системы …»

С 1920-х годов, согласно воспоминаниям П. А. Судоплатова , Сидоров под псевдонимом «Старый» оказывал помощь ОГПУ по борьбе с немецким шпионажем . Во время Великой Отечественной войны должен был оставаться в Москве на случай оккупации , как известный немецкой разведке, для прикрытия советских бойцов. Подстраховывал 4-е управление (Особую группу) НКВД во время операции «Монастырь» . В этом ему помогала жена под псевдонимом «Мир», а также профессор литературы, являвшийся агентом царской охранки , под псевдонимом «Шорох», и другие люди .

Автор работ по отдельным вопросам западноевропейской графики эпохи Возрождения и модернизма . Опубликовал исследования «Графический язык Рембрандта », «Искусство Бердсли » и др. Изучал и собирал работы мастеров русской и советской графики. Опубликовал статьи «Революция и искусство», «Русская графика за годы революции 1917—1922» и др. В послевоенные годы появились работы А. А. Сидорова, посвящённые развитию графических искусств в России и русскому книжно-оформительскому делу. Сидоров опубликовал около двух сотен работ, посвящённых различным областям художественной культуры — от архитектуры и танца до экслибриса . Известен множеством научных докладов и выступлений, систематической редакционной деятельностью в советском искусствознании.

«Особая тема — место Сидорова в нашей искусствоведческой среде. Для многих и многих специалистов нескольких поколений был, кроме всего, глубоким и доброжелательным оппонентом диссертационных сочинений. Именно его участие в диспутах превращало их в события искусствоведческой жизни…» Г. Ю. Стернин .

В последние годы жизни завершил работу над «Воспоминаниями», рассказывающую о культурном быте и художественной жизни Москвы и Ленинграда в 1920-30-е гг., см. Стернин Г. Ю. «А. А. Сидоров: полвека в искусстве».

Был женат на дочери врача А. С. Буткевича, Татьяне Андреевне (1887—1983), которая была с юности дружна с С. Н. Дурылиным . А. А. Сидоров также дружил с Дурылиным и был связан с ним профессиональными интересами. Их дочь, Наталья Алексеевна Сидорова (1924—2001) — искусствовед, один из лучших знатоков чёрнофигурной расписной керамики; занималась атрибуцией римских портретов, саркофагов; автор ряда монографий и книг.

Отзывы

«А. А. Сидоров меня привлекал и как собиратель русских рисунков. Они были у него в хорошем порядке, вмонтированы в паспарту и проложены калькой. Всю коллекцию мне не пришлось увидеть, но отдельных авторов он всегда представлял мне для просмотра. И я нисколько не удивился, что коллекцию он решил передать в Третьяковскую галерею… У А. А. Сидорова было большое собрание и иностранных рисунков, среди которых были просто шедевры, как, например, рисунки Дюрера . А. А. Сидоров широко известен и как собиратель книжных знаков, но мало кто знает и помнит, что он и сам занимался гравированием, причём резал он свои работы в книжно-декоративном плане. А. А. Сидоров всегда был очень доброжелательным человеком. Он никогда и никому не отказывал в рецензировании работ и выступал на защитах диссертаций.»

Автор воспоминаний П. Е. Корнилов , отрывок из авторской рукописи .

[ неавторитетный источник ]

Основные работы

  • Искусство книги (1922).
    • 2-е изд. М., 1979;
  • Портреты из истории искусств. Сонеты, гравюры на дереве (1922).
  • Современный танец (1922).
  • Русская графика за годы революции. 1917—1922. — М., 1923.
  • Русские портретисты XVIII в. Выпуск 15. — М.-Пг.: Государственное издательство, 1923.
  • Книга в России. Ч. 1-2 (1924—1926).
  • Уголки Москвы: миниатюры в гравюрах на дереве Ивана Павлова (1925).
  • Искусство Обри Бердслея . Юношеские рисунки (1926).
  • Кете Кольвиц (1931).
  • Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История. — М.—Л., 1940.
  • Леонардо да Винчи. 1452—1519 (1945).
  • Уильям Хогарт . 1697—1764 (1946).
  • История древней русской книжной гравюры (1946).
  • История оформления русской книги: учебное пособие. — М.; Л.: Гизлегпром, 1946.
    • / Чл.-кор. АН СССР А. А. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Книга , 1964. — 392 с.
  • И. Ф. Рерберг (1947).
  • А. А. Шовкуненко — народный художник СССР (1948).
  • Графика (1949).
  • И. Е. Репин (1949).
  • Древнерусская книжная гравюра. — М.: АН СССР , 1951. — 395 с., [5] л. ил. 5000 экз.
  • Рисунок старых русских мастеров. — М., 1956.
  • Рисунок русских мастеров (2-я пол. XIX в.). — М., 1960.
  • Врубель. Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова / А. А. Сидоров; ред.-сост. М. И. Флекель . — Л., 1964.
  • Записки собирателя : Книга о рисунках старых и новых. — Л. : Художник РСФСР , 1969.
  • Русская графика начала XX в. — М., 1969.
  • Книга и жизнь. Сборник книговедческих работ. М., 1972.
  • О мас­те­рах за­ру­беж­но­го, рус­ско­го и со­вет­ско­го ис­кус­ст­ва. Избранные труды. — М.: Советский художник , 1985 ( ).
  • Moskau . Berlin: Albertus-Verlag, 1928. (Sidorow, Alexys A. - составитель фотоальбома с видами Москвы 1920-х гг.)

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 августа 2011. Архивировано из 12 декабря 2011 года.
  2. Раззаков Ф. И. Пуля для Зои Фёдоровой, или КГБ снимает кино. — М. : Алгоритм, 2016.
  3. Сидоров А. А. Избранные труды. М.: Советский художник , 1985. — С. 12.
  4. Судоплатов П. А. Победа в тайной войне. 1941—1945 годы. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 544 с. — ISBN 5-224-05345-5 .
  5. Судоплатов П. А. Хроника тайной войны и дипломатии. 1938-1941 годы. — М. : Алгоритм, 2017. — 352 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-906979-69-8 .
  6. Сталинградская битва. Тайный фронт маршала Сталина. — М. , 2018. — ISBN 978-5-9500-4547-9 .

Литература

Ссылки

  • на официальном сайте РАН
  • . Летопись Московского университета . Дата обращения: 25 апреля 2018.
  • в «Русской портретной галерее»
  • на сайте «Немецкая гравюра»
  • на сайте Архива РАН
  • Немировский Е. Л.
Источник —

Same as Сидоров, Алексей Алексеевич (искусствовед)