Interested Article - Альгамбра
- 2021-05-05
- 1
Альгáмбра ( исп. Alhambra , от араб. الحمراء аль-хамра — «красная» ) — архитектурно-парковый ансамбль , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании . Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра — их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети , жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры .
Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы , и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе .
Свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.
История
Холм Ла-Сабика, бóльшую часть которого занимает Альгамбра, был населен еще в доримские времена. Первую крепость здесь построили арабы; она называлась Ильбира (по-испански Эльвира). В конце IX в. здесь укрывался вождь восстания в Кордовском халифате Саввар ибн Хамдун аль-Мухариби. Далее это место долго не упоминается — до XI века, когда полуразрушенное укрепление отстроил Шмуэль ха-Нагид (993—1055/1056), визирь эмира Гранады Бадиса ибн Хабуса из династии Зиридов . До воцарения Насридов Альгамбра представляла собой просто укрепленный квартал ( медину ). Она могла существовать автономно от города: там были дворец правителя, школы, ремесленные мастерские и т. д.
В 1238 г. Гранаду захватил Мухаммед I ибн Наср , по прозвищу «аль-Ахмар» (Рыжий), отняв её у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа, который ранее, в свою очередь, отобрал её у ослабевших Альмохадов . Войдя в город через Ворота Эльвиры, он занял Флюгерный Замок. На приветствия жителей: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!» он отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха» — эти слова (Wa La Ghalib illa Allah) стали девизом основанной им династии Насридов и часто встречаются на стенах Альгамбры.
Мухаммед I начал строительство дворца, которое продолжил его сын и наследник Мухаммед II (1273—1302). При Юсуфе I (1332—1354) была построена башня Комарес, при Мухаммеде V (1354—1359) — Львиный дворик . Были выделены Алькасаба как цитадель и Медина — жилое поселение с эмирским дворцом.
В 1492 году Гранада была завоёвана Католическими королями , и Альгамбра стала королевской резиденцией. Первым её алькальдом (и генерал-капитаном Гранады) был назначен Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес (1440—1515), граф де Тендилья, прозванный «Великим Тендильей», внук знаменитого испанского поэта маркиза де Сантильяны .
В XVI—XVII вв. на месте мечети построена церковь Санта-Мария, а рядом с дворцовым комплексом появился дворец Карла V.
После воцарения Бурбонов , то есть с царствования Филиппа V (1700—1746), испанские короли практически утратили интерес к Альгамбре.
В 1817. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки Альгамбры. По приказу маршала Сульта под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска . Но документальных подтверждений этого события нет.
В 1821 году Альгамбра пострадала от землетрясения.
Со второй трети XIX в. Альгамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга , жившего в 1829—1832 г. в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона , Франсуа-Рене де Шатобриана , Виктора Гюго , Эдварда Бульвер-Литтона и других.
Тогда же начались работы по реставрации Альгамбры, в которых особо прославились архитекторы Хосе Контрерас Осорио (руководивший работами в 1841—1843 г.), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос (в 1847—1890 г.) и внук Мариано Контрерас Гранха (в 1890—1910 г.). Впрочем, по современным представлениям их реставрация была далека от научной, они исходили из распространённых в то время и весьма искажённых представлений о мавританской архитектуре , породивших даже архитектурный стиль «альгамбризм». Ближе к историческому облику Альгамбру вернул архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, хранитель музейного комплекса в 1923—1936 г.
Архитектура
Алькасаба
Алькасаба (от арабского слова аль-касба , означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. Главные достопримечательности:
- Кубическая башня ( Torre del Cubo , правильней: круглая башня), или Ла Таона ( La Tahona ), — полукруглая башня со смотровой площадкой, с которой открывается вид на долину реки Дарро и квартал Альбайсин . Построена в 1586 г. Входит в состав стены, соединяющей Алькасабу с остальным комплексом.
- Адарве ( Adarve ), дозорный путь на северной стене.
- Оружейная площадь ( Plaza de Armas ), пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму.
- Дозорная башня ( Torre de la Vela ), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамёна. Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana ), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).
- Башня Оммажа ( Torre del Homenaje ), шестиэтажная, высотой 26 м, в христианскую эпоху выполнявшая функцию донжона . По легенде, в ней жил аль-Ахмар до постройки дворца. Первый этаж использовался как тюрьма и как продовольственный склад.
- Башня Идальго ( Torre de los Hidalgos ). Невысокая оборонительная башня у подножия Дозорной башни, рядом с бывшими конюшнями.
- Сломанная башня ( Torre Quebrada ). Высокая башня в центре широкой восточной стены. Построена на месте более старой башни, которая вошла в её состав. Получила название из-за трещины, пересекшей её сверху донизу.
- Башня Щитоносца ( Torre del Adarguero ). Крайняя южная башня восточной стены Алькасабы.
- Пороховая башня ( Torre de la Pólvora ). Самая южная, невысокая башня рядом с Дозорной. Здесь хранились запасы пороха.
- Оружейная башня ( Torre de las Armas ). Соединяла Алькасабу с кварталом Альбайсин через Оружейные ворота ( Puerta de las Armas ). Давала возможности пройти на внутренний двор и ко дворцу Насридов. Переход сделан в форме колена для упрощения обороны.
- Башня Султанши ( Torre de la Sultana ). Небольшая башня в южной внутренней стене, по соседству с Садами Адарве. Кроме оборонительного назначения, использовалась как склад и как жилое помещение.
- Сад Адарве ( Jardin de los Adarves ). Устроен в XVII в. на месте рва между наружной и внутренней южными стенами.
Площадь Водоёмов и прилегающие к ней постройки
Площадь Водоёмов ( Plaza de los Aljibes ) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V — с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С неё туристы входят в Алькасабу.
- Ворота Справедливости ( Puerta de la Justicia ), или Ворота Эспланады ( Puerta de la Explanada ), поскольку в своё время перед ними простиралось обширное пространство, — вход в Альгамбру из Альгамбрского леса. Возведены в 1348 г. Над внешними воротами есть арабское изображения руки (возможно, руки Фатимы , дочери пророка), над внутренними — ключа, а также статуя Мадонны в нише, сделанная Роберто Алеманом уже по указанию Католических королей.
- Винные ворота ( Puerta del Vino ), внутренние ворота, соединявшие площадь Водоемов с Мединой. Одна из самых старинных построек Альгамбры. Строительство этих ворот относят к эпохе Мухаммеда III, то есть к 1302—1309 гг. Оформление западного фасада выполнено в конце XIII — начале XIV в., восточного — позже 1367 г. По одной версии, название ворот объясняется тем, что здесь продавали вино, не облагаемое налогом, по другой — что просто произошло искажение старинного арабского названия «Bib al-hamra'» (Красные ворота), превратившегося в «Bib al-jamra» (Винные ворота). Именно этим воротам французский композитор Клод Дебюсси посвятил фортепианную прелюдию «Ворота Альгамбры».
- Двор Медресе ( Patio de la Madraza ), развалины медресе — школы, где учились дети эмиров. Восстановлены контуры отдельных помещений.
Дворец Насридов
Состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.
Мешуар (Mexuar)
Самая старая часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswyr — место, где собирается шура , то есть совет министров.
- Зал Мешуара ( Sala del Mexuar ). В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями . Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было). Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.
- Молельня ( Oratorio ). Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин. Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V . В восточной части находится михраб . В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.
- Двор Мешуара ( Patio del Mexuar ), или двор Золотой комнаты ( Patio del Cuarto Dorado ). Расположен между Мешуаром и дворцом Комарес, с его северной стороны находится вход в Золотую комнату этого дворца.
- Двор Мачука ( Patio de Machuca ). Расположен к востоку от Мешуара. Посредине находится бассейн в стиле древнеримских нимфеев , в северной части — восстановленный портик , над которым возвышается башня Мачука ( Torre de Machuca ). Ранее существовавший симметричный портик в южной части двора условно обозначен рядом кипарисов, подстриженных в форме портика. Двор назван по имени архитектора Педро Мачука , который хранил свои планы в прилегающем здании, пока строил дворец Карла V.
Дворец Комарес
Дворец Комарес ( Palacio de Comares ) был официальной резиденцией эмира. Построен в середине XIV в. при Юсуфе I и его сыне Мухаммеде V. О происхождении его названия высказаны разные версии; возможно, оно происходит от арабского «гамарийя» — так назывались цветные витражи в окнах главного зала его самой высокой башни, тоже названной башней Комарес.
- Миртовый дворик ( Patio de los Arrayanes ). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры (именно он изображен на верхнем снимке). Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34×7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (P atio del Estanque , Patio de la Alberca ). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта , по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, — в частности, стихи , министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика — богато украшенные входы в женские покои.
- Золотая комната ( Cuarto dorado ). Была так названа за наборный резной деревянный потолок в стиле мудехар , расписанный и позолоченный (как и стены) уже при испанских королях. При эмирах, вероятно, в этой комнате сидели писцы и секретари, она была приемной. На втором этаже летом 1526 г. жила Изабелла Португальская , жена Карла V, а после — губернаторы и алькальды. Вокруг комнаты — круговая галерея, служившая дозорным путём для стражников.
- Зал Лодки ( Sala de la Barca ). Вытянутый прямоугольный зал со входом из северного портика Миртового дворика, соединяющий его с башней Комарес. Его название происходит, по разным версиям, либо от цилиндрического свода, напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского аль-барака — благословение (это слово часто встречается среди арабесок на стенах). Стены покрыты гипсовой лепниной, понизу изразцами.
- Башня Комарес ( Torre de Comares ). Самая высокая из башен Альгамбры, высотой 45 м; возвышается над Миртовым двориком с севера. Крупнейшее помещение в ней — Зал послов ( Salón de Embajadores ), высотой 18,2 м, самый величественный зал Альгамбры. Пол там плиточный, посредине — герб рода Аламаров (XVI в.). В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной. Чрезвычайно богато украшен деревянный наборный потолок, символически изображающий семь небес мусульманского рая с престолом Аллаха посредине; потолок окружает сталактитовый фриз. На верхнем этаже башни располагалась зимняя спальня эмира, и оттуда шел выход на террасу.
- Бани Комарес ( Baños de Comares ), или Хаммам . Традиционные арабские бани, сделанные по образцу римских терм . Из дворика Линдараха можно было войти в большой предбанник, или аподитерий. Он назывался Залом отдыха (bayt al-maslaj) или Залом ложей (Sala de las Camas), поскольку по стенам стояли ложа для отдыха после бани. В центре находится фонтан, по сторонам — два помоста, отделенные колоннами. Стены богато отделаны лепниной и изразцами. Наверху сделана галерея, на которой находились музыканты. Свет шел из высокого фонаря в центре потолка. Вся собственно банная зона освещалась через застекленные звездообразные отверстия в куполах. За аподитерием следовал фригидарий (bayt al-barid), зал с холодным бассейном, далее центральный теплый зал, тепидарий (bayt al-wastani), и, наконец, горячий зал, кальдарий (bayt al-sajun), за стеной которого стоял медный котел, где грелась вода. Отопление осуществлялось за счет системы гипокауста под полом и в стенах. Немалая часть отделки восстановлена в XIX в.
Дворец Львов
Дворец Львов ( Palacio de los Leones ) — частные покои эмира. Построен в XIV в. при Мухаммеде V после его прихода к власти; существует также версия, что Мухаммед строил его как дворец, полностью независимый от дворца Комарес. В стиле этого здания чувствуется влияние христианского искусства, видимо, объясняющееся дружбой эмира с кастильским королём Педро Жестоким .
- Львиный дворик ( Patio de los Leones ). Центральный двор дворца, по периметру окруженный арочными галереями, сходными с галереями Миртового дворика, но по преимуществу со сдвоенными колоннами, общее число которых составляет 124. Входы в апартаменты по преимуществу выделены выступающими портиками. Окружающие дома покрыты остроконечными черепичными крышами. Посредине дворика расположен Фонтан львов ( Fuente de los Leones ), изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Долгое время существовала версия, что фигуры львов сделаны еще в XI в. и происходят из дома визиря Шмуэля ха-Нагида, а поскольку он был иудеем, они якобы символизировали двенадцать колен Израиля . Однако при реставрации фонтана в начале XXI в. выяснилось, что и львы, и чаша сделаны во время строительства дворца, то есть во второй половине XIV в. Чаша также украшена стихами Ибн Замрака.
- Зал Сталактитов ( Sala de los Mocárabes ). Служил как бы вестибюлем для входа во дворец. Названием обязан потолку из мукарн , сильно пострадавшему от взрыва порохового погреба в 1590 г. и замененного; с 1863 г. можно видеть остатки первоначального потолка. Окаймлен вдоль потолка богатым фризом из гипсовой лепнины с надписями и девизами Насридов. Имеет три арочных входа в Львиный дворик.
- Зал Абенсеррахов ( Sala de los Abencerrajes ). Расположен в корпусе с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства: якобы один из Абенсеррахов был близок с женой султана. Ржавые пятна в двенадцатиугольном центральном фонтане ассоциируются с их кровью. Самое заметное в этом зале — купол звездообразной формы, состоящий из мукарн , с окнами, дающими мягкий свет. Стены украшены гипсовой лепниной, понизу — изразцами XVI в.
- Зал Королей ( Sala de los Reyes ). Замыкает Львиный дворик с востока. Возможно, это была гостиная и зал для отдыха. Разделен парными арками на три квадратных секции. Названием обязан росписи на потолке центральной секции, сделанной на коже и приклеенной: изображено десять сидящих персонажей в характерной восточной одежде, в тюрбанах и с саблями, беседующих меж собой, — по одной из версий, это десять первых эмиров династии Насридов. До XIX в. их считали судьями, и зал назывался Залом Правосудия ( Sala de la Justicia ). На потолке двух боковых секций изображены галантные сцены с участием кавалеров и дам; здесь также можно усмотреть влияние христианского искусства.
- Зал Двух Сестер ( Sala de las Dos Hermanas ). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Особо выразителен здесь восьмигранный купол с мукарнами, который опирается на тромпы , также покрытые мукарнами. Стены покрыты тончайшей резьбой по стуку, где можно увидеть и девизы Насридов. Над дверями сделаны антресоли.
- Зал Бифориев ( Sala de los Ajimeces ). Примыкает к северу к залу Двух Сестер. Назван так из-за окон- бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) парных балконов на северной стене, выходящих в сад. Купол из мукарн, заново перекрытый в XVI в., стены покрыты гипсовой лепниной.
- Мирадор Дарача ( Mirador de Daraxa ). Крытый балкон зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха ( Patio de Lindaraja ). Первое в анфиладе помещений гарема . Название — от искаженного арабского «И-айн-дар-айша» («Глаза султанши»). Имеет расположенные низко окна (в расчете на сидящих на полу), центральное — двойное арочное, боковые одинарные. Первоначально, до строительства покоев Карла V, из него открывался вид на долину реки Дарро. Гипсовая лепнина со стихами Ибн Замрака, черно-бело-желтый изразцовый цоколь , кессонный потолок.
- Покои Карла V ( Habitaciones de Carlos V ), или покои императора ( Habitaciones del Emperador ). Шесть комнат (коридор, кабинет, приемная, спальни императора и императрицы, Зал плодов), пристроенных к дворцу в 1528—1537 гг., в результате чего образовался дворик Линдараха. В них можно было пройти через бывшие дворцовые бани. Архитектор — Педро Мачука. По легенде, именно в этих покоях был зачат будущий Филипп II . В 1829 г. в Зале плодов останавливался Вашингтон Ирвинг , о чем напоминает мемориальная доска, повешенная в 1914 г.
- Будуар королевы ( Peinador de la Reina , до XVIII в. мог называться также Tocador или Mirador ). Комнаты верхнего этажа башни Аль-Хаджадж (часть титула Юсуфа I), которая примыкает к покоям Карла V, достроенные специально для императрицы Изабеллы Португальской около 1537 г. и расписанные в 1539—1546 гг. Состоят из передней, собственно будуара (кабинета) с арабскими арочными окнами и открытых галерей. Художники Хулио Акилес и Александр Майнер расписали эти помещения гротесками , растительным орнаментом, фигурами путти , мифологическими и аллегорическими сюжетами; цикл фресок в передней посвящён осаде Туниса Карлом V в 1535 г.
- Двор Решетки ( Patio de la Reja ), или Кипарисовый ( Patio de los Cipreses ). Создан между стеной, зданием бань и покоями Карла V в то же время, когда строились последние; получил название по решетке балкона на южной стене, сделанного в 1654—1655 г. для прохода между дворцом Комарес и покоями императора. Посредине находится мраморный фонтанчик, по четырем углам — столетние кипарисы .
Дворец Карла V
Дворец Карла V ( Palacio de Carlos V ) начал строиться архитектором Педро Мачука для императора рядом с дворцами Насридов в 1527 г., но в 1568 г. строительство было приостановлено на 15 лет из-за восстания морисков . Ренессансная архитектура дворца в духе итальянского маньеризма (архитектор долго жил в Италии) резко контрастирует с соседними постройками. После смерти Педро Мачука в 1550 г. работы продолжил его сын Луис (построивший круглый двор), здесь работали также Хуан де Ореа и Хуан де Минхарес. Впрочем, дворец достраивался до самого 1957 г., отчего носит отпечаток разных эпох. Дворец квадратный в плане (63 х 17,4м), но имеет внутренний круглый двор (диаметром 30 м). Имеет два этажа, на фасадах которых пилястры чередуются с парами окон — прямоугольным и сверху круглым. Первый этаж выполнен в стиле тосканского ордера и рустован , к пилястрам прикреплены декоративные железные кольца для привязывания коней. На втором этаже сделан ряд балконов, его окна богаче украшены, пилястры — ионического ордера . Парадный вход с восточной стороны выделен четырьмя группами дорических колонн, на фронтоне над главной дверью — аллегорическая фигура Гранады. Со двора оба этажа образуют галереи, первый — с дорическими колоннами, второй — с ионическими.
С 1958 г. на втором этаже здания находится Музей изящных искусств Гранады ( Museo de Bellas Artes de Granada ), с 1994 г. в южном крыле первого этажа — Музей Альгамбры ( Museo de la Alhambra ), музей исламского искусства, где экспонируются в основном археологические находки, сделанные в самой Альгамбре.
Парталь
Название « Парталь » ( Partal , от арабского слова, означающего «портик») носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка её называют двором Смоковницы ( Patio de la Higuera ). Значительную её часть ранее составлял дворец Парталь ( Palacio del Partal ), или дворец Портика ( Palacio del Pórtico ), построенный раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений — башня Дам ( Torre de las Damas ), или башня Князя ( Torre del Príncipe ), встроенная в наружную стену. Её портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов. Внутренняя отделка тоже похожа: разноцветные изразцы понизу стен, над ними гипсовая лепнина, деревянный потолок. Сверху находится башенка (mirador), откуда открывается вид на долину реки Дарро, как и из нижнего квадратного зала. По легенде, именно из этой башни к своим восставшим сторонникам бежал будущий эмир Боабдиль .
Во второй половине XIX в. здесь было частное жилище; в 1865 г. землю с этим зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер, в 1891 г. он подарил её испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти декоративный потолок. С 1978 г. потолок выставлен в Музее исламского искусства в Берлине. Реставрация башни была закончена в 1924 г.
Здесь же находятся девять арабских домиков, возможно, более поздней постройки, между водоемом и дворцовым комплексом; в одном из них можно видеть фрески середины XIV в. с изображением сцен охоты, войны, фантастических животных. Правей башни Дам, тоже в стене, расположена Молельня ( Oratorio del Partal ), или башня Михраба ( Torre del Mihrab ), украшенная гипсовой лепниной и соответственно имеющая михраб , обращенный на восток.
Южней этой зоны находятся сады Парталь ( Jardines del Partal ), на территории, где раньше находились жилища арабских вельмож. Еще южней когда-то стоял дворец Юсуфа III ( Palacio de Yusuf III ), от которого сохранились только фундаменты, а на месте центрального двора — водоем. После испанского завоевания в нем жили алькальды (губернаторы) Гранады, и он соответственно назывался дворцом Мондехар или Тендилья (по их титулам). В 1718 г. Филипп V в наказание за измену лишил титула и должности тогдашнего графа де Тендилья и велел снести дворец.
Верхняя Альгамбра, или Медина
Место, где находилась жилая зона Альгамбры: особняки, более простые дома, базары, бани и мечеть. Здесь жил обслуживающий персонал дворца и располагались ремесленные мастерские. Центральная улица, ныне называемая Королевской улицей ( Calle Real ), идет с запада, от Винных ворот, на восток в направлении Хенералифе. Параллельно ей прежде проходил оросительный канал , называвшийся сначала Султанским, а потом Королевским.
- Церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра ( Iglesia de Santa María de la Alhambra ). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети по планам Хуана де Эрреры и Хуана де Ореа архитектором Амбросио де Вико, несколько упростившим их. Имеет в плане форму латинского креста. Барочный алтарь с витыми колоннами выполнил Алонсо де Мена в 1571 г., так же как распятие и статуи свв. Урсулы и Сусанны. Главную статую, Святой Девы Печалей ( Virgen de las Angustias ), представляющую собой пьету , изваял в 1750—1760 гг. Торквато Руис дель Пераль. Во время Страстной недели эту статую торжественно проносят крестным ходом на серебряных носилках, изображающих аркады Львиного дворика.
- Рауда ( Rauda , Rawda ). Это слово значит «сады», но на этом месте, примыкающем к Дворцу Львов, находилось кладбище членов царствующего дома. Было найдено в конце XIX в.; могилы оказались пустыми, потому что Боабдиль перезахоронил предков близ замка Мондухар. К нему примыкают ворота Рауды ( Puerta de la Rauda ), сохранившиеся от башни Рауды ( Torre de la Rauda ), ныне восстановленной; они вели во Дворец Львов. Это четырехугольное в плане строение с землебитным куполом и тремя подковообразными арками; купол расписан имитацией кирпичной кладки.
- Бани при Большой мечети ( Baños de la Mezquita ). Построены в 1302—1309 гг., перестроены в XIX в. и получили название «дом Полинарио» ( Casa del Polinario ), поскольку в то время там находилась таверна, которую держал певец и музыкант, кантаор Антонио Барриос по прозвищу «Полинарио», отец известного композитора и гитариста Анхеля Барриоса. С 1975 г. там устроен музей Анхеля Барриоса.
- Бывший монастырь Сан-Франсиско ( Convento de San Francisco ) построен в 1495 г. на фундаменте разрушенного арабского дворца. В его бельведере поначалу похоронили Католических королей , прежде чем их останки перенесли в Королевскую капеллу при соборе . В 1835 г. здание было превращено в интендантский склад и жилой дом, с 1928 г. в нем разместились художники-пейзажисты. С 1954 г. в бывшем здании монастыря находится туристская гостиница из сети Парадоров ( Paradores ) — Parador de Granada . Через его дворик проходил Королевский канал.
- Сухой сад ( Secano , буквально «сухая земля»). Это название появилось с XVI в., когда были разрушены ведшие сюда акведуки. Бывшая территория ремесленного квартала; видны фундаменты домов, мастерских, гончарных печей. Вдоль неё идет кипарисовая аллея , где деревья пострижены в форме аркады; так делается с тридцатых годов XX в., чтобы туристы с аллеи могли видеть квартал.
- Дворец Абенсеррахов ( Palacio de los Abencerrajes ). Был построен в XIII в. и стоял рядом с одноименной башней; принадлежал одному из самых знатных родов эмирата. В 1812 г. взорван французскими оккупантами; уцелели только фундаменты, башня и водоем.
Башни и ворота Альгамбры
Помимо уже упомянутых, сохранились следующие башни и ворота:
- Куриная башня ( Torre de las Gallinas ), или башня Мухаммеда ( torre de Muhammad ). Прикрывала западный вход во дворец Комарес.
- Башня Пик ( Torre de los Picos ). Защищала Окраинные ворота ( Puerta del Arrabal ), дававшие проход в Хенералифе, и Железные ворота ( Puerta de Hierro ), ведущие к бастиону, который вместе с этими воротами был построен после христианского завоевания по приказу графа де Тендильи. Конец XIII — начало XIV в. Обязана своим названием, по разным версиям, то ли кронштейнам на уровне верхнего этажа, с которых якобы можно было обозревать наружную стену башни и территорию перед ней, то ли остроконечным зубцам. Состоит из трех этажей; отличается от других башен готическим стилем.
- Башня Кадия ( Torre del Cadi ). В XVI в. называлась также Башней узника (Torre del Preso), в XVII и XVIII — Башней Пробегающей Лисы (Torre del Paso de la Zorra). В неё есть доступ по дозорному пути. Находится напротив прохода в Хенералифе. В 1924 г. реставрирована.
- Башня Пленницы ( Torre de la Cautiva ). Построена в конце XIII в., перестроена в XIV в. С XVI в. была известна как Башня Воровки (Torre de la Ladrona) и Башня Султанши (Torre de la Sultana). В XIX в. её название изменили, предположив, что в ней жила в заточении Исабель де Солис, позже принявшая ислам, получившая имя Зорайя и ставшая любимой женой эмира Мулей Хасана, отца Боабдиля . Как и соседняя Башня Принцесс, это «башня-дворец» ( torre-palacio , или по-арабски qalahurra ), то есть жилое строение, а не просто оборонительное сооружение; довольно хорошо сохранившаяся отделка жилых покоев характерна для домов гранадской знати времен эмирата.
- Башня Принцесс ( Torre de las Infantas ). В XVI в. называлась башней Руиса-и-Кинтарнайя (Torre de Ruiz y Quintarnaya) по имени её жильца, а современное название получила в XVII в., поскольку её связали с легендой о принцессах Заиде, Зораиде и Зорагаиде, позже пересказанной Вашингтоном Ирвингом в «Альгамбре». Внутри находятся богатые аристократические покои. Любопытно, что русский архитектор К. К. Рахау , побывавший здесь как пенсионер Академии художеств, сделал проект реставрации Башни принцесс и даже получил за это в 1862 г. на выставке в Париже золотую медаль ; но об осуществлении его проекта нигде не упоминается.
- Башня Конца Улицы ( Torre del Cabo de la Carrera ). Цилиндрическая башня чисто военного назначения. Называется так, потому что здесь кончалась улица Калье Майор. Построена либо восстановлена Католическими королями в 1502 г., взорвана при отступлении наполеоновскими войсками в 1812 г.
- Водная башня ( Torre del Agua ). Прикрывала акведук, по которому из реки Дарро в Альгамбру через Хенералифе поступала вода. Самая восточная башня стены. Была взорвана французами в 1812 г.
- Башня Хуана де Арсе ( Torre de Juan de Arce ). Названа в честь испанского юриста XVI в. Хуана де Арсе де Оталора. Взорвана французами в 1812 г.
- Башня Бальтасара де ла Крус ( Torre de Baltasar de la Cruz ). Также оборонительная башня, взорванная в 1812 г. Сохранилась только нижняя часть. Реставрирована в 2001 г.
- Семиярусная башня ( Torre de los Siete Suelos ). Построена в XV в. Названа так, поскольку в ней, по легенде, было семь подземных этажей, рассчитанных на оборону, хотя известно только два. Здесь же находятся ворота (построенные раньше), над которыми выбит девиз Насридов: «Нет победителя, кроме Аллаха». При арабах назывались «Биб аль-гудур», то есть Ворота ям, поскольку напротив находились подземелья для узников. Легенда, что в подвалах этой башни скрыты сокровища, упомянута В. Ирвингом в «Альгамбре». Из этим самых ворот якобы вышел Боабдиль, чтобы сдать крепость Католическим королям, попросив, чтобы с тех пор эти ворота заперли и никто через них не ходил. Ворота были частично разрушены французами в 1812 г. и восстановлены в 1970-е гг.
- Капитанская башня ( Torre del Capitán ). Оборонительная башня. С 2002 г. биологи устроили в этой башне искусственные гнезда пустельги , чтобы воссоздать здешнюю популяцию этих птиц.
- Башня Ведьм ( Torre de las Brujas ), или Ведьмы ( de la Bruja ). Раньше называлась Башней Аталайя (Torre de la Atalaya).
- Башня Голов ( Torre de las Cabezas ), ранее Башня Оков (Torre de las Prisiones). К ней в христианский период в XV в. пристроен снаружи пятиугольный бастион , под названием Бастион Оливы ( Baluarte del Olivo ), для артиллерии. Название получила из-за сделанных на бастионе водостоков - гаргулий в виде гротескных бородатых голов. На этой башне тоже есть искусственные гнезда.
- Башня Абенсеррахов ( Torre de los Abencerrajes ), или Счетоводская ( de la Contaduría ). Построена рядом с бывшим дворцом Абенсеррахов.
- Ворота Телег ( Puerta de los Carros ), проделанные в южной стене между башней Абенсеррахов и воротами Справедливости — вероятно, для подвоза материалов для строительства дворца Карла V.
Хенералифе
Бывшая летняя резиденция эмиров, расположенная к востоку от собственно крепости и соединенная с ней несколькими дорогами. В состав комплекса входят дворец, сады и ряд второстепенных сооружений. Дворец Хенералифе ( Palacio del Generalife ) построен в XIII в. и перестроен в 1319 г. Его фасад сделан намеренно простым и скромным, контрастируя с богатым интерьером в стиле дворцов Альгамбры. Самое сильное впечатление в нем производит Дворик Оросительного канала ( Patio de la Acequia ), через который проходил тот же канал, следы которого видны в Альгамбре; здесь он обрамлен двумя рядами водяных струй, а вдоль берегов посажены цветы, кусты и деревья. Он выводит к смотровой площадке (мирадору), открывающему прекрасный вид на город. Восточней дворца на холме расположены Верхние сады ( Jardines Altos ), разбитые в XIX в.; здесь обращают на себя внимание Водяная лестница ( Escalera del Agua ), идущая вдоль каскада в перилах, и Романтический мирадор ( Mirador Romántico ) 1836 г. в неоготическом стиле, контрастирующем с остальными строениями. Нижние сады ( Jardines Bajos ) с каналами, фонтанами и искусно подстриженными деревьями и кустами появились только в начале XX в.; в 1952 г. в них построили открытый театр ( Teatro del Generalife ) для проведения фестивалей музыки и танца.
Альгамбрский лес
В арабский период пространство вокруг Альгамбры оставляли пустым из оборонительных соображений. Парк, называемый Альгамбрским лесом ( Bosque de la Alhambra ) и обрамляющий крепость с северо- и юго-запада, разбили только при испанской власти в первой половине XVII века.
С запада в парк ведут Ворота Гранатов ( Puerta de las Granadas ), построенные в 1536 г. Педро Мачукой на месте бывших арабских ворот. Представляют собой тройную триумфальную арку, фронтон которой украшен тремя гранатами и двуглавым орлом с гербом Карла V. За воротами дорога делится на три дорожки. Правая ведёт к музыкально-концертному комплексу «Аудиторио Мануэль де Фалья» и съёмной вилле «Кармен де лос Мартирес», расположенным уже за пределами леса. Правее правой дорожки, к югу от Ворот Гранат, стоят Алые башни ( Torres Bermejas ) — памятник арабской фортификационной архитектуры, построенный еще в IX в., хотя они перестраивались и при Насридах, и в XVI в., и в XX в. Это три разновысоких башни с бастионом при центральной, самой высокой. Центральная дорожка ведёт к восточному входу в крепость и ко входу в Хенералифе; сбоку от неё прячутся среди деревьев ворота Биб-Рамбла ( Puerta de Bib-Rambla ), или Биб аль-Рамбла . Это копия ворот, построенных в арабские времена не то в XI—XII вв., не то при Насридах на одноименной площади Гранады. Тогда они назывались также Аркой ушей или Аркой рук , поскольку на них выставлялись соответствующие части тела, отрубленные у осужденных. В 1884 г. ворота снесли из-за ветхости, а в 1935 г. выстроили их копию в Альгамбрском лесу.
Левая дорожка направляется прямо к стене крепости. У самой развилки находится мраморный крест, воздвигнутый в 1599 г. в рамках «рекатолизации» города. Дальше у этой же дорожки стоит памятник Вашингтону Ирвингу — статуя в полный рост с надписью на пьедестале «Hijo de la Alhambra» (Сын Альгамбры). Статуя выполнена мадридским скульптором Хулио Лопесом и установлена в 2009 г. по случаю 150-й годовщины смерти писателя. Дорожка выходит к Фонтану Карла V ( Pilar de Carlos V ), возведённому по проекту Педро Мачука в 1525 г. и восстановленному в 1624 г. в связи с визитом Филиппа IV. Вода в нём вытекала из трёх маскаронов , символизировавших, по разным версиям, то ли окрестные реки Дарро, Хениль и Бейро, то ли времена года — Весну, Лето и Осень. Украшен также имперским двуглавым орлом, гранатами как символами Гранады, фигурами путти и т. д. Расположен у вертикальной стены бастиона, на который выходят Ворота справедливости.
Альгамбра в литературе и искусстве
В литературе
В Альгамбре полностью или частично происходит действие следующих литературных произведений:
- Хинес Перес де Ита . Повесть о Сегри и Абенсеррахах , мавританских рыцарях из Гранады (1595). Исторический роман.
- Мадлен де Скюдери . Альмагида, или Рабыня-королева (1660—1663). Роман.
- Джон Драйден . Завоевание Гранады (1670—1672). Трагедия в двух частях.
- Генрих Гейне . Альманзор (1823). Трагедия.
- Франсуа-Рене де Шатобриан . История последнего из Абенсеррахов (1826). Повесть.
- Виктор Гюго . Гранада (1828). Стихотворение из цикла «Восточные мотивы».
- Вашингтон Ирвинг . Альгамбра (1832). Сборник рассказов.
- Эдвард Бульвер-Литтон . Лейла, или осада Гренады (1837). Роман.
- Федерико Гарсиа Лорка . Донья Росита, девица, или Язык цветов (1935). Пьеса в стихах.
- Амин Маалуф . Лев Африканский (1986). Роман. (Действие первой части происходит в Альгамбре).
- Филиппа Грегори . Вечная принцесса (2005). Роман (биография Екатерины Арагонской ).
- Жульетта Бенцони. Катрин. Время любить.
- Джеймс Фенимор Купер . «Мерседес из Кастилии» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay). Роман.
- Ханья Янагихара . «Маленькая жизнь» (2015). Роман.
В музыке
- Жозеф-Никола-Панкрас Руайе . Заида, королева Гренады (1739). Героический балет.
- Исаак Альбенис . Пьеса «В Альгамбре» из цикла «Воспоминания о путешествии» (1886—1887).
- Томас Бретон. В Альгамбре (1887). Симфоническая поэма.
- Руперто Чапи . Гномы Альгамбры (1891). Пьеса.
- Франсиско Таррега . Воспоминания об Альгамбре (1896). Пьеса для гитары.
- Клод Дебюсси . Пьеса для двух фортепиано "Линдараха" (1901). Фортепианная прелюдия "Винные ворота" ( Puerta del Vino , 1910)
- Джулиан Андерсон . Фантазия на темы Альгамбры (2000). Сборник оркестровых пьес.
В кино
- Эльдорадо (1921) . Производство - Франция. Режиссёр - Марсель Л'Эрбье.
- (1989). Производство — Испания, Куба. Режиссёр — Энрике Пинеда Барнет .
- Сериал « » (2018). Производство — Южная Корея.
В компьютерных играх
- В серии игр «Цивилизация» появляется как одно из чудес света
См. также
Примечания
- (исп.)
- — 2017.
- (нем.) — 1994.
- Полное название араб. الْقَلْعَةُ ٱلْحَمْرَاءُ аль-к̣ал‘ату-ль-х̣амра’у — «красная крепость».
Литература
- Вся Гранада и Альгамбра. [Barcelona:] Escudo de oro, 2011. ISBN 978-84-378-1880-1 .
- Jacobs, Michael; Fernández, Francisco. Alhambra. London: Frances Lincoln, 2009. ISBN 978-0-7112-2518-3 .
- Grabar, Oleg. The Alhambra. Cambridge (Mass.): Harvard University Press , 1978.
- Bermúdez López, Jesús y otros. La Alhambra y el Generalife: Guía Oficial. Granada: Patronato de la Alhambra y Generalife, TF Editores, 2010. ISBN 978-84-86827-28-1
Ссылки
- (исп.) (англ.) (фр.) (нем.) (кит.) (итал.) (порт.) (рус.) (ар.)
- (исп.) (англ.) (фр.) (итал.) (нем.)
- (исп.) (англ.)
- (исп.) (англ.) (фр.) (нем.) (итал.) (польск.) (рус.)
- (исп.) (англ.) (фр.) (нем.)
- (рус.)
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-05-05
- 1