Александро-Невский собор (Таллин)
- 1 year ago
- 0
- 0
До́мский собо́р (До́мская це́рковь, нем. Domkirche , эст. Toomkirik ) — лютеранский собор , расположенный в Старом городе Таллина (улица Тоом-Кооли , дом 6). Посвящён Святой Деве Марии ( эст. Püha Neitsi Maarja ). Основанный датчанами в XIII веке, Домский собор является старейшим храмом Таллина и континентальной Эстонии . Современный вид собор получил в результате многочисленных перестроек. Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, предположительно построенная в 1219 году .
Основной объем собора возведён в стиле готической архитектуры , колокольня собора относится к эпохе барокко , а его часовни-пристройки — к более поздним архитектурным стилям . Внутри храма находятся захоронения XIII—XIX веков, а также 107 дворянских гербов и эпитафии, посвящённые известным людям того времени и относящиеся к XIII—XX векам.
Впервые упоминается в 1233 году в связи с событиями, названными в жалобе папе римскому «кровавой баней», которую устроили братья воинства Христова, перебив всех датчан и сложив их трупы у алтаря церкви [ источник не указан 197 дней ] . Церковь заложена в начале XIII века и освящена в 1240 году как кафедральный римско-католический собор Северной Эстонии [ источник не указан 197 дней ] . При церкви, вероятно, уже в XIII веке была открыта школа, также получившая название « Домская », впервые упомянута в 1319 году.
Во второй половине XIII века была выполнена первая реконструкция. В XIV веке здание было перестроено в базилику . В начале XV века было завершено перекрытие нефов .
В 1561 году вследствие Реформации стала лютеранским собором. В 1684 году во время пожара была утрачена большая часть декора здания, а также башня над средним нефом. В 1778—1779 годах по проекту архитектора К. Л. Гейста была построена западная башня в стиле барокко.
В 1878 году был установлен современный орга́н , созданный в Берлине мастером Ф. Ладегастом .
От первоначального строения сохранились лишь стены квадратных хор ; о собственно церкви точных данных нет. Может быть, в последней трети XIII века была возведена её новая трёхнефная, четырёхтравейная продольная часть с контрфорсами . Широкая и короткая церковь, очевидно, планировалась как зальная. В интерьере были установлены консоли для сводов в духе цистерцианских . Одновременно были сделаны порталы . Из скульптурного декора хора сохранился замкóвый камень, апсиды, натуралистические растительные формы орнамента которого родственны декору церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й половине XIV века продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене и, очевидно, тогда здесь были возведены четырёхгранные столбы. Своды в боковых нефах появились во 2-й половине XIV века. Центральный неф в виде базилики был перекрыт сводами только в XV веке. Формы его подпружных арок близки формам арок монастырской церкви в Падизе. В XV веке была сооружена колокольня во внешнем углу между хором и южным нефом, а также несколько капелл. Собор сильно пострадал при пожаре 1684 года, уничтожившем большую часть его каменного декора. В 1778—1779 годах в западной части здания была построена башня с барочным кивером (архитектор К. Л. Гейст) .
Основная структура современного здания имеет 3 нефа, из которых центральный имеет продолжение в виде алтарной части. С западной стороны над центральным нефом находится церковная башня, выполняющая функцию колокольни. Посетители имеют возможность подняться на башню, чтобы полюбоваться панорамой простирающегося внизу города . Помимо этого, к основному корпусу имеется несколько разнопериодных пристроек.
У южной стены в алтарной части расположено надгробие полководцу Понтусу де ла Гарди, признанное высшим достижением искусства Ренессанса в Эстонии. Оно создано в 1589—1595 годах скульптором и архитектором А. Пассером и состоит из саркофага и настенной эпитафии. Резцу этого мастера принадлежат и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К. Гурну (1601) .
Внутри здания имеются:
В соборе похоронены в том числе:
Погребённый | Дата | Стиль надгробья | Скульптор |
---|---|---|---|
У. Рюнинг | 1594 | ренессанс | Г. фон Акен |
П. Делагарди | 1595 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
К. фон Тизенхаузен | 1599 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
К. Хорн | 1601 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
О. фон Юкскюлль | 1601 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
Р. Розенкранц | 1623 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
Т. Рамм | 1632 | ренессанс | Арент Пассер и его мастера |
И. Хафстер | 1676 | барокко | Н. Милиих |
Ф. фон Ферзен | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
О. В. фон Ферзен | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
О. Р. фон Таубе | конец XVII века | барокко | И. Г. Штоккенберг |
С. Грейг | 1788 | классицизм | Джакомо Кваренги |
И. Крузенштерн | 1848 | псевдоготика | И. Г. Экснер |
С 1774 года приход совершал захоронения на кладбище Тоомкирик (ныне известно как кладбище Мыйгу ).