Interested Article - Макниш, Генри
- 2020-08-29
- 1
Генри ( Чиппи ) Макниш ( англ. Henry McNish ; 1874—1930) — моряк, участник Имперской трансантарктической экспедиции (1914—1917) под руководством Эрнеста Шеклтона ( плотник «Эндьюранс» ), один из участников плавания на «Джеймсе Кэрде» .
Краткая биография
Чиппи Макниш родился в семье сапожника Джона Макниша и его жены Мэри Джейн (поженились 5 ноября 1869 года) в 1874 году третьим из одиннадцати детей в семье (разночтения по поводу даты рождения появились после смерти Макниша, когда несколько газет опубликовали официальные некрологи с датой рождения 1866 год, тогда же, по видимому, появились и расхождения в имени — Генри-Гарри
). Прозвище Чиппи (от
англ.
chips
— стружка) получил за свою профессию, оно было стандартным для большинства корабельных плотников того времени. Чиппи великолепно разбирался в
кораблестроении
, его умения и навыки в этой профессии были просто исключительными. Помимо этого он был прекрасным жестянщиком
.
Макниш был четыре раза женат, но о его собственных детях ничего не известно. У четвёртой жены — Агнес Мартиндэйл, была дочь Нэнси, о которой Макниш упоминал в своих дневниках. Придерживался социалистических взглядов, был членом
Свободной пресвитерианской церкви Шотландии
, не переносил нецензурную брань и не признавал никаких авторитетов
.
Имперская трансантарктическая экспедиция Шеклтона
В 1914 году Чиппи Макниш стал участником второй экспедиции Шеклтона на должности плотника на экспедиционном судне «Эндьюранс». Он был одним из самых возрастных её участников (моложе лишь Шеклтона (на несколько месяцев) и Альфреда Читэма — третьего помощника).
На борту «Эндьюранс» и после его гибели у Чиппи всегда было много работы. Он сделал на капитанском мостике шестифутовый деревянный семафор , позволявший штурману указывать морякам и учёным в каком направлении и насколько крутить штурвал во время лавирования в паковом льду. Это устройство очень экономило время, а также позволяло не повышать голос. Он сколотил на корме небольшую пристройку для наблюдения за гребным винтом с целью предотвращения его повреждения тяжёлым льдом. Сделал специальные ледовые клещи , благоустроил «Эндьюранс» для зимовки экипажа, построил рулевую рубку над штурвалом для защиты в холодную штормовую погоду и многое другое. Не менее самоотверженно Макниш трудился и по спасению судна от неминуемой гибели:
Корабль быстро набирал воду с кормы и плотник тут же принялся за работу, чтобы сделать водонепроницаемую переборку со стороны двигателя. Вкалывали все, в две смены, в течение всей ночи откачивая воду и помогая плотнику. Утром течь удалось взять под контроль. Плотник с помощником конопатили переборку полосками одеял и прибивали планки по швам, там, где это возможно .
Макниш был хозяином единственной кошки в плавании — «Миссис Чиппи» (хотя это был кот). Кот был застрелен Шеклтоном после гибели «Эндьюранс», после того, как команда попыталась идти в направлении ближайшей земли.
В полдень застрелили трех молодых щенков Салли, Сириуса Сью и Миссис Чиппи, кота плотника. Мы не можем позволить себе содержать слабых в новых условиях. Маклин, Крин и плотник, кажется, тяжело восприняли потерю своих друзей .
Во время одной из двух таких попыток у Шеклтона с Макнишем произошёл конфликт, в котором Макниш якобы в открытую выступил против этого решения Шеклтона. На этой версии настаивают биографы и историки экспедиции, в том числе К. Александер. И хотя единственное, что написал об этом инциденте Шеклтон: «Я никогда не прощу ему перенесенного тогда нервного напряжения» , считается, что именно из-за этого Шеклтон не представил Макниша к награждению Полярной медалью . Как написал позже хирург экспедиции Александр Маклин:
«Я крайне огорчен тем, что Макниш, Винсент, Холнесс и Стивенсон не получили Полярную медаль… из всех участников экспедиции никто так её не заслужил, как старый плотник. Я расцениваю лишение Макниша медали высшей несправедливостью» .
Тем не менее дальнейшие попытки продвинуться к земле по труднопроходимому ледовому рельефу были Шеклтоном прекращены и после многомесячного дрейфа и тяжелейшего перехода по открытому морю на спасательных шлюпках команде «Эндьюранс» удалось 14 апреля 1916 года достичь острова Мордвинова (Элефант) .
Шеклтон понимал, что искать спасения для команды на безлюдном, находящемся вдали от морских путей острове бессмысленно, поэтому он решил с целью спасения команды предпринять отчаянную попытку достичь на маленькой спасательной шлюпке «Джеймс Керд» острова Южная Георгия — ближайшего достижимого острова, на котором было возможно отыскать помощь. С собой Шеклтон брал пятерых человек: Фрэнка Уорсли (капитана Эндьюранс), Тома Крина (второго помощника капитана), боцмана Джона Винсента, матроса Тимоти Маккарти и Чиппи Макниша. Чиппи сделал всё, что было в его силах и возможностях, чтобы путешествие удалось. Шеклтон пишет, что:
У него не было достаточно древесины для палубы, но, используя лыжи от саней и крышки упаковочных коробок, он сделал от бака до кормы хороший каркас. Это была основа для брезентового покрытия. У нас был с собой сильно смерзшийся рулон брезента, и этот материал нужно было вначале обрезать, а затем оттаять на жировой печи, фут за футом, для того чтобы придать ему необходимую форму. Когда его закрепили в нужном положении это, безусловно, придало некую видимую безопасность лодке, хотя у меня было неприятное чувство, вызванное сильным сходством с декорацией, на которой видишь гранитную стену, а на самом деле это лишь брезент и рейки. Но как показали дальнейшие события, это укрытие выполнило свою задачу на отлично. Мы, безусловно, не смогли бы без него выжить в плавании .
Это эпическое плавание на шлюпке «Джеймс Кэрд» вошло в историю, как самое невероятное из совершённых на открытых лодках.
После экспедиции
После экспедиции Генри Макниш вернулся в торговый флот и работал на различных судах, курсирующих между Англией и
Новой Зеландией
. Путешествие на «Джеймсе Кэрде» окончательно подорвало его здоровье и он постоянно жаловался на сильнейшие боли, особенно в руках. Он оставил работу на флоте и в 1925 году начал жить в Новой Зеландии, где работал в доках
Веллингтона
. После получения тяжёлой травмы, которая не позволила ему продолжать работать, он довольно быстро остался без средств к существованию и, в итоге, попал в дом милосердия Охиро (Веллингтон), где умер 24 сентября 1930 года в возрасте 56 лет
.
В память о выдающихся заслугах он был похоронен с соблюдением всех военно-морских почестей на кладбище Кэроли в Веллингтоне экипажем
HMS
Dunedin
. Тем не менее, в течение почти тридцати последующих лет, его могила оставалась в полном забвении. Надгробие было установлено лишь в 1959 году Новозеландским Антарктическим обществом (
англ.
New Zealand Antarctic Society
). В 2004 году в память о великом плотнике Генри Макнише и его «Миссис Чиппи» Новозеландское Антарктическое общество установило на могиле небольшую статую его любимой кошки. В 1958 году Британским управлением по изучению Антарктики (
англ.
British Antarctic Survey
) в честь Генри Макниша был назван небольшой остров в устье залива Кинг-Хокон-Бэй — месте высадки «Джеймс Керд»
.
Примечания
- Помимо имени, также существуют разночтения в написании фамилии — Макнейш
- (англ.) . Cool Antarctica. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано из 9 ноября 2007 года.
- ↑ (англ.) . THE ENDURANCE OBITUARIES John F.Mann. Дата обращения: 4 ноября 2014. 24 сентября 2015 года.
- , p. 163.
- , p. 182.
- (англ.) . New Zealand Antarctic Society. Дата обращения: 4 ноября 2014. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
- Caroline Alexander. (неопр.) . — London: Bloomsbury, 1998. — С. . — ISBN 0-7475-4123-X .
- , p. 343.
- (англ.) . Undiscovered Scotland: The Ultimate Online Guide. Дата обращения: 4 ноября 2014. 1 сентября 2014 года.
Литература
- Шеклтон, Эрнест. . — eBook, 2014. — 763 с. — ISBN none.
- 2020-08-29
- 1