Захария (Копыстенский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Священник Заха́рия (из рода Аарона ) — отец Иоанна Крестителя и супруг праведной Елисаветы , порой отождествляется с Захарией, сыном Варахии, упомянутым в Мф. . Происходил из рода священника Авии, потомка Аарона , которому при царе Ироде выпало по жребию совершать богослужения в восьмую седмицу ( Лк. , , 1Пар. ).
По преданию, Захария был первосвященником и в возрасте трёх лет ввёл Деву Марию в Храм .
Согласно житию, Захария вместе с супругой жили в Хевроне . Согласно Евангелию от Луки , они достигли пожилого возраста, но детей не имели. О рождении сына Иоанна архангел Гавриил предвозвестил Захарии в храме.
Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника.
Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера , и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
— Лк.
Захария усомнился в вести и был за это наказан немотой: « я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время » ( Лк. , ).
Когда Елизавета родила и настало время давать младенцу имя, его предложили назвать по имени отца — Захарией, но Елисавета отказалась, настояв на том, чтобы он был наречен Иоанном. Захарии дали табличку, и он подтвердил это, написав: «Иоанн — имя ему», после чего смог снова говорить ( Лк. ) и произнес пророчество, известное как Песнь Захарии . Согласно Протоевангелию Иакова (вторая половина II века), во время избиения младенцев , когда Елизавета с их сыном скрывалась в пустыне, Захарию, служившего в храме, стали допрашивать о том, где его сын. Он отказался отвечать, и его убили прямо в святилище. Этот эпизод получил широкое распространение в средневековье . Возможно, он относится к Евангельскому тексту про «кровь Захарии» ( Мф. ). Однако большинство библеистов относит его либо к личности пророка Захарии , либо к упомянутому во Второй книге Паралипоменон «Захарии, сыну Иодая священника» ( 2Пар. ) .
Память совершается вместе с его супругой Елисаветой:
Считается, что дом, где жил Захария и где родился его сын Иоанн Креститель был расположен в предместье Иерусалима Эйн-Кареме . На этом месте в настоящее время построен францисканский монастырь «Святой Иоанн на горах».
О местонахождении мощей Захарии существуют различные мнения :
Захария фигурирует в Коране как Закарийа ( араб. زكريا ) — один из пророков — посланный к Сынам Израиля , соответствует библейскому священнику Захарии. Упомянут в Коране 7 раз. Отец пророка Яхьи (библейского Иоанна ) ( Коран , 19:7) .
Бог являет Захарии свое чудо — у престарелого священника и его старой жены, рождается мальчик ( Коран 3:40). В Коране утверждается, что имя «Яхья» (Иоанн), которым нарекли ребёнка — уникальное ( Коран , 19:7). В качестве ещё одного божественного знамения, Захария не говорил с окружающими в течение трех ночей (Коран 19:10), что созвучно с эпизодом из Евангелия от Луки ( Лк. , ). В течение трех ночей Захария мог общаться только с помощью жестикуляции (Коран 3:41) .
Захария, согласно Корану, являлся опекуном Девы Марии (Коран 3:37).
Некоторые мотивы попали в цикл о Закарийи из иудейских легенд о другом Захарии — библейском пророке .
В православной традиции Захария, как отец Иоанна Предтечи, вспоминается за богослужением в дни празднования зачатия Иоанна Крестителя ( 23 сентября ( 6 октября )) и его Рождества ( 24 июня ( 7 июля )). Первые тексты последований святому Захарии содержатся в Типиконе Великой церкви ( IX век ) и в Студийско-Алексиевском Типиконе ( 1034 год ). Праздничное последование включает 6 стихир на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене , тропарь 8-го гласа, по 9-й песни канона — светилен ; на литургии на блаженнах указывается пение 3 и 6 песни канона святому Захарии, прокимен из . Иерусалимские Типиконы содержат богослужебные указания, схожие со Студийским уставом .
В современном богослужении последование Захарии включает: