Ехидна Наклз
- 1 year ago
- 0
- 0
Ехи́дна ( греч. έχιδνα — «змея», «гадюка») — в Библии змея со смертельно опасным ядом , в словарях XVIII—XIX веков ядовитая змея вообще , обыкновенная гадюка , также кобра . В переносном значении — коварный, злой, безбожный человек .
Выражение «порождения ехиднины» ( греч. γεννήματα ἐχιδνῶν ) используется как «самое сильное выражение обличения людей злых и нечестивых» .
В Синодальном переводе для обозначения ядовитых змей также используются слова «аспид» и « василиск » .
Ехидна упоминается как в Ветхом ( Иов. ; Ис. ), так и в Новом Завете ( Мф. ; Мф. ; Мф. ; Лк. ; Деян. ) . В « Деяниях Святых Апостолов » рассказывается о укусе ею апостола Павла :
Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
— Деян.
Выражение «порождения ехиднины» ( греч. γεννήματα ἐχιδνῶν ) используется как «самое сильное выражение обличения людей злых и нечестивых» .
Это словосочетание четыре раза встречается в Библии (три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки ) Иоанном Предтечей в его обращении к фарисеям , а также Иисусом Христом .
В первый раз в Евангелии от Матфея словосочетание использует Иоанн Предтеча:
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев , идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
— Мф.
Во второй раз его использует Иисус Христос, обращаясь к фарисеям:
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
— Мф.
В третий раз словосочетание встречается, когда Иисус Христос обличает книжников и фарисеев:
Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
— Мф.
В Евангелии от Луки словосочетание упоминается один раз, использует его Иоанн Предтеча, обращаясь к фарисеям (иное изложение ситуации, уже описанной в Евангелии от Матфея).
Иоанн Кронштадтский назвал Льва Толстого порождением ехидны, поскольку Лев Толстой написал статью «Обращение к духовенству» с критикой православного культа . Иоанн Кронштадтский в своём ответе критиковал и Толстого, и его сочинение:
Наконец, Лев Толстой договорился до того, что священные книги Ветхого и Нового Завета не удостаивает даже и названия сказки, а называет их «самыми вредными книгами в христианском мире, ужасною книгою». При этом невольно восклицаем: о, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны, отверзший уста свои на хуление богодуховного Писания Ветхого и Нового Завета, составляющего святыню и неоцененное сокровище всего христианского мира!
— Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
Протодиакон Андрей Кураев любит называть «порождениями ехидниными» молодых людей из атеистических семей, пришедших на его лекции, за то, что они сумели прорваться через шкуру семейной традиции безбожия .
В переносном значении ехидна — коварный, злой, безбожный человек ; злой, злорадный человек . Слова ехидный , ехидство (язвительность), ехидничать также выражают негативные качества или действия .
Выражение «подлая ехидна» употребляет Владимир Высоцкий в «Балладе о короткой шее» .