Галлика́нское испове́дание
(
лат.
Confessio Gallicana
,
фр.
Confession de La Rochelle
;
англ.
Gallic Confession of Faith или French Confession of Faith
), тж.
Ла-Роше́льское испове́дание
— вероучительный документ, официальное исповедание веры
Реформатской церкви Франции
. Принято на первом национальном синоде в
Париже
в 1559 году
.
История
Первоначально французские протестанты-кальвинисты, также называемые
гугенотами
, не имели ни официального символа веры, ни единой организации. Краткое изложение вероучительных принципов («библейских истин») вкладывалось в
Библии
, а также в издания
Нового Завета
, за перевод и издание которых во второй трети XVI века взялись протестанты. В 1534 году
Ж. Лефевр д’Этапль
(
лат.
Stapulensis
) издал французский перевод Нового Завета. В 1552 году
Робер Этьенн
(
лат.
Stephanus
) издал Библию и Новый Завет на латинском языке, а в 1553 году Ж. Жерар — французский перевод Библии
.
Одновременно шёл рост численности протестантов, и через несколько лет многочисленные независимые друг от друга конгрегации Франции, в которых насчитывалось до 400 тысяч протестантов, подошли к необходимости создания единой церковной организации и общего вероисповедного документа. В 1559 году в
Пуатье
прошла дискуссия о предопределении, в которой принял участие протестантский богослов
Антуан Шандьё
(1534—1591)
. По возвращении в
Париж
он передал местной конгрегации предложение о разработке единого Символа веры и церковного регламента
.
Вся эта деятельность разворачивалась в условиях глубокой тайны. Ещё в
1555 году
Генрих II
издал
эдикт
, который, приказывая карать смертью всех виновных в
ереси
, грозил гугенотам сожжением на кострах. После заключения в марте-апреле 1559 года
Като-Камбрезийского мира
король принялся за искоренение ереси с особенным рвением. В
1559 году
при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках.
И тем не менее 25-28 мая 1559 года в Париже под председательством пастора парижской конгрегации Жана Мореля — ученика и друга
Ж. Кальвина
— состоялся первый общенациональный Синод Реформатской церкви Франции. Точное количество делегатов синода неизвестно. В Париж доставили составленный Кальвином текст Исповедания и его письмо к Морелю. Предложенный документ состоял из 35 статей, однако участники синода в результате обсуждения расширили и дополнили первые две статьи, сделав из них шесть
. Таким образом, в окончательном варианте принятое синодом Галликанское исповедание состояло из 40 статей.
10 июля 1559 года Генрих II скончался в Париже. В 1560 году Исповедание было представлено в
Амбуазе
новому
королю Франции Франциску II
. К документу было добавлено предисловие — обращение к королю с просьбой прекратить гонения на протестантов
. Однако 5 декабря 1560 года ещё не достигший 17-летия король внезапно скончался в
Орлеане
.
Через год, в 1561 году
Т. Беза
на религиозной конференции в
Пуатье
ознакомил с Исповеданием нового короля Франции,
Карла IX
.
Через несколько лет Галликанское исповедание получило одобрение в Германии: в 1568 году в
Везеле
(
Вестфалия
), и в 1571 году — в
Эмдене
(
Нижняя Саксония
)
.
В 1571 г. в
Ла-Рошели
, ставшей центром французской Реформации, состоялся VII Национальный синод. В числе почётных гостей на нём присутствовали
Иоанна III
, королева Наваррская, её сын
Генрих Наваррский
(впоследствии король Генрих IV), принц
Луи Конде
, адмирал
Г. Колиньи
и другие высокопоставленные французские гугеноты. Текст Галликанского исповедания был зачитан всем присутствовавшим на синоде представителям конгрегаций и гостям, а затем подписан ими. После этой торжественной процедуры Галликанское исповедание получило второе название — Ла-Рошельское исповедание
.
Участники VII Национального синода в Ла-Рошели:
-
Иоанна III, королева Наварры
(Жанна д’Альбре)
-
Генрих Наваррский
-
Генрих I де Бурбон, второй принц де Конде
-
Гаспар II де Колиньи.
Погиб в
Варфоломеевскую ночь
на 24 августа 1572 года
Галликанское исповедание сохраняло значение для Реформатской церкви Франции вплоть до конца XIX века.
Структура и содержание
Галликанское исповедание имеет подзаголовок «Исповедание веры, составленное при общем согласии французами, которые желают жить в соответствии с чистотой Евангелия Господа нашего Иисуса Христа», написано на французском языке, каждая статья сопровождается ссылками на Библию
.
Галликанское исповедание состоит из 40 статей в четырёх разделах:
-
Бог
-
Христос
-
Святой Дух
-
Церковь
В современном издании исповедание разбито на восемь разделов:
-
Статья 1
открывает
первый раздел
, посвящённый Богу. Здесь приводится перечень его атрибутов: вечный, неизменный, всемогущий и т. д.
-
Статья 2
говорит об откровениях Бога человеку. Здесь на первое место ставится откровение Бога человеку через творение и лишь потом через его Слово.
-
Статьи 3–5
посвящены Священному Писанию, которое названо здесь истинным Словом Божиим и единственным критерием веры. Здесь же перечисляются канонические книги Ветхого Завета и Нового Завета. В пятой статье упоминаются также Апостольский, Афанасиев и Никейский Символы веры (с добавлением Filioque) как «согласующиеся со словом Божиим»
.
-
Статья 6
— о трёх Божественных Ипостасях: о Боге-Отце, первопричине, первооснове и источнике всего сущего; о Сыне, Его вечном Слове Мудрости, извечно рождённом Отцом; о Св. Духе, Его энергии и силе, исходящем от Отца и Сына. Здесь также упоминается об отвержении всех ересей и сект, осуждённых «святыми докторами – свв. Иларием, Афанасием, Амвросием и Кириллом»
.
-
Статья 7
говорит, что Триединый Бог создал всё видимое и невидимое.
-
Статья 8
— о том, что, не являясь источником зла, Бог использует бесов и грешников, обращая сделанное ими зло во благо.
-
Статья 9
открывает
второй раздел
, о человеке и его грехах. Здесь говорится, что человек был создан непорочным и совершенным, но после грехопадения стал испорченным рабом греха, хотя и не потерял возможности различать добро и зло.
-
Статьи 10–11
утверждают, что все потомки Адама находятся в «оковах первородного греха», и «даже младенцы в утробе матери» от него несвободны. Крещение не уничтожает греха, но по Божией благодати вменение греха отменяется
.
-
Статья 12
открывает
третий раздел
, посвящённый Иисусу Христу. Согласно своей вечной и неизменной цели Бог ещё до создания мира определяет одних ко спасению в Господе Иисусе Христе независимо от их заслуг, а только по Его Милости, а других — к осуждению, чтобы в этом «проявить Свою справедливость»
. Здесь хотя и говорится о предопределении, но сам термин не употребляется.
-
Статья 13
постулирует, что Иисус Христос — всё, что необходимо для нашего спасения.
-
Статья 14
продолжает, что в Иисусе Христе соединились 2 природы — божественная и человеческая. Он стал человеком, подобным нам, но в нём не было греха. В этой же статье отвергаются все древние ереси, касающиеся личности Христа, и особенно ересь М. Сервета, отрицающая божественную природу в Иисусе Христе.
-
Статья 15
подробно рассматривает две природы Христа в одной ипостаси.
-
Статьи 16–17
(начало
четвёртого раздела
) напоминают, что благодаря Крестной жертве Христа, мы примирились с Богом и получили прощение наших грехов.
-
Статьи 18–20
подчёркивают, что оправдание основано на искупительной жертве Христа, без каких-либо заслуг с нашей стороны и даётся нам только по вере.
-
Статьи 21–22
продолжают, что этой верой мы обновляемся и получаем особый дар вести святую жизнь во Святом Духе. Вера обязательно порождает добрые дела, но эти добрые дела не вменяются в нашу праведность, так как она покоится исключительно на искупительной жертве Христа.
-
Статьи 23–24
указывают, что Христос — единственный Ходатай пред Богом-Отцом. На этой основе Галликанское исповедание отвергает заступничество святых и всё, что с точки зрения кальвинистов умаляет вседостаточность жертвы Иисуса Христа, а именно: чистилище, монашеские обеты, паломничества, посты, тайную исповедь и индульгенции.
-
Статьи 25–28
составляют
пятый раздел
, о природе церкви. Здесь развивается мысль о том, что Церковь с её служением и проповедью Слова Божия является божественным институтом. Церковь следует уважать и повиноваться ей. Истинная Церковь — это сообщество верующих, согласных жить по Слову Божию и стремиться к святости. Хотя в Церкви могут оказаться лицемеры и безнравственные люди, они не способны запятнать церковь. Отвергнув «папство» за многочисленные суеверия, идолопоклонство и искажения Слова и Таинств, Исповедание констатирует, что следы истинной Церкви остались и в папстве благодаря силе и действенности Крещения, которое не зависит от личности священнослужителя. Поэтому крещённые «в папстве» не нуждаются в повторном Крещении
.
-
Статьи 29–33
составляют
шестой раздел
, об учреждениях Церкви. Истинная Церковь должна управляться пасторами, смотрителями и диаконами (
фр.
des pasteurs, des surveillants et diacres
). Истинные пасторы имеют равные полномочия и власть и подчиняются одному вселенскому епископу — Иисусу Христу. Ни одна Церковь не может претендовать на господство над другой Церковью.
-
Статьи 34–38
(
седьмой раздел
) посвящены Таинствам, которые дополняют Слово и определяются как «печати и обетования», данные по Божией милости для укрепления и поддержания нашей веры». Они являются внешними знаками, через которые Бог действует силой Своего Духа
.
Исповедание признаёт существование только двух истинных Таинств: Крещения и Вечери Господней.
Крещение является печатью нашего усыновления, через него мы «прививаемся к Телу Христову»
, чтобы очиститься Его кровью и обновиться Святым Духом.
Вечеря Господня — свидетельство нашего союза со Христом, который истинно питает нас Своим «ломимым Телом» и «пролитой Кровью» посредством тайной и непостижимой силы Св. Духа. Но совершается это в «духовном плане» и по вере. Тот, кто подходит к престолу Господнему с истинной верой, получает Тело и Кровь Христа, которые питают душу не меньше, чем хлеб и вино питают тело. Не существует постоянного и «объективного» присутствия Бога в Евхаристии, как утверждают «паписты»
.
-
Статьи 39–40
заключительного,
восьмого раздела
указывают на необходимость повиновения гражданским властям. Бог создал королевства, республики и другие формы государственного правления, как наследственные, так и избираемые, для того чтобы в обществе царили мир и порядок. Бог вложил в руки судей меч, чтобы они наказывали преступления против первой и второй заповедей
Декалога
. Таким образом, все должны повиноваться судьям, охотно и добровольно платить налоги, даже в том случае если правители неверующие. Те же, кто сопротивляется властям, совершают противозаконные действия и нарушают правопорядок и потому подлежат осуждению
.
Примечания
Литература
-
(фр.)
. Confessions de Foi et Catéchismes de la Réforme protestante. — текст XIX века. Дата обращения: 7 сентября 2010.
9 мая 2012 года.
-
(неопр.)
. — Aix-en-Provence: Fondation d’Entraide Chrétienne Réformée aux Pays-Bas, 1988. —
ISBN 90-71558-02-9
.
(фр.)
-
Леоненкова И. Р.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2003. —
Т. 10
. —
С. 372—373
. —
ISBN 5-89572-010-2
.
-
от 11 июня 2010 на
Wayback Machine
Конспект лекций по истории западных конфессий для IV курса Киевской Духовной Академии.
-
Cochrane A.
Reformed Confessions of the Sixteenth Century (1966).
(англ.)
-
Hope N. V.
Gallic Confession.
Evangelical Dictionary of Theology
// Walter A. Elwell (ed.), 1985, Bath, Marshall Morgan & Scott Publicatiions Ltd. — P.438.
(англ.)
-
Confessioni di fede delle chiese cristiane
, a cura di Romeo Fabbri, Edizioni Dehoniane, Bologna, 1996, p. 663ss.
(итал.)
-
Schaff P.
Creeds of Christendom: with a History and Critical Notes. Grand Rapids (4th ed., 1905), vol. III.
(англ.)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|