Interested Article - Реформация в Германии

Реформация в Германии , как и в целом , началась 31 октября 1517 года с публикации 95 тезисов Мартина Лютера в Виттенберге .

Лютеране и анабаптисты

Лютер желал инициировать диспут и этот диспут состоялся в Лейпциге в 1519 году во дворце Георга Саксонского . Оппонентом Лютера выступил доктор теологии Иоганн Экк . Папа Римский Лев X осудил Мартина Лютера и издал 21 сентября 1520 года буллу Exsurge Domine , однако тот сжег эту буллу 10 декабря 1520 года во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов, что означало разрыв Мартина Лютера с Римской Католической Церковью .

Вызванный императором Карлом V на Вормсский рейхстаг 1521 года , Лютер не отрекся от своих убеждений и изрёк свою знаменитую фразу: «На том стою и не могу иначе. И да поможет мне Бог! Аминь» . Вормсский эдикт от 25 мая 1521 года объявлял Мартина Лютера государственным преступником. Однако Курфюрст Фридрих Саксонский обеспечил безопасность Лютеру, укрыв его в замке Вартбург , где тот к 1522 году перевел Библию на немецкий язык ( Библия Лютера ). Во время изоляции Лютера объявились Цвиккауские пророки , сторону которых даже принял сподвижник Лютера Карлштадт . Богослужение было переведено на немецкий язык , вводилось причастие под двумя видами ( утраквизм ), отвергался целибат .

Духовное брожение в Германии спровоцировало Крестьянскую войну 1524—1526 года , во главе которой стали анабаптисты . Однако покровители Лютера из числа саксонских (преемник Фридриха Иоганн Твёрдый ) и гессенских ( Филипп Гессенский ) курфюрстов приняли участие в подавлении этого восстания. Наличие общих врагов в лице анабаптистов и турок ( вторжение в Венгрию ) привели к приостановлению действия Вормского эдикта на Шпейерском сейме 1526 года . Тем временем, в 1525 году лютеранство побеждает в Восточной Пруссии , где магистр Тевтонского ордена Альбрехт превращается в светского герцога. В 1527 году, основанный Филиппом Гессенским Марбургский университет превращает Марбург в центр Реформации.

Поскольку лютеран и католиков Шпейерский сейм не примирил, то дальнейшие нападки католиков на лютеран привели к Шпайерской протестации 1529 года . С этого момента за сторонниками Реформации закрепилось название протестантов . Попытка Филиппа Гессенского объединить сторонников Лютера и сторонников Цвингли из Швейцарии на Марбургском диспуте 1529 года успехом не увенчалась. В 1530 году лютеране ещё не оставляли надежды примириться с католиками на Аугсбургском рейхстаге , где они опубликовали свое Аугсбургское исповедание , составленное Филиппом Меланхтоном .

В 1536 году в Берлине бранденбургский курфюрст Иоахим II Гектор назначает на должность протестантского епископа ( суперинтендента ) сподвижника Лютера Иоганна Агриколу

После Аугсбургского рейхстага протестантские князья во главе с Филиппом Гессенским создали Шмалькальденский союз , что после смерти Лютера в 1546 году привело к Шмалькальденской войне 1546- 1547 годов .

Филипписты, гнесиолютеране, кальвинисты и меннониты

В 1546 году в Северной Германии объявляется голландский проповедник Менно Симонс , от которого берут свое начало меннониты . Шмалькальденскую войну протестанты проиграли, Филипп Гессенский попал в плен, а Аугсбургское временное постановление 1548 года предписывало им признать верховенство римского папы, допустив причастие под двумя видами и женитьбу священников. Лютеране во главе с Филиппом Меланхтоном ( филипписты ) пошли на уступки, заключив 22 декабря 1548 года Лейпцигский интерим . Однако часть лютеран обвинила Меланхтона в предательстве и образовала партию гнесиолютеран во главе с Матеем Флацием и Николаем Амсдорфом. Соглашение с католиками было отвергнуто, а поддержка курфюрста Морица Саксонского привела к амнистии вождей Шмалькальденского союза, новому Аугсбургскому миру 1555 года и к легализации лютеран в Германии. На следующий год император Карл V отрекся от престола, разделив свою империю на Испанскую и Австрийскую часть.

Филипписты пытались найти точки соприкосновения с кальвинистами , которые с 1535 года закрепились в Швейцарии. В 1561 году Фридрих III Благочестивый пригласил из Цюриха в Гейдельберг кальвиниста Захарию Урсина . В противовес умеренному Аугсбургскому исповеданию лютеран кальвинисты составили Гейдельбергский катехизис ( 1563 ). Сын и преемник Фридриха Людвиг восстановил в Курпфальце лютеранство , которое вновь упразднил в 1583 году кальвинист Иоганн Казимир .

Формула согласия , составленная Мартином Хемницем в 1577 году примирила филиппистов и гнесиолютеран, сохранив лютеранское исповедание.

Протестантская уния и Тридцатилетняя война

В 1608 году кальвинист Фридрих Пфальцский создал Протестантскую унию ( Protestantische Union ), в рамках которой он объединил как кальвинистов, так и лютеран. В ответ в 1609 году баварский герцог Максимилиан образует Католическую лигу ( Katholische Liga ). В 1613 году курфюрст Бранденбурга обратился из лютеранства в кальвинизм .

Противоречия между католиками и протестантами привели к Тридцатилетней войне (1618-1648). Поначалу католическая армия фельдмаршала Тилли теснила протестантов. Католики заняли кальвинистскую Швабию и лютеранский север. В 1631 году пал лютеранский Магдебург , в огне которого погибло около 20 тыс. жителей. Однако на стороне лютеран выступил шведский король Густав II Адольф и Тилли потерпел сокрушительное поражение в Битве при Брейтенфельде . В 1635 году католики и протестанты подписали мир , вновь вернувшись к идеям Аугсбургского мира . Вестфальский мир 1648 года также подтвердил равноправие конфессий, однако Германия утратила Эльзас , Голландию и Швейцарию.

Пиетисты и гернгутеры

В 1670 году Якоб Шпенер создает во Франкфурте "школы благочестия", кладя начало движению пиетизма. В этих кружках ("малых группах") изучалась Библия, произносились проповеди и пропагандировались добрые дела. С 1691 года Шпенер проповедует в Берлине . Духовным сыном Шпенера был Цинцендорф , привлекший в Германию гуситов , из которых в 1722 году образовались гернгутеры (в имении Хернхут ). Примечательно, что пиетисты и гернгутеры не покидали состава лютеранской церкви. В общине гернгутеров получил образование Шлейермахер , который подготовил Прусскую унию 1817 года , объединившую лютеран и кальвинистов.

Примечания

  1. Микониус Ф. . «Краткий очерк истории реформации с 1517 по 1542 год».
  2. . — Litres, 2018-03-21. — 1669 с. — ISBN 9785457191341 . 21 ноября 2018 года.
Источник —

Same as Реформация в Германии