Interested Article - Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов

Всесою́зный сове́т ева́нгельских христиа́н-бапти́стов (ВСЕХБ) — термин, имеющий два значения:

1) централизованная религиозная организация евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) на территории Советского Союза . ВСЕХБ был создан в 1944 году вместо союзов евангельских христиан (прохановцев) и баптистов , фактически прекративших существование в результате антирелигиозной кампании 1930-х годов .

Помимо церквей евангельских христиан-баптистов во ВСЕХБ входила часть общин христиан веры евангельской (пятидесятников) , а также меннонитов и некоторых других близких направлений. В послевоенном СССР ВСЕХБ являлся единственным легальным объединением церквей евангельского направления протестантизма .

В 1992 году, после распада СССР на ряд независимых государств, ВСЕХБ был реорганизован в национальные церковные объединения церквей евангельских христиан-баптистов этих государств. В частности, в России его преемником стал Российский союз евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) .

2) непосредственно совет , то есть центральный орган в Москве, осуществлявший руководство этой организацией (см. подраздел ).

Предшественники

Федеративный союз баптистов СССР

Всесоюзный совет евангельских христиан

Название

  • 1944—1945 — ВСЕХиБ (Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов)
  • 1945—1990 — ВСЕХБ (Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов)
  • 1990—1992 — Союз ЕХБ (Союз евангельских христиан-баптистов)

Вероучение

В 1944—1966 годах официально утверждённого вероучения не было.

В 1966 году в качестве «временного» (до разработки более детального) на Всесоюзном съезде было утверждено Вероучение И. В. Каргеля .

В 1985 году на Всесоюзном съезде вместо прежнего было утверждено Вероучение 1985 года , разработка которого велась коллективом авторов с 1974 года. Данное Вероучение (с несущественными изменениями) является официальным вероучением преемника ВСЕХБ — РС ЕХБ .

Руководство

Согласно традиции евангельских христиан и баптистов, высшим руководящим органом братства является съезд делегатов поместных общин. Однако с момента создания ВСЕХБ в 1944 году до 1963 года съезды не проводились.

Центральное руководство

До первого съезда в 1963 году и в дальнейшем в промежутках между съездами центральное руководство осуществлялось непосредственно ВСЕХБ (в значении совет ). В 1944 году в состав совета были избраны 8 человек , позднее количество выросло. Так, на съезде 1963 года в состав ВСЕХБ было избрано 10 членов и 5 кандидатов, а также ревизионная комиссия в составе 3 членов , на съезде 1969 года было избрано 25 членов, 8 кандидатов и 5 членов ревизионной комиссии .

ВСЕХБ (в значении совет ) периодически (примерно один раз в год) собирался на пленумы , на которых решались наиболее серьезные вопросы.

Из членов ВСЕХБ избирался президиум , который осуществлял центральное руководство в периоды между пленумами. Президиум собирался по мере необходимости, обычно несколько раз в неделю .

Председатели

Генеральные секретари

В 1990 должность упразднена.

В союзных республиках и регионах

В республиках СССР и регионах руководство осуществлялось республиканскими и областными старшими пресвитерами, которые до 1966 года поставлялись путем назначения ВСЕХБ, а с 1966 года — избирались на региональных и республиканских конференциях (съездах) служителей церквей .

Съезды

Всесоюзные съезды евангельских христиан-баптистов
Номер Дата и место Число участников Председатели Основные вопросы повестки
38 15—17.10.1963, Москва 450 — всего Я. И. Жидков , А. В. Карев , И. Г. Иванов Отмена Инструктивного письма и Положения ВСЕХБ, утверждение Устава ВСЕХБ, вопрос единства с инициативниками , принятие в Союз братских меннонитов
39 4—7.10.1966, Москва 1026 — всего А. В. Карев Вопросы единства, принятие Вероучения , обновление Устава, изменение системы поставления старших пресвитеров
40 9—11.12.1969, Москва ок.800 — всего И. Г. Иванов , С. Т. Тимченко , Н. Н. Мельников, С. П. Фадюхин, А. И. Мицкевич Вопрос единства
41 11—13.12.1974, Москва 483 — делегата И. Г. Иванов , П. К. Шатров, А. И. Мицкевич , М. П. Чернопятов, С. П. Фадюхин, А. М. Бычков Избрание А. Е. Клименко председателем ВСЕХБ, предложения по изменению Устава
42 18—20.12.1979, Москва 527 — делегаты А. Е. Клименко , М. П. Чернопятов, М. Я. Жидков, А. М. Бычков , И. С. Гнида, Я. К. Духонченко Поправки в Устав, сообщение о работе над новым Вероучением
43 21—23.03.1985, Москва 546 — делегаты А. Е. Клименко , В. Е. Логвиненко , М. Я. Жидков, А. М. Бычков , Н. А. Колесников, И. С. Гнида, Я. К. Духонченко Утверждение нового Вероучения , избрание В. Е. Логвиненко председателем ВСЕХБ
44 21—24.02.1990, Москва 687 — делегатов В. Е. Логвиненко , Я. К. Духонченко, А. М. Бычков , Г. И. Комендант , С. Ф. Карпенко, И. С. Гнида Вопрос единства; повторное покаяние ВСЕХБ за принятие Инструктивного письма и Положения ВСЕХБ ; дискуссия по целесообразности дальнейшего членства во Всемирном совете церквей; принятие нового Устава; переименование ВСЕХБ в Союз ЕХБ; избрание Г. И. Коменданта председателем Союза ЕХБ; упразднение президиума ВСЕХБ и замена его правлением из председателя Союза, его заместителей и старших пресвитеров регионов; обращение к намеревающимся эмигрировать о нужности их служения на Родине
45 9—13.11.1992, Москва свыше 1100 — всего Г. И. Комендант В связи с распадом СССР на смену Союза ЕХБ учреждена Евро-азиатская федерация союзов ЕХБ

Периодика

Официальным печатным изданием являлся журнал « Братский вестник ». Журнал издавался с 1945 года до ликвидации ВСЕХБ (1992) и позднее.

Краткая история

Создание ВСЕХБ

Доклад Н. А. Левинданто об объединении евангельских христиан и баптистов на Всесоюзном совещании в Москве 26-29 октября 1944 г.

ВСЕХБ был создан в 1944 году путем объединения церквей евангельских христиан (прохановцев) и баптистов. К моменту объединения централизованная организация евангельских христиан — Всесоюзный совет евангельских христиан существовал номинально, а Федеративный союз баптистов СССР был полностью ликвидирован в ходе сталинских репрессий . Решение о слиянии было принято в ходе объединительного совещания руководителей евангельских христиан и баптистов 27 октября 1944 года. Первоначально именовался «Всесоюзным советом евангельских христиан и баптистов» (ВСЕХиБ), однако в 1945 году был переименован во «Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов» (ВСЕХБ) ).

Создание ВСЕХБ позволило:

  • во-первых, легализовать существование евангельских общин после того, как в годы сталинского террора свернули свою деятельность союзы евангельских христиан и баптистов. По мнению историка Татьяны Никольской, «объединительные процессы 1940-х гг. были вызваны прежде всего требованиями религиозной политики, но при этом учитывались и настроения верующих, их стремление к консолидации сил после десятилетия жестоких гонений» .
  • во-вторых, де-юре и де-факто объединить два близких друг к другу течения — евангельских христиан (прохановцев) и баптистов. «Объединение евангельских христиан и баптистов завершилось без открытых совещаний и публичных обсуждений, в обход демократических принципов, свойственных этим конфессиям даже при обсуждении таких локальных вопросов, как выборы пресвитера, диакона, приём в общину нового члена и т. д. Тем не менее объединение действительно состоялось и выдержало испытание временем. Этому способствовала близость вероучений евангельских христиан и баптистов. Но самым важным была моральная готовность к объединению — как церковных лидеров, преодолевших личные разногласия (в том числе в результате смены поколений), так и рядовых верующих» , — считает Никольская .
Первый номер журнала « Братский вестник »
Совещание ВСЕХБ в августе 1945 года в Москве, на котором было достигнуто соглашение о вхождении во ВСЕХБ пятидесятников («Августовское соглашение»)

24 августа 1945 года к ВСЕХБ примкнула часть христиан веры евангельской-пятидесятников , которые на условиях легализации своих общин, отказались от некоторых элементов своей церковной практики: от глоссолалий во время богослужения и от омовения ног . К 1960 году количество присоединившихся к ВСЕХБ пятидесятников выросло до 25 тысяч человек, вне ВСЕХБ оставалось 14 тысяч пятидесятников .

Также в 1946—1947 годах во ВСЕХБ влились 25 церквей и групп свободных христиан — дарбистов и около 70 церквей Союза церквей Христовых, близких по вероучению к ЕХБ. В этот же период влились евангельские христиане — трезвенники, близкие к пятидесятникам и пятидесятники-единственники (евангельские христиане в духе апостолов) , согласившиеся ради единства впредь крестить по тринитарной формуле «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» . Были попытки присоединить ко ВСЕХБ и Закарпатскую реформатскую церковь , но они встретили сопротивление из-за значительных догматических отличий (в первую очередь, по вопросам детокрещения). В 1963 году к объединению примкнули братские меннониты .

Из-за существенных расхождений с евангельскими христианами и баптистами в вероучении и церковной практике многие пятидесятнические общины проигнорировали ВСЕХБ, другие, войдя во ВСЕХБ, покинули его позже, уходя в подполье или регистрируясь на автономных началах. Создать своё легальное объединение пятидесятникам разрешили только при перестройке , и в 1990 году они окончательно отделились от ВСЕХБ, образовав Союз христиан веры евангельской РСФСР .

Международная деятельность ВСЕХБ

ВСЕХБ активно принимал активное участие в международном движении борьбы за мир, а также экуменическом движении. С 1963 года ВСЕХБ являлся членом Всемирного совета церквей , его руководители дважды избирались в центральный комитет этой международной организации .

В июле 1974 г. в Западном Берлине состоялась встреча Генерального секретаря Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов А. М. Бычкова с Региональным секретарем Объединённых Библейских Обществ Сверре Смодалом. В мае 1975 г. С. Смодал и А. М. Бычков встретились с заместителем председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. Н. Титовым. В 1979 г. была осуществлена первая поставка 30 000 Библий от Объединённых библейских обществ Всесоюзному совету евангельских христиан-баптистов. Начатое сотрудничество успешно продолжилось: к 1985 году евангельские христиане-баптисты получили от Объединённых библейских обществ 100 000 Библий.

Реорганизация объединения

На 44-м всесоюзном съезде ЕХБ (21 — 24 февраля 1990 года ) был принят новый Устав , согласно которому изменились структура и название объединения — Союз Евангельских христиан-баптистов .

После распада СССР в 1991 году в новых независимых государствах образовались собственные евангельско-баптистские союзы. По итогам заседания расширенного совета Союза ЕХБ 3 — 5 декабря 1991 года, сообщалось: «В связи с образованием суверенных государств на территории нашей страны и появлением самостоятельных Союзов евангельских христиан-баптистов в отдельных республиках участники подтвердили необходимость сохранения единого союза евангельских христиан-баптистов» .

Проходивший в Москве 9 — 14 ноября 1992 года съезд ЕХБ стран бывшего СССР утвердил решение правления и совета Союза ЕХБ о создании Евро-Азиатской Федерации союзов евангельских христиан-баптистов , президентом которой был избран Г. И. Комендант .

Численность ЕХБ

Баптистский историк, архивариус РС ЕХБ Алексей Синичкин обратил внимание на существенные расхождения численности ЕХБ в СССР в различных источниках .

До разделения руководители ВСЕХБ в официальных источниках неоднократно заявляли о том, что количество общин ЕХБ в СССР составляет 5400-5450, а количество членов общин — 512—530 тысяч человек, и с учётом «членов семей верующих и других близких к нашему братству людей» в «зону влияния» попадало порядка 3 миллионов человек . В то же время не «для заграницы», а для отчётности Совету по делам религиозных культов при Совете Министров СССР подавались другие данные: на 1 января 1959 года число зарегистрированных общин составило 2093 (с 202 тысячами членов) и приблизительные данные по незарегистрированным церквям — 1000 общин с 10 тысячами членов. Хотя данные по незарегистрированным общинам Синичкин считает «сомнительными», в целом, по его мнению «здесь речь идёт о более или менее реальных цифрах» .

Ещё более противоречивы данные о численности сторонников Инициативного движения. В различных документах ВСЕХБ называется численность от 4416 человек в 1962 году до 8903 человек в 1965 году . В то же время Оргкомитет в статье «Авен-Езер» говорил о десятках тысяч своих сторонников в 1964 году . А известный историк Вальтер Заватски, опираясь на выкладки атеистических религиоведов, оценил численность СЦ ЕХБ на пике движения в 155 тысяч человек .

См. также

Примечания

  1. Братский вестник , 1945, № 1, с.34-35
  2. Братский вестник , 1966, № 6, с.32
  3. Братский вестник , 1970, № 2, с.74
  4. Братский вестник , 1963, № 6, с.13
  5. Братский вестник , 1966, № 6
  6. .
  7. , с. 515—516.
  8. Братский вестник , 1963, № 6, с.7-55
  9. Братский вестник , 1966, № 6, с.3-85
  10. Братский вестник , 1970, № 2, с.8-80
  11. Братский вестник , 1975, № 1, с.3-79
  12. Братский вестник , 1980, № 1-2, с.3-80
  13. Братский вестник , 1985, № 3, с.3-74
  14. Братский вестник , 1990, № 2, с.34-83
  15. Братский вестник , 1993, № 1, с.55-79
  16. Братский вестник , 1990, № 2, с.49
  17. (недоступная ссылка) // Братский вестник , № 1, 1945.
  18. , с. 135.
  19. , с. 139.
  20. (недоступная ссылка) Братский вестник , № 3, 1945
  21. Извещения ВСЕХБ // Братский вестник , 1960, № 1, с.87
  22. , с. Глава 7.
  23. . Дата обращения: 7 апреля 2008. 19 октября 2007 года.
  24. Устав Союза евангельских христиан-баптистов. // Братский вестник . 1990, № 3, с. 82—94.
  25. Братский вестник . 1990, № 2, с.81.
  26. Обращение участников расширенного совета Союза евангельских христиан-баптистов ко всем церквам союза. // Братский вестник , 1992, № 1, с. 63
  27. Братский вестник . 1993, № 1, с.78.
  28. . Дата обращения: 13 марта 2013. 5 августа 2012 года.
  29. Братский вестник , № 2, 1954, с.61-62
  30. Братский вестник , 3-4 , 1954 с.91
  31. Братский вестник , № 1, 1958 год
  32. «Вестник Спасения» № 3 (7) 1964 год
  33. , с. 135.

Литература

Источник —

Same as Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов