Interested Article - Било

Би́ло — деревянный, металлический (редко — каменный) брус или пластина, по которой ударяют молотком или колотушкой . В древности это был бытовой и военный сигнальный инструмент, в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола .

Этимология

Инструмент был назван билом по корню слова «бить». Музыкальный инструмент из набора разнотоновых бил называют «била». Иногда «било» и «клепало» (деревянная колотушка) употребляются как синонимы . Башня с билом называлась бильницей .

Выражение «Во все колокола» произошло от первоначального «Во все тяжкие», калькированное с греческого выражения, где подразумевалось « тяжкое ударшие » .

Описание

Игра на билах

Первоначально изготавливался из дерева (толщина уменьшается к краям), куда били деревянной колотушкой — клепалом . «Малое било» или «малое древо» — это двухвёсельная доска с вырезом посередине для ухвата рукой . Великие чугунные, стальные или медные била были подвесными, для них не требовалось обязательного наличия специальных башен,— достаточно готового столба .

Сухие старые кленовые била производят различный звук в зависимости от места и силы удара .

Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому были более распространены чугунные, стальные или медные клепала . Качественное медное било производит звук, очень похожий на звон колокола, но гораздо богаче по способу извлечения, и при работе мягкой колотушкой не даёт резкого звона при ударе. На севере «клепали» медленнее, чем на юге .

Варианты использования била: 1) как инструмент для звуковой сигнализации, предназначенный для оповещения людей (в населённом пункте, на территории предприятия, воинской части и др.) о каком-либо событии — пожаре, нападении врага, смерти одного из жителей, начале обеденного перерыва и т. п.; 2) вместо церковного колокола.

История

Било на столбе в селе Довлетяково Нижегородской области

Впервые било начали использовать на Руси в конце X века одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения .

Первое упоминание била связано со смертью Св. Феодосия Печёрского , игумена монастыря (1062—1074 гг.):

После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било .

Летописные известия 1066, 1074, 1146 годов упоминают била и колокола . В Никоновской летописи о монахе Киево-Печерского монастыря Матфее Прозорливом сказано, что он, у церкви « седе, опочивая побилницею » . Это даёт возможность предполагать, что под билом стояла некая площадка со ступеньками или рундук , на который можно было сесть .

Несмотря на упоминание колоколов в IX веке, они, пришедшие на Русь в X веке из Западной Европы , были редки, малы и долго не могли вытеснить била . В литературных памятниках била часто встречаются до XVI века включительно .

В XX и в начале XXI века било сохранялось в России на некоторых предприятиях, в сёлах и деревнях в виде висящего на цепи отрезка рельса , трубы, газового баллона или других гулких металлических предметов, служащих для подачи сигнала тревоги .

В XXI веке била всё ещё употребимы для созыва на богослужение .

Примечания

  1. .
  2. Вертков К.А. // . — Л. : Музыка, 1975. — С. 100. — 280 с. 7 ноября 2017 года.
  3. Барковская С.П. . — Scientific magazine "Kontsep, 2013-03-11. — 297 с. 7 ноября 2017 года.
  4. Арбатский Ю. . — Изд-во имени Чехова, 1956. — 422 с. 7 ноября 2017 года.
  5. . — Информационно-издательский центр "Истина и жизнь", 2002. — 382 с. 7 ноября 2017 года.
  6. . — Directmedia, 2013-03-14. — 486 с. — ISBN 9785446029730 . 7 ноября 2017 года.
  7. . — Наука, 1998. — 624 с. 7 ноября 2017 года.
  8. 1. до 1904 года // . — Санкт-Петербург: Императорская Академия Наук, 1767. — С. 173. — 218 с. 7 ноября 2017 года.
  9. Каргин А.С., Костина А.В., Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). . — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с. 7 ноября 2017 года.
  10. Болонев Ф.Ф., Фурсова Е.Ф. . — Институт археологии и этнографии (Российская академия наук Сибирское отделение), Новосибирский государственный педагогический университет. — Издательский центр "Агро-Сибирь", 2003. — 272 с. 7 ноября 2017 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 3. — М. , 2005. — С. 476.
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Агазнанов А. Русские народные музыкальные инструменты: с приложением образцов наигрышей. — Гос. музыкальное изд-во, 1949. — 54 с.
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — М. , 1997.
  • Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. — Москва: Московская Типография №6, 1981. — 206 с. — ISBN 5-7140-0918-5 .
  • Поветкин В. И. Бубенцы и колокольчики среди прочих шумящих и ударных приспособлений в обиходе древних новгородцев // Новгородский исторический сборник. Выпуск 11(21). — СПб., 2008. — С. 110—141.
  • Edward V. Williams // THE BELLS OF RUSSIA New Jersey. Princeton University — 1985 — в переводе Михаила Курникова, сотрудника Общества Церковных Звонарей (zvon.ru)
Источник —

Same as Било