Interested Article - Местночтимые святые
- 2021-10-27
- 1
Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые , канонизированные в рамках отдельной епархии , или почитаемые лишь в определённом регионе , и не имеющие общецерковного почитания .
Понятие
Исторически в Христианской церкви святые различались не только по ликам ( преподобные , благоверные , святители и т. д.), но и по распространённости и масштабу их почитания: среди них выделялись «местнохрамовые», «местноепархиальные» и «общенациональные» .
В Русской православной церкви канонизация местнохрамовых и местноепархиальных святых осуществлялась правящим архиереем с ведома её главы (сначала Митрополита, позднее — Патриарха всея Руси). Акт канонизации мог ограничиваться лишь устным благословением на почитание того или иного местного подвижника, и поэтому имеется довольно большое число святых, начало почитания которых не имеет письменного определения, однако фактически почитающихся .
Монастырское почитание подвижников могло начинаться по решению совета монастырских старцев, которые впоследствии утверждалось местным епископом .
Разделение местночтимых святых на чтимых в пределах целой епархии и на почитаемых только в одном монастыре или приходе во времена академика и историка Русской церкви Е. Е. Голубинского составляло часть живой церковной жизни , однако в настоящее время в практике Русской православной церкви имеет место лишь епархиальный вариант местного почитания .
Характер почитания местночтимых и общецерковных святых одинаков. Помощи святых просят в общественных церковных и частных молитвах , в их честь составляют молебны , во имя их освящают престолы и храмы, устраивают ежегодные празднества (память), почитаются их мощи и иконы .
Возникновение категории местночтимых святых исследователи связывают со следующим:
В области культа святых можно различить два фактора, находящихся в постоянном взаимодействии: с одной стороны — народ с неудержимым стремлением воздавать религиозное почитание лицам, отличавшимся по его, народному убеждению, святой жизнью, с другой — церковную власть, ставившую границы этому народному стремлению по тем или иным соображениям. …чаще бывало, что превозмогала церковная власть и ей удавалось устранить уже начавшийся культ умершего, которого народ почитал за святого; наконец, в иных случаях устанавливались, так сказать, компромиссы между двумя сторонами, результат таких компромиссов можно видеть в культе почитаемых усопших, а отчасти и в канонизациях к местному празднованию .
История
В ранней церкви , почитание святых, в основной своей массе, начиналось как местное празднование памяти святых «в каждой отдельной епархии» .
В средние века в России местночтимые святые могли почитаться в одном монастыре или в одном приходском храме, а в некоторых случаях литургическое празднование [ прояснить ] местночтимых святых даже не получало санкции местного епископа .
В Синодальный период с 1721 до 1894 года канонизации местночтимых святых совсем прекратились. Для наиболее почитаемых из них установилось общецерковное почитание ( киево-печерские святые и ряд других местночтимых святых).
Массовое закрытие малых монастырей и пустыней постепенно приводило к забвению местных празднований их основателей. В указанный период были установлены празднования трёх местных « Соборов » ( Собор Волынских святых , Собор Новгородских святых , Собор Вологодских святых ), которые также были призваны возродить епархиальное почитание святых.
В XVIII веке произошла « деканонизация » ряда местночтимых святых, однако в XIX веке почитание многих местночтимых святых было восстановлено .
По распоряжению Синода и епархиальных архиереев прекращено празднование некоторым местночтимым святым:
- ок. 1721—1723 года — преподобный Корнилий Переяславский ;
- 1722 год — блаженный Симон Юрьевецкий , чудотворец , Христа ради юродивый ;
- 1745 год — благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские ;
- 20 ноября 1746 года — благоверный князь мученик Феодор Стародубский , чудотворец ;
- 1746 год — мученик Василий Мангазейский , сибирский первомученик;
- 1778 и 1849 годах — преподобный Савватий Тверской ;
- 1801 год — праведный Прокопий Устьянский , чудотворец .
В ряде случаев ( Владимир и Агриппина Ржевские , Феодор Стародубский ) гробницы святых были разрушены после деканонизации.
Деканонизированные синодальной Церковью святые продолжали почитаться старообрядцами .
Процедура канонизации в РПЦ
Правила, которыми руководствовалась Русская церковь при причислении подвижников к лику святых, были унаследованы от Константинопольской церкви. Право канонизации общецерковных святых принадлежало предстоятелю церкви, митрополиту (позднее — патриарху всея Руси) всея Руси при участии Собора русских иерархов. Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома митрополита или патриарха и могло ограничиваться лишь устным благословением на почитание местного подвижника .
В настоящее время, для причисления к лику местночтимых святых в Русской Православной Церкви установлен следующий порядок :
- соборное решения правящего архиерея , клира и мирян епархии;
- положительное решение материалов, представленных епархией комиссией Священного Синода по канонизации святых;
- при положительном решении комиссии — утверждение Патриархом .
При этом критерии канонизации (безукоризненная вера, христианские добродетели, явленные Богом через человека чудеса ) для местночтимых святых аналогичны общецерковным святым.
Почитание мощей, составление молитв, написание икон местночтимых святых возможно только после их канонизации (это правило относится и к общецерковным святым). В отношении литургического аспекта почитания в 1993 году Священный Синод РПЦ вынес следующее определение:
В том случае, если имеются тропарь и кондак местночтимому святому, а службы не имеется, то совершать службы этому святому можно по Общей Минее. В том случае, если нет местночтимому святому тропаря и кондака, то общими тропарями, кондаками и службами пользоваться можно по роду его подвижничества. Что же касается составления новых тропарей, кондаков и служб данному подвижнику, то эта инициатива может исходить от правящего архиерея, который должен обратиться к Святейшему Патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную Комиссию .
В ряде случаев после местного прославления святых канонизируют и для общецерковного почитания и направляют имена новопрославленных святых предстоятелям других поместных Православных церквей для включения их в святцы .
Известные местночтимые святые
- Король Англии Эдуард Исповедник (почитается в Сурожской епархии )
- Даниил Ачинский (почитается в Красноярской епархии )
- Василий Павлово-Посадский
- Варнава Гефсиманский
- Местночтимые святые, ставшие общецерковными
- Лука (Войно-Ясенецкий)
- Филарет (Амфитеатров)
- София Суздальская (вел. кн. Соломония Сабурова)
- Трифон Вятский
- Димитрий Донской
- Пётр Могила
- Ярослав Мудрый
- София Слуцкая
- Далмат Исетский
- Павел Таганрогский
- Фёдор Ушаков
Примечания
- Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в российском православии XIX—XXI вв. : На примере почитания чудотворных икон в Московской Епархии : диссертация … кандидата исторических наук : 24.00.01. — Москва, 2005. — 256 с. — С. 150.
- ↑ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский . от 6 ноября 2019 на Wayback Machine
- ↑ Голубинский Ε. Ε. История канонизации святых в Русской Церкви. — Изд. 2-е. — М., 1903. — С. 292—295.
- ↑ Георгий (Тертышников) , архим. // Альфа и Омега. — 1999. — Вып. 3 (21) . — С. 186—193 . 26 января 2017 года.
- Голубинский Ε. Ε. История канонизации святых в Русской Церкви. — Изд. 2-е. — М., 1903. — С. 13.
- Ювеналий (Поярков) , митр. . taday.ru (20 октября 2003). Дата обращения: 21 июля 2016. 14 сентября 2016 года.
- Цыпин В., прот. 48. Канонизация и почитание святых // . — Клин: Христианская жизнь, 2004. — С. 486. — 703 с. 13 мая 2023 года.
- Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. — Ярославль, 1903. — С. 68.
- Маркелов А. В. . — Екатеринбург, 2011. — С. 10. 27 марта 2016 года.
- Андроник (Трубачёв) , игум. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. Специальный том. — С. 346—371. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6 .
- . Дата обращения: 11 января 2014. Архивировано из 7 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 11 января 2014. 12 января 2014 года.
- Марина Волоскова. . ruvera.ru (28 июля 2022). Дата обращения: 3 июля 2016. 15 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 9 октября 2008. 28 ноября 2007 года.
- Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. — Ярославль, 1903. — С. 28-29.
- См. например от 20 февраля 2009 на Wayback Machine
- . nne.ru . официальный сайт Нижегородской епархии (8 сентября 2009). Дата обращения: 14 мая 2023. Архивировано 24 октября 2014 года.
Литература
- Георгий (Тертышников) , архим. // Альфа и Омега . — 1999. — Вып. 3 (21) . — С. 186—193 .
- Воробьёв В. Н. , прот. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — Вып. 2 (35) . — С. 79—90 .
- 2021-10-27
- 1