Interested Article - Юлиан Померий

Юлиан Померий ( лат. Julianus Pomerius ) — христианский писатель V века, грамматик и ритор, учитель Цезария Арелатского . Основной труд Померия, «De vita contemplativa», длительное время приписывавшийся Просперу Аквитанскому , оказал значительное влияние на богословов каролингской эпохи .

Биография и труды

О жизни Померия известно очень мало. Родившись в Северной Африке , он покинул её, вероятно, по причине гонений на халкидонитов в королевстве вандалов . Отклонив предложения Руриция Лиможского и Эннодия Павийского поселиться в их городах, Померий обосновался в (современный Арль ). Там он был рукоположен в священники епископом (умер в 502). По свидетельству Руриция и псевдо- Геннадия Массилийского , Померий вёл аскетический и высокодуховный образ жизни . В то же время Померий был преподавателем грамматики и риторики , пользуясь уважением и покровительством знатных горожан. Около 497 года его учеником стал будущий знаменитый епископ Цезарий Арелатский . Житие Цезария не даёт точных указаний относительно времени их знакомства и сообщает лишь, что однажды юному священнику приснился сон, призывающий отвергнуть мирскую мудрость учителя ради монашеской простоты. По мнению биографа Цезария, У. Клингширна, такое противопоставление автора жития ошибочно, и изложенные в «De vita contemplativa» идеи Померия на церковную реформу соответствовали собственным взглядам арелатского епископа на программу переустройства церкви и распространения христианства .

Померий был автором следующий трудов :

  • «De natura animae» в восьми книгах, сохранился фрагментарно;
  • «De virginibis instituendis», утрачена;
  • «De dontemptu mundi ac rerum transiturarum», утрачена;
  • «De vita contemplativa» в трёх книга, сохранилась полностью.

Трактат «De vita contemplativa» был написан либо в последние годы V века, либо в самом начале VI века. Померий скончался вскоре после его написания .

«De vita contemplativa»

Несмотря на то, что ещё Исидор Севильский знал об авторстве Померия, между VI и началом VIII века «De vita contemplativa» начали ошибочно атрибутировать Просперу Аквитанскому (умер около 460) . Трактат цитируется в предназначенных для регулярных каноников руководствах — « Regula Canonicorum » Хродеганга Мецкого (ок. 755) и принятом на Ахенском соборе 816 года « Institutio canonicorum » . В обоих случаях текст приписан «sanctus Prosper», причислявшемуся в Средние века к Отцам церкви . Авторство Померия предположил в XVII веке иезуит Жак Сирмон , обративший внимание, что в книге Иларий Арелатский (около 403—449) назван давно скончавшимся . Позднее кардинал Энрико Норис привёл дополнительные аргументы, на основании того, что Проспер, известный сторонник учения о благодати Августина , вряд ли бы так хвалил придерживавшегося противоположных взглядов Илария. В целом, августинианство в «De vita contemplativa» носит более умеренный характер, нежели в трудах Проспера. Также Норрис отметил многочисленные стилистические отличия . Наконец, древнейшие из обнаруженных Сирмоном рукописей указывают на авторство Померия .

Хотя «De vita contemplativa» как правило называют трактатом , формально произведение является диалогом , и построено в форме ответов на вопросы некоего епископа Юлиана, возможно, вымышленного . Проблематика произведения связана с участившимися к концу V века обвинениями епископов и духовенства Галлии в жадности, злоупотреблениях властью, пренебрежении пастырскими обязанностями и неподобающих аристократических привычках. Причину такого положения вещей современники видели в избрании не достаточно подготовленных кандидатов на пост епископа — нередки были случаи, когда минуя промежуточные ступени диоцез возглавлял аристократ-мирянин. В начале V века Сульпиций Север сетовал, что епископская должность стала предметом порочных амбиций. Часто епископов обвиняли в отказе исполнять стандартные обязанности про поддержке бедный и чтению проповедей, и папа Целестин I просил галльских епископов дозволять своим священникам проповедовать, если не способны это делать сами. Для преодоления кризиса свои варианты предлагали клирики, монахи и светские власти. Епископы Рима настаивали на избрании епископов из священников, монахи рекомендовали избирать людей известных своим аскетизмом и праведной жизнью, а со стороны светских властей был запрос на кандидатах, способных обеспечить материальные и политические интересы общины . Одно из решений было предложено в каноническом сборнике второй половины V века Statuta ecclesiae antiqua .

В своём трактате Померий выдвинул программу радикального преобразования пастырского служения, предложив, чтобы епископы и духовенство придерживались монашеского образа жизни. По мнению автора, идеал достигается не удалившимися от мира монахами, а теми, кто сочетает молитву и деятельность в мире. Для его достижения Померий призывает епископов постоянно направлять свои мысли к Богу, изучать Писание и избегать мирских соблазнов, в то же время снабжать едой голодных и одеждой нагих, способствовать освобождению пленников. Епископы, которые пренебрегают активной помощью ближним ради учёных занятий, достойны осуждения . Померий предлагает ряд шагов, помогающих епископу перейти к созерцательной жизни — выступать перед священниками своей конгрегации с понятными проповедями, наставлять грешников словом и личным примером, даже если они могущественные аристократы, защищать своих клириков от притеснения знати . Во второй части своего трактата Померий конкретизирует своё понимание практической деятельности епископа, его vita actualis . Померий даёт советы по организации жизни конгрегации и поддержанию гармонии в диоцезе. По вопросу, должны ли священники отказаться от своего имущества и жить совместно, как то делали клирики Августина в Гиппоне , или же могут пользоваться своими доходами, получать материальную помощь от церкви и жить раздельно, как принято в большинстве церквей Галлии, Померий решительно склоняется к первому варианту. Церковь, по его мнению, должна использовать свои богатства на благо бедных, но епископы и клирики должны отказаться от своих богатств ради духовного совершенствования, по примеру Павлина Ноланского и Илария Арелатского. По возможности священники должны жить под присмотром своего епископа. В третьей части Померий даёт епископу советы о том, как и о чём проповедовать клирикам .

Издания трудов

  • Julianus Pomerius. / translated and annotated by sister Mary Josephine Suelzer. — Westminster, Md. : Newman Bookshop, 1947. — 220 p.

Примечания

  1. , p. 3.
  2. , p. 73.
  3. , p. 67.
  4. , p. 5.
  5. , p. 74.
  6. , p. 6.
  7. , p. 1.
  8. , p. 5.
  9. , p. 96.
  10. , p. 2.
  11. , p. 6.
  12. , p. 7.
  13. , p. 65.
  14. , p. 78.
  15. , pp. 79—80.
  16. , p. 75.
  17. , p. 76.
  18. , p. 77.

Литература

  • Klingshirn W. E. Caesarius of Arles: The Making of a Christian Community in Late antique Gaul. — Cambr. : Cambridge University Press , 1994. — 317 p.
  • Kramer R. Rethinking Authority in the Carolingian Empire. Ideals and Expectations during the Reign of Louis the Pious (813-828). — Amsterdam : , 2019. — 277 p. — ISBN 978 90 4853 268 1 .
  • Leyser C. Authority and Asceticism from Augustine to Gregory the Great. — Oxf. : Clarendon Press , 2000. — 221 p. — (Oxford Historical Monographs). — ISBN 0—19—820868—5.
  • Timmermann J. // Comitatus. — 2014. — Vol. 45. — P. 1—44.
Источник —

Same as Юлиан Померий