Interested Article - Бревиарий Алариха

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.
Бревиарий Алариха. Миниатюра из рукописи первой половины IX века. Изображён король в окружении епископа, герцога и графа. Место хранения: Париж , Национальная библиотека Франции

Бревиарий Алариха ( лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum ) — вестготский свод римских законов . В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия , новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» ( лат. Lex romanorum Visigothorum ) или «Сокращение Алариха» ( лат. Breviairum Alaricionum ). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик ). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия , императорских конституций, сокращённый текст « Институций » Гая , отрывки из « Сентенций » юриста Павла , другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями- ректорами ), но и для собственных вестготских .

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские . О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта , то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании , как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии . Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича , аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» ( лат. leges mundane ). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» ( лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum ) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы ( лат. venerandae Romanorum leges ).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты .

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте . Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Бревиарий Алариха