Ритм игры (развитие событий); может быть медленным (преимущественно в позиционной игре) или быстрым (в комбинационной игре).
В более узком значении — ход. В этом смысле темп можно выиграть, то есть опередить соперника в развитии на один ход, или потерять — занять пешкой или фигурой нужное поле не в 1, а в 2 хода. Потеря темпа особенно опасна в
открытых дебютах
(позициях) и в
эндшпиле
. Современная теория допускает потерю темпа, если она обусловлена особенностями позиции, например в
дебюте
можно сделать несколько ходов одной и той же фигурой, чтобы опровергнуть игру соперника. В
эндшпиле
темп приобретает важнейшее значение. Иногда единственный способ достижения цели — выигрыш или проигрыш темпа.
Выигрыш темпа — по сравнению с другим развитием событий опережение соперника в осуществлении какого-то плана на 1 или более ходов.
Проигрыш (потеря) темпа — передача очереди хода сопернику (по сравнению с текущей позицией или с другим развитием событий).