Interested Article - Божественное воздаяние
- 2021-07-14
- 1
Боже́ственное воздая́ние — Божественное действие, производимое как реакция на грех , направленное на подавление зла , субъективно воспринимаемое людьми как гнев . Одной из главнейших доктрин Библии является святость Бога: Бог — не интеллектуальная абстракция, Он не понимается как Существо, безразличное к человеческим поступкам; напротив, Его чистая и возвышенная природа самым энергичным образом карает всё несправедливое и нечистое на свете: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? <…> Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь <…>» ( Авв. , ) .
Одним из ранних примеров является Всемирный потоп , уничтоживший почти всё человечество, кроме семьи праведника, которая упоминается в эпосе про Гильгамеша (история Утнапиштима ), Книге Бытия (6:9-8:22) и Коране ( Ной / Нух ). Другими примерами являются рассеяние по миру строителей Вавилонской башни ( Бытие. ), уничтожение Содома и Гоморры ( Бытие. , , Бытие. ), Десять египетских казней в ответ на преследование Сынов Израилевых ( Исход , главы 7-12).
В Ветхом Завете
Терминология
Гнев Божий в Ветхом Завете выражается следующими терминами :
- др.-евр. חרון אף , «charon-af», «взрыв гнева»,
- עברח , «ebrah» — негодование (?),
- רזגז , «rogez» — волнение,
- כעם , «kaas» — досада,
- קצף , «kezef» — раздражение,
- חמה , «hemah» — ярость,
- זעף , «zaaf» — бешенство,
- זעף , «zaam» — излияние ярости.
Причины гнева Божия
Гнев, вызванный грехом ( middat ha-din ), и сострадание к грешнику ( middat ha-rachmim ) являются человеческими понятиями ο Боге, неотделимыми от свойств Бога как справедливого правителя мира. Без первых не было бы страха Божия или повиновения Его закону ( Исх. , 20, 20; Второз. , 11, 16, 17; Иошуа , 24, 19, 20); без последнего не было бы покаяния и возвращения грешника на путь истины ( Мих. , 7, 18; Иона , 3, 9; Иез. , 18, 23).
Гнев Бога вызывается :
- идолопоклонством ( Второз. , 6, 15; 9, 19, 20, 17; II Цар. , 17, 18 и др.),
- ропотом на Него ( Числ. , 11, 1),
- неблагодарностью (там же, 11, 10),
- неуважением к священным предметам ( II кн. Самуила , 6, 7),
- непослушанием ( Исх. , 4, 14),
- притеснением бедных ( Исх. , 22, 23; Исаия , 9, 16; 10. 4).
Выражения гнева
«Огонь пожирающий»
«Ибо Господь Бог твой есть огонь пожирающий — Бог ревнитель» ( Второзак. , 4, 24).
Вызванный гневом Божьим становится «огнём», который «жжёт до ада преисподнего, и поедает землю и произведения ее, и подпаляет основания гор» ( Второзак. , 32, 22). «И излились гнев Мой и негодование, и возгорелись в городах Иудеи и на улицах Иерусалима » ( Иерем. , 44, 6).
Особенно сильно описание мстящего гнева Божьего у пророка Наума (1, 6): « Пред гневом Его, — восклицает пророк, — кто устоит? и кто выдержит пламя Его негодования? Гнев Его разливается, как огонь; скалы распадаются пред ним ».
Стихийная сила
Иногда гнев Бога насылается как стихийная сила, чтобы ниспровергнуть отдельных людей и народы ( Исх. , 15, 7; Пс. , 78, 49; Иов , 20, 23; Ис. , 30, 30), или Бог преподносит народам чашу пылающего гнева, чтобы они пили и обезумели ( Иер. , 25, 15 и след.).
День гнева
День гнева соответствует дню суда или дню Страшного суда (Цеф., 1, 15; 2, 2, 33, 8 и др.). Но направлен ли гнев Божий:
- на стихийные силы ( Пс. , 18, 9, 16),
- на отдельных людей (I I Сам. , 6, 7),
- на весь Израиль ( Второз. , 29, 27; Иерем. , 25, 37f)
- на другие народы ( Ис. , 63, 3, 6; Иер. , 10, 25; Иезек. , 36, 5),
- влечёт ли он немедленную смерть ( Чис. , 11, 33; Пс. , 78, 38 и сл.) .
- используется врагом как орудие ( Пс. , 106, 40 сл.),
он не бывает выражением страсти, но является необходимым элементом Его нравственной природы. Гнев сдерживается и контролируется божеским милосердием — коррелятивным атрибутом правосудия . У Гошеи , 11, 8, 9 говорится: « Как Мне поступить с тобою, Эфраим ?… Встревожено во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя. Не дам действовать пламенному гневу Моему ».
Бог, «милостивый, покрывающий грех и не погубляющий, часто останавливающий гнев Свой и не пробуждающий всей ярости Своей» (
Пс.
, 78, 38), также долготерпелив,
др.-евр.
ארך אפים
(
Исх.
, 34, 6;
Книга пророка Наума
, 1, 3).
«Ты разгневался на меня, но гнев Твой укрощается, и Ты утешаешь меня» (
Ис.
, 12, 1).
«В гневе Ты вспоминаешь ο милости» (
Книга пророка Аввакума
, 3, 2).
В Новом Завете
Страшный суд
Великая скорбь
Евангелие
- Притчи о минах ( Лк. ), о злых виноградарях ( Мф. , Мк. , Лк. ), о брачном пире ( Мф. , Лк. ) приводились св. Иоанном Златоустом в качестве примеров предсказаний Христом будущих бедствий, которые Он обрушит на иудеев («Беседы на Послание к Римлянам », беседа 25).
- «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» ( Ин. ).
Апостол
- Гибель Анании и Сапфиры ( Деян. ).
- Гибель Содома и Гоморры приводится как пример Божьей кары ( 2Пет. , Иуд. ), по толкованию св. Луки Крымского — за мужеложество и скотоложество .
- «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» ( Рим. ).
- «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим. ).
- «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению)» ( Рим. ).
- «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» ( Рим. ).
- «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим. ).
- «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф. ).
Откровение Иоанна Богослова
- «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник , которому имя „смерть“; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» ( Откр. ).
- Из дыма на землю выходит саранча с человеческим лицом, львиными зубами и в короне , чтобы мучить людей в течение пяти месяцев ( Откр. ).
- После ухода саранчи появляются четыре ангела-губителя и уничтожают треть человечества ( Откр. ).
- После ангелов-губителей появляется войско всадников верхом на чудовищных конях, которое губит еще треть человечества ( Откр. ).
- «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который есть, и был, и грядешь, что ты принял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» ( Откр. ).
- «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр. ).
- «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» ( Откр. ).
- «А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» ( Откр. ).
В патристике
- «Вразумленный по совершении первых грехов и сподобившийся получить прощение, если согрешает снова, уготовляет себе тягчайший прежнего суд гнева: „вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже“ ( Ин. ). Когда некоторые подпадают суду гнева Божия, тогда прочие, убоявшись, должны вразумиться ( Лк. , Деян. , 1Кор. , )» (св. Василий Великий , «Нравственные правила. Правило 11. О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать»).
- «Бог отчасти угрозил нам, отчасти простер на нас бич, от иного удержался силой, иному подверг нас, равно вразумляя и наказанием, и угрозой, и пролагая путь гневу Своему, Он, по преизбытку благости, начинает с меньшего, чтобы не иметь нужды в большем. Но Он наказывает и большим, если бывает к тому вынужден» (св. Григорий Богослов , «Слово 15»).
- «Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались в грехе» (св. Иоанн Златоуст , «Собеседование о псалмах. Собеседование 29 на псалом 118»).
В раввинизме
Гнев Божий — часто встречающаяся тема в талмудической литературе. «Существует ли гнев у Бога?» — спрашивает Талмуд и отвечает: — Да, ибо сказано: «Бог предается гневу всякий день» ( Пс. ). Великие бедствия, обрушившиеся на Иудею при царе Ироде , были приписаны гневу Божию (« Древн. », XV, 9,1).
Милосердие Божие
В Новом Завете понятие гнева Божьего диалектически сочетается с понятием милосердия Божьего ( Лк. , Иак. , Рим. ).
См. также
Примечания
- Дата обращения: 8 марта 2022. 8 марта 2022 года.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- «Ходившие за иною плотию» — это значит, что Содом и Гоморра предавались мужеложеству и скотоложеству, и за это «подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» <…>". Святитель Лука Крымский, «Толкование на Послание апостола Иуды, Глава 1».
Ссылки
- 2021-07-14
- 1