Interested Article - Клуатр
- 2021-10-20
- 1
Клуа́тр ( фр. cloître , от лат. claustrum — закрытое, ограждённое место) — окружённый стенами квадратный или прямоугольный в плане внутренний двор, примыкающий к комплексу зданий средневекового монастыря или церкви . Служил нуждам клира и монашеской братии и был недоступен для мирян .
Клуатры типичны для романской и готической архитектуры . В Италии монастырские дворы, в отличие от внутренних двориков светских палаццо ( патио , кортиле), называются кьостро ( итал. chiostro — закрытый) . В Испании: клаустро . Близкие термины различного значения: клостер ( нем. Kloster — монастырь ) — в архитектуре Германии комплекс монастырских зданий, обнесённый стеной; клостер ( англ. cloister — крытая галерея вокруг монастырского двора в средневековой английской архитектуре). Крайсганг ( нем. Kreisgang — «круговой ход» ) — обходная галерея вокруг центральной апсиды средневекового храма. То же, что деамбулаторий . Кройсганг ( нем. Kreuzgang — «крестообразный ход» ) — то же, что клуатр, немецкое название монастырского двора .
Клуатр непременно имел в центре «Святой колодец», от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на четыре части: квадранты . Клуатр обычно пристраивали к протяжённому южному фасаду собора. Там же находился вход в южный неф . Обходные галереи связывали клуатр с рефекторием (трапезной), обычно примыкающим к противоположной стороне клуатра. С восточной стороны находился зал капитула и дормиторий (спальня монахов). Клуатры устраивали также в средневековых университетских колледжах , например, в колледже Магдалины в Оксфорде .
История и символика
Клуатры средневековой западноевропейской архитектуры восходят к древнегреческим теменосам (священным площадкам) и римскому атриуму — центральной части, окружённому крытой колоннадой внутреннему двору древнеримского и древнеиталийского жилища. Из атриума имелись выходы во все остальные помещения. Именно в атриуме находился алтарь домашних богов — лар и пенатов, им приносили жертвы и курили благовония.
В раннехристианских базиликах атриумом называли огороженную площадку с источником для омовения перед входом в храм. Иначе: авла ( др.-греч. αύλη — двор, дворец). В атриуме имелся вход в нартекс церкви. Фонтан в центре атриума — прообраз баптистериев — со временем стал осмысливаться символически как источник жизни, отчего и получил прозвание «Святой колодец». В алтарных картинах на тему «Розарий Девы Марии» изображали «Сад заключённый» (лат. Hortus Conclusus — Сад огороженный; в православной традиции: вертоград) — символ чистоты Девы — с источником в центре (лат. fons hortorum) .
Именно такая символика сформировалась к IX веку в среде бенедиктинского монашества, для которого монастырский сад с источником стал образом Эдема, служил местом медитации, молитвы, духовного подвига, чтения и учения. Деление на четыре квадранта символизировало четыре части света, центром которых является Святая земля — Иерусалим.
Региональные особенности
В разных странах клуатры имеют различные особенности в зависимости от местных архитектурных школ. Так, например, для обходных галерей французских средневековых клуатров характерны коробовые своды с арками ожива и крещатыми столбами. Кьостро собора в Сорренто окружён аркадами со стрельчатыми арками, опирающимися на чередующиеся столбы круглого и восьмигранного сечения, как и в Монреале (Сицилия), возникшими под обоюдным испанским и арабским влиянием. Знаменитые кьостро титульных базилик Рима: Сан-Джованни-ин-Латерано , Санта-Кроче-ин-Джерусалемме , Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура , Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и многих других имеют парные витые колонны обходных галерей, украшенные мозаикой работы мастеров семей Космати и Вассаллетто.
В период кватроченто архитектор Филиппо Брунеллески в монастырском дворике Оспедале дельи Инноченти во Флоренции впервые использовал аркаду с крещатыми сводами и арками, опирающимися непосредственно на капители колонн (1419—1445). Основатель римского классицизма Донато Браманте в кьостро церкви Санта-Мария-делла-Паче в Риме применил двухъярусную лоджию (1504). Её первый ярус оформлен пилястрами по принципу «римской архитектурной ячейки», а второй — мерным «шагом» чередующихся колонн и раскрепованных пилонов с архитравым перекрытием, что создаёт образ не церковного двора, а кортиле светского палаццо.
В Неаполе, в монастыре Санта-Кьяра монастырский двор почти буквально превращён в «цветущий сад» с помощью множества расписных майоликовых плиток с цветочными мотивами, изображениями библейских сцен и героев античной мифологии (архитектор Доменико Антонио Ваккаро, XVIII век).
В Нью-Йорке , на Манхэттене есть Музей средневекового искусства , оформленный в стиле старинных клуатров; он так и называется — « Клуатры ».
Галерея
-
Западный коридор клуатра в магдебургском монастыре Unser Lieben Frauen
-
Клуатр в монастыре Санто-Доминго-де-Силос
-
Клуатр в Муассаке
-
Кьостро церкви Санта-Мария-делла-Паче в Риме.
-
Клуатр кафедрального собора Монреале
-
Кьостро университета в Бергамо, Италия
Примечания
- (англ.) . Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 9 августа 2019. 3 июля 2019 года.
- : [ 9 августа 2019 ] / М. Л. Ковальков // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 313. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
- (итал.) . www.treccani.it. Дата обращения: 9 августа 2019. 9 августа 2019 года.
- RAE- ASALE. (исп.) . Real Academia Española . «Diccionario de la lengua española» - Edición del Tricentenario. Дата обращения: 9 августа 2019.
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 355
- Власов В. Г. . Атрий, атриум/ Сад // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 525. — Т. VIII, 2008. С. 463—464
- 2021-10-20
- 1