Гермес, завязывающий сандалию
- 1 year ago
- 0
- 0
Герме́с Трисмеги́ст ( греч. Ἑρμῆς ο Τρισμέγιστος — « Гермес Триждывеличайший »; лат. Mercurius ter Maximus ) — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса . В герметической традиции — пророк, автор теософского учения, излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках ( герметический корпус ). В христианской традиции — один из пророков, предвестивших явление спасителя . В исламской традиции иногда отождествлялся с Идрисом , считавшимся пророком сабиев .
Старейшее упоминание о Гермесе Трисмегисте ( Меркурии ) содержится в трактате Цицерона «О природе богов», где сообщается, что на самом деле было пять Меркуриев, и тот, «которому поклоняются фенеты (жители города в Аркадии ), как говорят, убил Аргуса , по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне его называют Тотом , и так же называется у них первый месяц в году по лунному календарю, соответствующий началу разлива Нила» .
По Лактанцию и Августину Гермес Трисмегист известен как весьма древний автор ряда «герметических» произведений, в подлинности которых отцы церкви не сомневались.
Лактанций в своём трактате «О гневе Божьем» указывает, что Трисмегист гораздо древнее Пифагора и Платона . Он считает Трисмегиста одним из важнейших языческих провидцев, предсказавших приход христианства. В «Установлениях» Лактанций стремится показать, что языческая мудрость согласуется с христианским учением, в подтверждение этой мысли он обильно цитирует по-гречески трактат Гермеса «Совершенное слово», известный сейчас в латинском переводе как « Асклепий » .
Августин в трактате « О граде Божьем », , пишет, что Меркурий Трисмегист хотя и старше греческих мудрецов, но моложе Моисея . Именно, Моисей жил одновременно с великим астрологом Атласом, братом Прометея, который был прапрадедом Меркурия Трисмегиста. Августин признаёт Трисмегиста пророком пришествия христианства, но в отличие от Лактанция не видит в этом заслуги, ибо знание будущего Трисмегист получил от демонов, которым он служил. Августин в подробно обсуждает и порицает тот фрагмент «Асклепия», в котором описывается одушевление статуй путём магического привлечения в них духов или демонов.
Климент Александрийский упоминает 36 книг Гермеса, заключающих в себе всю египетскую философию, 6 его книг по медицине, две книги с музыкой и гимнами Гермеса, и 4 книги Гермеса о звёздах. При этом Климент не цитирует ни одной из них .
В средневековой Европе ходило множество трактатов на латинском языке, приписываемых Гермесу Трисмегисту и посвящённых в основном магии , астрологии , алхимии и медицине, важнейшими из них являются « Асклепий » и знаменитая « Изумрудная скрижаль ». Во второй половине XV века Фичино добавляет к ним греческий текст «Поймандра», то есть первые 14 трактатов т. н. Герметического корпуса .
В XV—XVI веках Трисмегист пользовался непререкаемым авторитетом как древнейший философ и маг. Показательно, что Фичино отложил перевод диалогов Платона для того, чтобы прежде перевести оказавшиеся в его руках трактаты из герметического корпуса. Впервые глубокое сомнение в подлинности сочинений Гермеса Трисмегиста высказал швейцарский филолог Исаак де Казобон (1614 год), который анализировал греческий текст фичиновского «Поймандра» и высказал предположение, что сочинения Гермеса Трисмегиста были фальсифицированы в раннехристианскую эпоху с целью приспособления христианской доктрины ко вкусам язычников и показывает, что они составлены отчасти по произведениям платоников, отчасти по христианским священным книгам . Сам факт существования Гермеса Трисмегиста Казобон не отрицал.
Вплоть до первой половины XVIII века Трисмегиста рассматривали как реальное историческое лицо .
Современные исследователи ( Андре-Жан Фестюжьер , Ф. Йейтс ) полагают, что «Асклепий» и трактаты герметического свода были написаны примерно во II—III вв. н. э., латинский перевод «Асклепия» выполнен до IV в. н. э. При этом принято считать, что Казобон преувеличил роль христиан в создании герметических сочинений.
Авторство Гермеса Трисмегиста приписывают также рукописи «Книга Гермеса Мудрого» (Китаб Хирмис аль-хаким) .
Легенды, связанные с именем Гермеса Трисмегиста, принимали различные формы.
Одно из первых упоминаний о нём в исламском мире содержится в работах Абу Сахля аль-Фадля ибн ан-Наубахта (умер около 815 г.), астролога при дворе нескольких первых халифов из династии Аббасидов.
Более поздние авторы, ссылаясь на ан-Наубахта, называют Гермеса жителем Вавилона, который после завоевания Персидской империи Александром Македонским был вынужден переселиться в Египет. Эта теория может служить в поддержку версии о зарождении астрологии Гермеса на территории Персидской империи, что делало её доступной для изучения ан-Наубахтом — персидским астрологом, служившим при дворе халифа в Багдаде.
Современные исследователи отмечают разнородный характер собранных в исламском мире отдельных работ, принадлежащих к богатому творческому наследию Гермеса. Созданные в разное время, в соответствии с разными целями и задачами, эти работы объединены лишь предполагаемым авторством Гермеса .