42-я улица (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тезеи́да» ( итал. Teseida delle nozze d'Emilia ) — Боккаччо , сопровождаемая подробным мифографическим комментарием. Является основой « » из « Кентерберийских рассказов » Джеффри Чосера .
«Тезеида» заимствует топику классического эпоса из «Фиваиды» Стация , продолжением которой она как бы является (начинаясь там, где кончается «Фиваида»), но основной сюжетный массив «Тезеиды» не имеет к поэме Стация прямого сюжетного отношения. Боккаччо был знаком со средневековой переработкой «Фиваиды» — « Романом о Фивах » — и не прошел мимо романных включений в эту эпическую историю (любовь Партенопея и Антигоны, Атиса и Исмены). Однако источник главной сюжетной линии не обнаружен, и, возможно, Боккаччо здесь самостоятелен.
Афинский герцог Тезей привозит из похода на родину царицу амазонок Ипполиту , ставшую его женой, и юную её сестру Эмилию. Вскоре Тезей идет на Фивы и сражает там царя Фив Креонта .
В Афинах, празднующих новую победу Тезея, томятся под стражей два друга-фиванца, Арчита и Палемон. Окна темницы выходят в сад, где любит прогуливаться Эмилия. Любовь посещает узников весной, полгода они утоляют её созерцанием, а осенью Арчите дарована свобода, но запрещено под страхом смерти возвращаться в Афины.
Он всё же возвращается — под чужим именем и неузнанным, так его изменили любовные муки. Узнает его сразу только Эмилия, а спустя долгое время — слуга Палемона, и Палемон, уязвленный ревностью, находит способ обмануть стражей, настигает Арчиту и вызывает его на смертный бой. Поединок прерван появлением Тезея, который смягчается, уяснив причину вражды, прощает Арчите обман, Палемону — побег и назначает им спустя год явиться на афинском театре с сотней соратников с каждой стороны: рука Эмилии будет наградой победителю.
Победу одерживает Арчита, но он смертельно ранен. На смертном одре Арчита завещает Эмилию другу. Поэма завершается похоронным плачем и свадебным ликованием.
«Тезеида» Боккаччо послужила сюжетной основой для одной из новелл «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера — «Рассказа Рыцаря».
Причём, если в поэме Боккаччо свыше 9000 строк, то новелла Чосера содержит лишь 2250 строк.