Interested Article - Добродетель
- 2020-12-31
- 1
Доброде́тель — философский и религиозно - этический термин , обозначающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона ( заповедей ). Является антонимом слов « грех » и « порок ».
В античности
По Гесиоду , путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий .
Сократ
Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель , заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости .
Платон
Платон различал четыре добродетели ( греч. αρετή ):
- мудрость ,
- мужество ,
- справедливость ,
- умеренность ( греч. σωφροσύνη , софросюне ) .
По Платону , добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов — мудрость; у правителей - справедливость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.
Аристотель
Аристотель является основателем учения о «золотой середине». Добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком (endeia) какого-то качества и его избытком (hyperbole).
Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает.
По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.
Аристотель различал добродетели воли ( этические ) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем , заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу.
Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью .
Средневековье
Фома Аквинский определяет добродетель ( virtus ) как «совершенство способности» ( potentiae perfectionem ) и относит её к разряду добрых навыков ( habitus ), посредством которых совершаются добрые поступки . Наиболее важными Фома считал четыре добродетели : благоразумие ( prudentia ), справедливость ( iustitia ), умеренность ( temperantia ) и мужество ( fortitudo ). Кроме того, существуют высшие добродетели « Вера, надежда, любовь » ( fides, spes et caritas ). Вслед за Аристотелем добродетели различаются на моральные и интеллектуальные ( moralem et intellectualem ). К добродетелям Фома также причисляет: щедрость ( liberalitas ), великолепие ( magnificentia ), величавость ( magnanimitas : устойчивость к отчаянию), честолюбие ( philotimia или honoris ), ровность ( mansuetudo : сдержанность на гнев), дружелюбие ( amicitia ), правдивость ( veritas ) и остроумие ( eutrapelia ).
В Ренессанс
Знаком добродетели являются дельфины.
В Новое время
Спиноза под добродетелью понимал любовь к Богу (природе). Добродетель для него была идентична пользе. «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».
Французские просветители считали, что добродетели тесно связаны с истиной и общественным счастьем. По Гельвецию , «добродетели покидают те места, откуда изгнана истина», добродетель это «… только стремление к всеобщему счастью…, предмет добродетели есть общественное благо и что приписываемые ею поступки суть средства для достижения этой цели».
В новых системах философии ( Кант , Фихте , Гегель ) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.
По Канту, «добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие.
Бенджамин Франклин в автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:
- Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
- Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
- — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
- Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
- Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
- Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
- Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
- Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
- Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
- Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
- Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
- Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
- — Подражать Иисусу и Сократу.
См. также
- Христианские добродетели
- Аретология
- Арететерапия (лечение идеалами, добродетелями)
- Прусские добродетели
- « Златая цепь » — древнерусский сборник наставлений
- Капелла Сан-Северо — многочисленные надгробия, аллегорически представляющие добродетели
Примечания
- Драч Г. В. и др. Культурология: Учебник для вузов. СПб.: Питер , 2011. С. 114.
- . Дата обращения: 19 июля 2014. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 23 февраля 2019. 23 февраля 2019 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Под редакцией А.А. Ивина. Добродетель // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . — 2004. . // «Философия: Энциклопедический словарь». / Под ред. А. А. Ивина . — М.: Гардарики, 2004.
- Под редакцией А.А. Ивина. Добродетель // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . — 2004. . // « Философская энциклопедия ». В 5-х т. — М.: Издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1960—1970.
- 2020-12-31
- 1