Де лас Касас, Бартоломе
- 1 year ago
- 0
- 0
Бартоломе́ Эстеба́н Мури́льо ( исп. Bartolomé Esteban Murillo ; род. предположительно 31 декабря 1617 , крещён 1 января 1618 , Севилья — 3 апреля 1682 , там же) — ведущий испанский живописец « золотого века », глава севильской школы.
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери. Учился у и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город , перенёсшего туда стиль ван Дейка , не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид , где его земляк Веласкес предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана , Рубенса , ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. Годы с 1642 по 1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества.
Работа над циклом для монастыря совпала с созданием домашнего очага: в 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отражённая в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно. Постепенно он перешёл к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, ставший вспомогательным приходом Севильского собора . Некоторое время художник жил в монастыре капуцинов , где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме.
В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис , дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину «Обручение св. Екатерины». Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником ( ).
Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Основные из них: «Св. Диего насыщает нищих» ( Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид ), «Чудо св. Диего», или так называемая « Кухня ангелов » ( Лувр , Париж ), «Кончина св. Клары» ( Дрезденская галерея ), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк ). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.
Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, « Рождество Богородицы » (1655; Лувр) и « Видение св. Антония Падуанского » (1656; Севильский собор ). В 1665 году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 году — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо. В 1674 году он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.
Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своём первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится « Непорочное Зачатие », принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 году он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей» между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.
Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвящённые прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La Inmaculada Concepción»), «Вознесение» («La Asunción») и «La Purísima». В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окружённой сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.
Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства тёплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, лёгкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счётом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее , Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридском музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев; «Младенец Иоанн-Креститель с ягнёнком», в Лондонской национальной галерее; «Видение св. Антония», в берлинском музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.
Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств , в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — Ф. М. Осорио, С. Гомес, Перес де Ольгин и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де .