Interested Article - Бипак
- 2020-08-08
- 1
Бипа́к — технический приём в кинематографе , предусматривающий использования двух киноплёнок , заряжаемых в киносъёмочный или кинокопировальный аппарат одновременно. Термин «бипак» также относится к комплекту из двух киноплёнок, используемому для съёмки в этой технике. Бипак применялся в плёночном кинематографе для комбинированных съёмок и в первых технологиях цветного кинематографа , таких как « Синеколор » и « Техниколор ».
Технология
Для съёмки способом бипак две негативные киноплёнки, отличающиеся друг от друга степенью сенсибилизации , заряжаются в киносъёмочный аппарат эмульсионными слоями друг к другу. В отечественной терминологии 1930-х годов ближайшая к объективу плёнка называлась «фронт-фильм» ( нем. Front film ), а плёнка, располагающаяся дальше — «рюк-фильм» ( нем. Rück film ) .
Особенной популярностью бипак пользовался до появления цветных многослойных киноплёнок для съёмки в цвете. Специально для цветных процессов был изобретён фильмовый канал специальной конструкции, позволяющий прохождение двух киноплёнок . Для точного цветоделения на эмульсию несенсибилизированного фронт-фильма наносился оранжевый или жёлтый фильтрующий слой, растворявшийся в процессе лабораторной обработки . Благодаря фильтру на панхроматический рюк-фильм действовал только красный свет. В результате получались два цветоделённых негатива, один из которых, получившийся из фронт-фильма, нёс информацию о синей или сине-зелёной составляющей изображения, а другой — о красной или оранжевой. Крупные производители специально для цветных съёмок выпускали комплекты из двух киноплёнок, предназначенные для использования в технике бипак. Наиболее распространённые из них :
- « Agfa Bipack» — разработана в 1930 году и состоит из ортохроматического фронт-фильма и панхроматического рюк-фильма;
- «Rainbow Negative» — разработка DuPont 1931 года, состоящая из таких же компонентов, отличающихся цветом фильтрующего красителя фронт-фильма;
- «Gevaert Bipack» — бельгийский комплект, не имеющий фильтрующего красителя фронт-фильма, что повышало резкость;
- «Orthochromatic & Panchromatic Bipack» — комплект компании Kodak 1931 года;
Приведённый список комплектов использовался для съёмки по двухцветным технологиям с цветовой парой сине-зелёный — красно-оранжевый. В трёхплёночной системе «Техниколор» также использовался бипак совместно с третьей киноплёнкой, отдельно регистрировавшей зелёный цвет. Устройство такого бипака ничем не отличалось от классического с небольшой разницей в цвете фильтрующего красителя. Для цветной съёмки по методу бипак пригодны киносъёмочные аппараты, оснащённые специальными счетверёнными кассетами , вмещающими две киноплёнки.
Первые советские двухцветные технологии цветного кино разрабатывались с февраля 1931 года в лаборатории цветных изображений НИКФИ под руководством Н. Агокаса , Ф. Проворова и П. Мершина . Окончательная доработка процесса проводилась во время съёмок первых цветных фильмов «Карнавал цветов» и « Груня Корнакова » . Использованные технологии были аналогичны «Синеколору» и основаны на импортных комплектах «Agfa Bipack» . Для съёмок использовались киносъёмочные аппараты Bell & Howell 2709 или специально приспособленные для съёмки на две киноплёнки камеры Debrie Parvo . Впоследствии были разработаны отечественные киносъёмочные аппараты, пригодные для съёмки методом бипак: это были камеры серий КСМ, КСК, серия аппаратов для комбинированных и прецизионных съёмок ПСК . Однако, двухцветные технологии на тот момент устарели, и двухплёночный метод использовался для съёмки второй экспозиции « блуждающей маски » .
Недостатки
Съёмка на две киноплёнки кроме определённых удобств была сопряжена с повышенной опасностью образования «салата» в лентопротяжном механизме камеры, поскольку ход двух плёнок в тракте значительно сложнее, чем одной. Кроме того, резкость изображения, получаемого методом бипак, была ниже, чем на обычной киноплёнке . Свет достигал эмульсий обеих плёнок, проходя через подложку фронт-фильма, что снижало разрешающую способность . До эмульсии рюк-фильма свет «добирался» через все слои фронт-фильма, включая фильтровый. Поэтому, светочувствительность панхроматической плёнки подбиралась более высокой, чем ортохроматической, чтобы получать цветоделённые негативы одинаковой плотности . Тиражирование чёрно-белых фильмокопий двухцветных фильмов происходило с «синего» негатива, получаемого из фронт-фильма, как наиболее резкого. С изобретением цветных многослойных киноплёнок бипак вышел из употребления в цветном кино и применялся только при комбинированных съёмках.
Советские двухцветные фильмы
Начиная с 1935 года методом бипак в СССР были созданы несколько цветных кинофильмов различных жанров :
- «Сказка о весёлом пастухе» (мультфильм, 1935)
- «Стрекоза и муравей» (мультфильм, 1936)
- «Жук в зоопарке» (мультфильм, 1936)
- « Зазнавшийся цыплёнок » (мультфильм, 1936)
- « Груня Корнакова » (полнометражный, 1936)
- «Артек» (документальный, 1937)
- «Дом счастливых» (документальный, 1937)
- «Похождение медвежонка» (игровой, 1937)
- «Цветущая молодость» (документальный, 1938)
- «Весёлые артисты» (игровой, 1938)
- «Глядя на луч полярного заката» (игровой, 1938)
- «Хабанера» (игровой, 1938)
- «Памятники эпохи Тимура» (научно-популярный, 1938)
- «Регистан» (научно-популярный, 1938)
- « Сорочинская ярмарка » (игровой, 1939)
- «Молодость идёт» (документальный, 1939)
- « Конёк-горбунок » (фильм-сказка, 1941)
- «Майская ночь» (игровой, 1941)
- «Город Бухара» (научно-популярный, 1941)
См. также
Примечания
- , с. 28.
- ↑ , с. 70.
- William T. Crespinel. (англ.) . U. S. patent 1927887 . United States Patent Office (26 сентября 1933). Дата обращения: 1 июня 2012. 31 мая 2016 года.
- , с. 74.
- , с. 197.
- , с. 72.
- ↑ .
- , с. 103.
- , с. 20.
- , с. 73.
Литература
- И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
- Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Николай Майоров. № 8 . — С. 70—74 . // MediaVision : журнал. — 2012. —
- Николай Майоров. Киноведческие записки » : журнал. — 2011. — № 98 . — С. 196—209 . — ISSN . // «
- Н. Майоров. № 4 (9) . — С. 26—37 . — ISSN . // «Мир техники кино» : журнал. — 2015. —
- Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. 22 сентября 2013 года.
- С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 3. Специальные киносъёмочные аппараты // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 163—239. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
Ссылки
- 2020-08-08
- 1