Interested Article - Кинокопировальный аппарат

Кинокопирова́льный аппара́т — устройство для получения с оригинального негатива фильма его позитивных копий на киноплёнке . В классической «оптической» технологии кинопроизводства кинокопировальный аппарат служит для печати прокатных фильмокопий , а также интерпозитивов , дубльнегативов и промежуточных контратипов при изготовлении титров и спецэффектов . При цифровом фильмопроизводстве кинокопировальные аппараты используются для тиражирования плёночных фильмокопий с мастер-позитива , полученного при помощи фильм-рекордера с цифровой мастер-копии . Кинокопировальные аппараты различных типов могут осуществлять оптическую или контактную печать.

Принципиальная схема ротационного кинокопировального аппарата контактной печати изображения с непрерывным движением киноплёнки

Классификация

По способу печати и движению киноплёнок кинокопировальные аппараты делятся на 4 основных типа :

  • контактной печати с прерывистым движением плёнок (контактной прерывистой печати) — главным образом, для промежуточной и эталонной печати;
  • контактной печати с непрерывным движением плёнок (контактной непрерывной печати, «ротационные») — для массовой печати;
  • оптической печати с прерывистым движением плёнок (оптической прерывистой печати) — для трюковой, комбинированной печати и для печати дубльнегатива при переводе формата;
  • оптической печати с непрерывным движением плёнок (оптической непрерывной печати) — для печати 16-мм и 8-мм фильмокопий через подложку ;

Наибольшее распространение в кинопроизводстве получили аппараты ротационной печати, то есть непрерывной контактной, и аппараты прерывистой оптической печати . Почти во всех кинокопировальных аппаратах возможна печать оптической совмещённой фонограммы на фильмокопии одновременно с изображением . В аппаратах прерывистой печати для копирования фотографической фонограммы предусмотрен отдельный барабан с непрерывным движением, поскольку её печать возможна только при непрерывном движении носителя. Для повышения равномерности экспозиции при печати звуковой дорожки барабан может снабжаться дополнительным маховиком . В аппаратах с непрерывным движением печать фонограммы может происходить на общем барабане с изображением, или на таком же отдельном. При массовой печати фильмокопии печатаются с интернегатива, содержащего изображение и фонограмму на одной киноплёнке, поэтому дополнительный звукоблок не требуется . Современные цифровые фонограммы печатаются контактным способом специальным сменным блоком, выбираемым в зависимости от стандарта фонограммы. По конструкции кинокопировальные аппараты делятся ещё на два типа:

  • предназначенные для установки в помещениях с неактиничным освещением;
  • аппараты для установки в светлом помещении;

Последняя разновидность кинокопировальных аппаратов оснащена светонепроницаемым корпусом и кассетами для киноплёнки. Для массовой печати предназначаются, главным образом аппараты, устанавливаемые в затемнённом помещении, поскольку такая конструкция облегчает одновременное обслуживание нескольких копировальных машин . Производительность современных аппаратов массовой печати может достигать 10—15 тысяч погонных метров в час . На крупных кинокопировальных фабриках практикуется непосредственное сопряжение лентопротяжных трактов кинокопировального аппарата с проявочной машиной , ускоряющее процесс получения фильмокопий.

Контактная печать

При контактной печати негатив фильма и позитивная киноплёнка, прижатые эмульсионными слоями друг к другу, прерывисто или непрерывно передвигаются мимо источника света, осуществляющего экспонирование светочувствительной киноплёнки через негатив или контратип. Основные размеры копируемых областей изображения и фонограммы при контактной печати в России регламентируются ГОСТ 13137—82 .

На рисунке вверху представлена схема простейшего аппарата контактной печати с непрерывным движением киноплёнки . Негатив (контратип) фильма сматывается с бобины N1 и через ролик R попадает на печатающий зубчатый барабан D . Из одинарной светонепроницаемой кассеты K1 на этот же барабан поверх негатива сматывается светочувствительная плёнка из рулона P1 . Зубчатый барабан представляет собой два синхронно вращающихся венца с общим приводом и промежутком между ними. Лампа накаливания L в кожухе M осуществляет экспонирование через щель F , мимо которой передвигаются оригинал и свежая плёнка, прижатые друг к другу. Затем плёнки сматываются на бобину N2 и в кассету K2 в рулон. После лабораторной обработки экспонированной в аппарате плёнки получают позитив или промежуточный контратип.

Копировальное отделение киностудии

При таком способе печати экспозиция , получаемая светочувствительной плёнкой, помимо оптической плотности оригинала и мощности лампы, зависит от скорости вращения печатающего барабана и ширины щели F . Чем шире щель, тем больше экспозиция при той же производительности печати, и тем меньше влияние неравномерности вращения барабана на стабильность плотности копии. В то же время, увеличение ширины печатающей щели, снижает резкость, вследствие неизбежного взаимного проскальзывания плёнок за время экспозиции. Уменьшение ширины щели позволяет свести смазывание к минимуму, повысив качество изображения и фонограммы. В большинстве советских 35-мм кинокопировальных аппаратов ширина печатающей щели составляла 4—5 мм . Также для уменьшения взаимного перемещения плёнок перфорация негативных и контратипных киноплёнок изготавливается с более коротким шагом, чем перфорация позитивной. Это компенсирует разницу в скоростях плёнок, образующуюся за счёт разницы их путей по поверхности печатающего барабана. Для стандартной 35-мм киноплёнки при одинаковой усадке разница шага кадра негативной и позитивной плёнок составляет 0,04 мм, что соответствует разнице хода при стандартном диаметре барабана 96,4 мм .

Печать с непрерывным движением плёнки приводит к наименьшему износу негатива и обеспечивает его максимальную тиражеустойчивость благодаря отсутствию скачкового механизма и малой нагрузке на перфорацию . Поэтому, она применяется, главным образом, при массовом производстве фильмокопий для кинопроката . Из советских аппаратов такой способ печати реализован, например в машинах «12Р—23» и «УКА» . В большинстве случаев машины массовой печати снабжены двухсторонним ходом, позволяя тиражировать позитивы без перемотки контратипа. При нечётных проходах печать ведётся от начала оригинала к его концу, а при чётных — наоборот. Такая технология, получившая название реверсивной печати, значительно снижает износ негатива и дубльнегатива . Безостановочная печать предусматривает склейку оригинала, заряженного в специальный магазин, в кольцо. При этом, за счёт организации непрерывной подачи свежей киноплёнки, возможна печать без остановки и перезарядки кинокопировального аппарата .

Оптическая печать

При оптической печати светочувствительная киноплёнка экспонируется изображением, построенным объективом . Движение киноплёнки в таких кинокопировальных аппаратах (например, советском «23ЛТО—1» ) в основном прерывистое, и осуществляется грейферным механизмом вследствие его наибольшей точности из всех скачковых. Однако, существуют и аппараты оптической печати с непрерывным движением киноплёнок, позволяющие снизить износ оригинала и получить другие выгоды. Применяется для печати узкоплёночных фильмокопий, главным образом на 8-мм киноплёнке . При оптической печати возможна печать фильмокопий формата , отличного от исходного. Например, с 35-мм негатива возможна печать 16-мм фильмокопий с уменьшением, а 35-мм широкоэкранный анаморфированный негатив может быть увеличен до широкоформатных копий на плёнке 70-мм . Оптическая печать необходима при использовании для съёмки фильма производственных форматов негатива, например, « Технископ » или « Супер-35 ». Производственные форматы непригодны для изготовления фильмокопий и с них производится оптическая печать в прокатных форматах — кашетированном, широкоэкранном или широкоформатном.

Перевод формата осуществляется, как правило на этапе печати дубльнегатива, поскольку для массового тиражирования фильмокопий оптическая печать с прерывистым движением киноплёнки невыгодна из-за невысокой производительности. Кроме того, при оптической печати возможен перевод широкоэкранных форматов в обычный или узкоплёночные форматы с классическим соотношением сторон кадра . В большинстве случаев такой перевод приводит к обрезке большой части кадра при пансканировании . Из советских кинокопировальных аппаратов для выкопировки части изображения широкоформатного кадра в обычный формат была пригодна машина «23РТО—1» , а на узкую киноплёнку 16-мм с такого же негатива печать производилась аппаратом «23ЮТО—1» . Такая технология часто применялась при печати фильмокопий для провинциальных кинотеатров и сельских кинопередвижек , не оснащённых широкоэкранной проекцией.

Трюкмашина

Машина оптической комбинированной печати.

Кроме тиражирования фильмов и перевода одного формата в другой, до появления цифровых технологий, оптическая печать применялась в кинематографе для изготовления трюковых и комбинированных кадров, поликадровых композиций и для впечатывания титров в изображение. Такие кинокопировальные аппараты получили название трюкмашина и позволяют печатать на одной киноплёнке изображение с разных негативов (контратипов) и в несколько экспозиций . Например, на киностудии « Мосфильм » использовалась машина оптической трюковой печати «70—ТМ», предназначенная для изготовления комбинированных кадров на широкоформатной киноплёнке шириной 70-мм .

На снимке представлена машина комбинированной оптической печати, состоящая из двух кинопроекторов и одного киносъёмочного аппарата . Буквами обозначены: A — кадровое окно первого проектора, а В — объектив, проецирующий изображения первого и второго проекторов в окно С. D — объектив киносъёмочного аппарата. Е — лупа, а F — регулятор угла раскрытия обтюратора киносъёмочного аппарата, установленного на основании G.

Кроме совмещения разных изображений и впечатывания титров, в оптической технологии кинопроизводства трюкмашины использовались для осуществления монтажных переходов между соседними кадрами, таких как «шторка», «наплыв» и «затемнение» . Для этого изготавливались промежуточные позитивы с плавно изменяющейся от кадрика к кадрику плотностью , которые совмещались на общем дубльнегативе в кинокопировальном аппарате. Подобным образом изготавливались различные «шторки», фигурные вытеснения . Изменение темпа движения, снятого со стандартной частотой, также происходило при помощи трюк-машин. Для этого каждый кадрик негатива печатался на копии дважды, трижды или другое количество раз, в зависимости от требуемой степени замедления. Пропуская печать кадриков негатива, можно было ускорить темп движения на экране. Такая трансформация исходного изображения с дополнительной возможностью его наклона или масштабирования могла осуществляться трюкмашиной «23КТС-1» . Однако в большинстве случаев изменение темпа движения на экране достигается регулировкой частоты киносъёмки , а такие приёмы печати используются только для создания некоторых художественных эффектов или при отсутствии подходящего материала. Большинство монтажных переходов может изготавливаться также на машинах промежуточной печати или химической обработкой контратипов .

Промежуточная печать

Кинокопировальный аппарат «25НТК—1» для контактной печати совмещённого мастер-позитива . Позитивная киноплёнка из рулона A проходит через фильмовый канал 1, в котором вместе с негативом изображения из рулона C перемещается прерывисто скачковым барабаном 2 мальтийского механизма . Свет от лампы 5 регулируется световым паспортом 4 и в моменты перемещения киноплёнок перекрывается обтюратором 3. После печати изображения позитивная киноплёнка поступает в звукоблок, где на неё барабаном 8 печатается фонограмма с негатива перезаписи из рулона E

Кроме упомянутых принципов классификации, кинокопировальные аппараты подразделяются на аппараты массовой печати, предназначенные для тиражирования фильмов, и аппараты для печати служебных и промежуточных копий, например, рабочего позитива или монтажных фильмокопий . Последние, например 25КТК—1, являлись неотъемлемой частью классической «оптической» технологии кинопроизводства и имелись на каждой киностудии в копировальном отделении цеха обработки плёнок. От аппаратов массовой печати, рассчитанных на печать «в одном свету» с выровненного по плотности и цветоперадаче дубльнегатива, студийные аппараты отличаются более высокой точностью печати и наличием устройств изменения экспозиции, позволяя печатать выровненные копии с оригинального негатива, имеющего неизбежные отклонения от идеальной плотности и цветопередачи . Для этого в таких машинах применяется световой паспорт .

Механизм таких аппаратов, предназначенных для печати служебных и эталонных фильмокопий, осуществляет прерывистое передвижение киноплёнки, и способен изменять экспозицию в момент смены кадра, перемещая паспорт во время перекрытия света обтюратором . Кроме того, такие аппараты обладают возможностью цветокоррекции, как при помощи светового паспорта для каждой сцены отдельно, так и общую в зависимости от используемого типа и партии позитивной киноплёнки. Кроме кадров негатива при промежуточной печати в обязательном порядке пропечатывается край его перфорации для отображения футажных номеров на рабочем позитиве. При современной цифровой технологии фильмопроизводства Digital Intermediate печать промежуточных и контрольных копий не требуется, а коррекция плотности и цветопередачи производится при помощи компьютера .

Иммерсионная печать

Для получения фильмокопий с негативов, имеющих механические повреждения, а также при печати высококачественного контратипа применяется иммерсионная печать . Эта технология основана на погружении киноплёнки в жидкость с показателем преломления , близким к эмульсионному слою и подложке, например — тетрахлорэтилен . Такой способ позволяет скрыть большинство механических дефектов исходного изображения и получить качественный позитив. Заполнение иммерсионной жидкостью зазора между киноплёнками исключает появление колец Ньютона .

Известны три способа иммерсионной печати: с тонкослойным покрытием эмульсионного слоя при помощи аппликаторных роликов, «жидкостный канал», образуемый двумя стёклами, между которыми проходят киноплёнки и «полная иммерсия» . В последнем случае весь лентопротяжный механизм кинокопировального аппарата с обеими киноплёнками погружается в резервуар, заполненный иммерсионной жидкостью. Полная иммерсия использовалась при печати промежуточных контратипов в классической «оптической» технологии кинопроизводства . Большинство современных кинокопировальных машин пригодны для аппликаторной иммерсионной печати и имеют специальный шкаф для просушки негатива, после его погружения в иммерсионную жидкость .

Любительская печать фильмов

Узкие киноплёнки любительских форматов (16-мм и менее) изначально не рассчитаны на копирование, и заряжаются в кинопроектор так же, как и в киносъёмочный аппарат : эмульсией к объективу . При использовании обращаемой плёнки такая зарядка обеспечивает на экране прямое изображение. Контактная печать классическим способом — эмульсия к эмульсии — в этом случае даёт на экране зеркальное изображение . Зарядка зеркально перевёрнутого позитива подложкой к объективу, как в 35 и 70-мм кинопроекторах, приводит к повышенному износу копии из-за особенностей конструкции лентопротяжного тракта, не рассчитанного на такой ход плёнки. Поэтому, узкие киноплёнки пригодны только для оптической печати или контактной через подложку направленным светом. В последнем случае резкость получаемого позитива снижается . Массовая печать узкоплёночных фильмокопий осуществлялась оптическим способом с 35-мм негатива .

В практике кинолюбительства печать фильмокопий существовала только в рамках любительских объединений из-за сложности и дороговизны копировального процесса. В СССР для этого небольшими партиями выпускались узкоплёночные кинокопировальные аппараты, например КАУ-16 . Любительские кинокопировальные аппараты чаще всего были рассчитаны на формат 16-мм, для которого выпускались негативная и позитивная киноплёнки. Существовали также обращаемые киноплёнки специально для изготовления копий позитивов, полученных методом обращения, но они использовались, главным образом, на телевидении и рассчитаны на оптическую печать. Копировальная аппаратура любительского класса выполнялась по схеме контактной печати с прерывистым перемещением киноплёнки, как наиболее дешёвая и простая в эксплуатации . Некоторое время выпускались любительские кинокамеры «Экран», также пригодные для контактной печати 8-мм фильмов. Полученная копия была зеркальной и должна была заряжаться в проектор подложкой к объективу . С распространением дешёвых и качественных обращаемых киноплёнок любительская печать ушла в прошлое.

Кинокопировальная фабрика

Массовая печать фильмокопий производится на кинокопировальных фабриках . В СССР существовали 6 крупных кинокопировальных фабрик, расположенных в Москве , Ленинграде , Новосибирске , Киеве , Рязани и Харькове . Кроме них, существовала Московская Лаборатория обработки цветных фильмов. В 1960-е годы они вместе ежегодно изготавливали фильмокопии различных форматов более 300 художественных фильмов и 750 документальных и научно-популярных .

В настоящее время эти производства претерпели значительные изменения вследствие повсеместной замены плёночных кинотехнологий цифровыми и вытеснения узкоплёночных форматов видеозаписью. Распространение фильмокопий в современном кинематографе всё чаще происходит на жёстких дисках или по защищённому каналу через интернет с демонстрацией цифровыми кинопроекторами . Кроме того, описанная классическая технология фильмопроизводства в настоящее время не используется. Её сменила технология Digital Intermediate , не использующая киноплёнку на промежуточных стадиях. Оригинальный негатив сканируется специальным сканером и дальнейшая обработка изображения и монтаж происходят с помощью компьютера . Дубльнегатив фильма выводится с готовой цифровой мастер-копии при помощи фильм-рекордера , а кинокопировальные аппараты используются только для массовой печати плёночных фильмокопий с такого дубльнегатива. В 2008 году в Химках запущена современная кинокопировальная фабрика «Конвейер», рассчитанная на выпуск более 200 фильмокопий в сутки .

См. также

Источники

  1. , с. 124.
  2. , с. 17.
  3. , с. 176.
  4. , с. 69.
  5. , с. 161.
  6. , с. 118.
  7. , с. 191.
  8. , с. 65.
  9. , с. 67.
  10. . RusCable (15 апреля 2009). Дата обращения: 3 сентября 2012. 26 октября 2012 года.
  11. , с. 62.
  12. , с. 112.
  13. , с. 73.
  14. , с. 83.
  15. , с. 66.
  16. , с. 59.
  17. , с. 401.
  18. , с. 181.
  19. , с. 326.
  20. , с. 162.
  21. , с. 168.
  22. , с. 189.
  23. , с. 415.
  24. , с. 159.
  25. , с. 206.
  26. , с. 115.
  27. , с. 27.
  28. , с. 229.
  29. , с. 64.
  30. . Поколение контактных кинокопировальных машин Movieclone series . Debrie. Дата обращения: 3 сентября 2012. 26 октября 2012 года.
  31. , с. 203.
  32. , с. 24.
  33. , с. 403.
  34. , с. 252.
  35. , с. 197.
  36. , с. 254.
  37. Александр Зенин. . Музей кино и кинотехники общеобразовательной школы 544. Дата обращения: 20 июля 2012. 11 августа 2012 года.
  38. , с. 15.
  39. Л. Г. Ларионов. . БСЭ. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано из 13 января 2013 года.
  40. .

Литература

  • Г. Андерег, Н. Панфилов. / Д. Н. Шемякин. — Л. : «Лениздат», 1977. — С. —254. — 368 с.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Н. Д. Бернштейн. / И. Бернштейн. — Бостон: «Наука и кинотехника», 2007. — Т. 2. — С. 69—81. — 158 с. — ISBN 978-0-9792808-7-0 .
  • Н. Д. Бернштейн. Современное состояние и тенденции развития кинокопировальной аппаратуры // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1980. — № 11 . — С. 62—68 . — ISSN .
  • И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб. : Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 400—411. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . Позитивный процесс // . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1980. — С. 112—129. — 239 с.
  • Е. А. Иофис . Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М. : «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. , 181. — 447 с. — 100 000 экз.
  • Н. Кудряшов. Копировальный процесс // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М. : Госкиноиздат, 1952. — С. 193—200. — 252 с. — 10 000 экз.
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Нина Лысова. // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. — № 1 . 16 октября 2012 года.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1962. — 315 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 159—165. — 214 с.

Ссылки

  • (англ.) . RTI Film group . BHP Inc.. Дата обращения: 19 июня 2012. 1 августа 2012 года.
Источник —

Same as Кинокопировальный аппарат