Interested Article - Родина (кинокамера)

«Родина» 3КСХ, 3КСХ—М — профессиональный штативный киносъёмочный аппарат с зеркальным обтюратором , рассчитанный на использование стандартной перфорированной 35-мм киноплёнки по ГОСТ 4896—80 . Аппарат пригоден для съёмки фильмов обычного формата , широкоэкранных и кашетированных с размерами и расположением изображения по ГОСТ 24229—80 . Предназначенный, главным образом, для съёмки хроникально-документальных и научно-популярных фильмов в павильоне и на натуре, в отечественном кинематографе аппарат применялся в игровом кино . Длительное время был основным советским аппаратом для натурных киносъёмок .

Конструкция

Конструкция камеры «Родина» разрабатывалась под руководством известного советского конструктора Василия Константинова и унаследовала черты его предыдущей разработки «Конвас-1», спроектированной на основе французской камеры Debrie Parvo . Каркас аппарата, на который навешиваются все узлы и вспомогательное оборудование — основание и шасси . Два типа одинарных кассет ёмкостью 120 и 300 метров крепятся с разных сторон аппарата и закрываются специальными дверцами. Кассеты малой ёмкости выполнены как внутренние, закрывающиеся крышками. Большие кассеты устанавливаются, как наружные, выступая за пределы корпуса. Сверху вместе с крышкой корпуса устанавливается лупа сквозного визирования. Двухсторонний грейфер , оснащённый контргрейфером , транспортирует киноплёнку как в прямом, так и в обратном направлениях, позволяя осуществлять некоторые виды комбинированных съёмок. Использование контргрейфера, расположенного на середине рабочего участка грейфера, уменьшает вертикальную неустойчивость кадра до 0,01 мм . Однолопастный зеркальный обтюратор нижнего расположения обладает переменным углом раскрытия от 0 до 160° и оснащён специальным ободом, предохраняющим киноплёнку от засветки лупой во время экспозиции .

Оптическая система аппарата позволяла использовать киносъёмочные объективы с фокусными расстояниями от 18 до 135 мм, в том числе вариообъективы . Для широкоэкранных съёмок в комплекте аппарата поставлялась анаморфотная насадка 35НАС4—10. Для защиты от посторонних засветок на камере монтировался компендиум , оснащённый специальной поворотной кассетой для светофильтров размером 130×130 мм. Работа механизма осуществлялась сменными электроприводами, основным из которых был привод постоянного тока мощностью 50 Ватт , позволявший вести киносъёмку с частотой от 8 до 48 кадров в секунду . Электропитание осуществлялось от 14 щелочных аккумуляторов КН-10, смонтированных в отдельном ящике. Синхронный электропривод, рассчитанный на переменный ток 220В, применялся для синхронных съёмок с записью черновой фонограммы. Для покадровой съёмки выпускался привод с электродвигателем переменного тока и двухступенчатым редуктором и муфтой сцепления .

Особенности

«Родина» стала одним из немногих портативных аппаратов для натурных съёмок, оснащённых механизмом изменения угла раскрытия обтюратора , что давало возможность осуществлять переходы между кадрами «наплывом» не при последующей печати фильма, а непосредственно во время съёмки. Механизм позволял выполнять «наплыв» и «затемнение» автоматически . Возможность обратного хода плёнки позволяла использовать «Родину» для несложных комбинированных съёмок. Было изготовлено несколько опытных образцов «микст-камеры», позволявшей записывать оптическую фонограмму на негативную киноплёнку вместе с изображением . Этот тип камеры, получивший обозначение «КСХ-звук», не получил распространения из-за низкого качества получаемой фонограммы и появления магнитной звукозаписи .

Главная особенность аппарата — движение киноплёнки в трёх плоскостях, что обеспечивало компактность конструкции. Вместе с тем, это делало ход плёнки с многочисленными петлями и перегибами чрезвычайно сложным, и затрудняло зарядку, а также повышало риск обрыва и образования «салата» . Другой опасностью было появление царапин и потёртостей в случае соприкосновения плёнки с деталями лентопротяжного тракта при ошибках зарядки всего на 1—2 перфорации . Такой дефект считался неустранимым операторским браком, и вся съёмка шла в корзину. Именно из-за сложностей эксплуатации и постоянной опасности внезапной остановки съёмки этот тип камер приобрёл у советских кинооператоров дурную славу . Ненадёжность аппарата и трудности его эксплуатации были слишком высокой платой за компактность. Кроме того, по одному из важнейших показателей — шумности — «Родина» уступала большинству отечественных и зарубежных камер, предназначенных для синхронной киносъёмки. В 1965 году была разработана камера «Родина-2» 4КСХ, в которой использовалось большинство узлов предыдущей модели, но ход плёнки был уже в одной плоскости .

Использование

Вопреки первоначальному предназначению для хроникальных съёмок, «Родина» стала востребованной для натурных съёмок в постановочных фильмах. Почти одновременное появление лёгкого и надёжного « Конваса-автомата » с зеркальным обтюратором, сделало капризную «Родину» ненужной в кинохронике. Однако точность хода плёнки и устойчивость кадра сделали эту камеру пригодной для немой съёмки в художественном кинематографе. В некоторых случаях она годилась и для синхронной съёмки с записью черновой фонограммы. Камера применялась для съёмок фильмов « Солярис », « Судьба человека », « Друзья-товарищи » и множества других .

Прекращение выпуска «Родины» из-за отсутствия заказов совпало с появлением на киностудиях импортных киносъёмочных аппаратов с низким уровнем шума и небольшой массой. Невозможность установки телевизира также сделало эту камеру мало востребованной в начале 1980-х . Вместе с тем, уже выпущенные камеры продолжали использоваться до окончания производства советской негативной киноплёнки с «позитивной» перфорацией , отличающейся от международного стандарта . Одновременное прекращение выпуска « Кодаком » киноплёнки с перфорацией советского образца специально для СССР сделало «Родину» непригодной для съёмок, поскольку её точный грейфер не мог работать с импортной «негативной» перфорацией Bell & Howell , меньшей высоты, чем советская.

Камера «Родина» в искусстве

Источники

  1. . RusCable. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано из 1 августа 2012 года.
  2. . Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  3. , с. 12.
  4. , с. 26.
  5. , с. 150.
  6. , с. 7.
  7. , с. 17.
  8. , с. 98.
  9. .
  10. Владимир Поддубицкий. // Техника и технологии кино : журнал. — 2009. — № 2 . 16 октября 2012 года.
  11. Дмитрий Масуренков. // Техника и технологии кино : журнал. — 2006. — № 6 . 16 октября 2012 года.
  12. Леонид Коновалов. . Кинофотопроцессы . Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 19 мая 2012. 24 апреля 2012 года.

Литература

  • И. Б. Гордийчук. Советская киносъёмочная аппаратура. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1974. — 352 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 97,98. — 440 с.
  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 1. 2. История развития киносъёмочной аппаратуры в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура. — 1-е изд.. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 13. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
  • Ершов К. Г. / С. М. Проворнов. — Л. : «Машиностроение», 1988. — С. 26. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0 .
  • Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2008. — № 1 . — С. 18—21 . 16 октября 2012 года.
  • . — М. : «Москинап», 1973. — 37 с.
Источник —

Same as Родина (кинокамера)