Interested Article - Футажный номер
- 2021-11-07
- 1
Фута́жный но́мер , фута́ж — часть световой маркировки некоторых сортов киноплёнки : специальные цифровые или буквенно-цифровые символы, которые впечатываются на краю перфорации и проявляются вместе с отснятым изображением . Номера располагаются по всей длине киноплёнки на расстоянии одного фута друг от друга, благодаря чему и получили своё название . Цифровое значение номера непрерывно возрастает с шагом в единицу, а его разрядность подбирается с таким расчётом, чтобы каждый футажный номер был уникален. Такая маркировка используется только на негативных киноплёнках и плёнках, предназначенных для оптической звукозаписи . Сочетания символов не повторяются ни в пределах одной партии киноплёнки, ни в её различных сортах, ни у разных производителей.
В современном телевизионном и кинопроизводстве слово «футаж» часто используется, как транслитерация англ. footage , и обозначает несмонтированный исходный кино- или видеоматериал.
Назначение
Футажные номера используются при монтаже кинофильмов , поскольку оригинальный негатив может быть разрезан и смонтирован только после окончательного монтажа рабочего позитива . При печати футажные номера пропечатываются кинокопировальным аппаратом на краю рабочего позитива, а оригинал отправляется на хранение. Для предотвращения наложения изображения футажных номеров на собственную маркировку позитивной киноплёнки, они всегда располагаются с противоположной стороны от общепринятой для других видов световых отметок. После окончания монтажа позитива и его утверждения, монтажёр получает негатив со склада и монтирует его в точном соответствии с футажными номерами, пропечатанными на позитиве и внесёнными в монтажную карточку . Негатив фонограммы монтируется таким же образом по футажным номерам рабочего позитива фонограммы.
Такая технология обеспечивает наилучшую сохранность оригинального негатива, соприкасающегося с лентопротяжными трактами кинокопировальной аппаратуры и монтажных столов по минимуму . На советских негативных 35-мм киноплёнках , а также на киноплёнках для оптической звукозаписи печатались цифровые семизначные футажные номера с шагом в 64 перфорации . По ГОСТ 26569—85 на негативных плёнках шириной 70-мм интервал между футажными номерами составлял 70 перфораций, а на 16-мм — 40. Обращаемые киноплёнки профессиональных серий (ОЧ-Т-180, ЦО-Т-90ЛМ) также снабжались футажными номерами через каждые 40 перфораций . На некоторых сортах вместо футажных печатались метражные номера . Каждый следующий номер отличался от предыдущего на единицу, обеспечивая точную идентификацию любого кадрика исходного негатива. Номера оставались уникальными для любых типов и партий киноплёнки в пределах всей отрасли.
Система Kodak Keykode
В 1990 году компания Eastman Kodak усовершенствовала футажные номера, добавив кроме читаемых глазом символов штриховые коды «Kodak Keykode» (в некоторых источниках Keycode), считываемые ридерами монтажных столов и другой аппаратуры . В настоящее время такая маркировка общепринята и используется всеми производителями киноплёнки. Символы кода повторяются каждые 30,48 сантиметра (16 кадров или 1 фут) на 35-мм киноплёнке и каждые 15,24 см (20 кадров) на 16-мм. На широкоформатной негативной 65-мм киноплёнке интервал между футажными номерами составляет 120 перфораций.
Стандартная маркировка состоит из трёх групп буквенно-цифровых символов, первая из которых обозначает производителя киноплёнки и её тип, вторая — номер эмульсии и рулона, а третья является собственно футажным номером из четырёх цифр. При считывании штрихового кода отображаются те же цифры и буквы. Вторая и третья группы цифр маркировки имеют возрастающую нумерацию с шагом в единицу. Кадрик , расположенный напротив точки, пропечатанной после футажного номера, считается «нулевым» и служит для отсчёта всех остальных кадров, расположенных между соседними номерами . Кадры, следующие за «нулевым», обозначаются по своему отступу от него в количестве кадров, которое добавляется со знаком «+» к футажному номеру . Например, код KU 22 9611 1802+02 обозначает второй кадр после «нулевого», расположенного напротив точки кода KU 22 9611 1802. Поскольку футажные номера уникальны, каждый кадрик любого фильма может быть однозначно идентифицирован таким образом. В случаях, когда место киноплёнки необходимо определить с точностью до одной перфорации, к коду добавляют ещё одну цифру через точку. Такое уточнение чаще всего требуется в случае нестандартного шага кадра, например в версии формата « Супер-35 » с шагом в 3 перфорации.
Штриховые футажные номера считываются современными монтажными столами или сканерами киноплёнки и могут заноситься в базу данных, используемую для поиска нужного ролика негатива на складе или при цифровом нелинейном монтаже. Кроме того, цифровой код используется для синхронизации изображения и фонограммы , записанных на разных носителях. При этом временной код , записанный в фонограмме, автоматически соотносится со штрихкодом футажных номеров на киноплёнке .
См. также
Примечания
- На 16-мм киноплёнках точка печатается над первой группой символов номера
Источники
- , с. 210.
- . Словарь медиатерминов . Студия «Перспектива». Дата обращения: 13 сентября 2014. (недоступная ссылка)
- , с. 151.
- ↑ , с. 366.
- , с. 159.
- , с. 37.
- . ГОСТ 26569—85 . ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (26 июня 1985). Дата обращения: 8 января 2015. 23 января 2015 года.
- , с. 21.
- , с. 149.
- , с. 150.
- , с. 152.
Литература
- Я. Бутовский, И. Вигдорчик. Технология монтажа кинофильмов / Т. С. Зиновьева, Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1968. — 127 с.
- Е. А. Иофис . Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
- Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 149—157. — 214 с.
- // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 189—213. — 214 с.
Ссылки
- (англ.) . Kodak . Дата обращения: 13 сентября 2014.
- 2021-11-07
- 1