Interested Article - Nikon F
- 2020-07-10
- 1
Nikon F — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат , ставший родоначальником одноимённой линейки профессиональных камер Nikon . Производился корпорацией Nippon Kogaku K. K. в Японии с апреля 1959 до октября 1973 года и выпущен в количестве 862 600 экземпляров . Байонет F дебютировал в этом фотоаппарате, дожив до наших дней лишь с незначительными изменениями . В некоторых странах камера продавалась под названием Nikkor F , чтобы избежать путаницы с местными брендами , например, созвучным Zeiss Ikon в Германии .
Историческая справка
На момент начала производства Nikon F в фотожурналистике доминировали малоформатные дальномерные фотоаппараты . Качество изображения цветного слайда такого размера на тот момент удовлетворяло потребностям даже журнальной полиграфии , но принципиальное ограничение фокусного расстояния сменных объективов снижало возможности, особенно при съёмке спорта и новостных сюжетов. Предельным фокусным расстоянием, доступным для точной фокусировки дальномером , считается 135 миллиметров, что недостаточно для съёмки событий с ограниченным доступом к снимаемой сцене . Среднеформатные двухобъективные «зеркалки» и пресс-камеры , более предпочтительные для съёмки журнальных иллюстраций, почти не имели сменной оптики и были неудобны для фоторепортажа. Тем не менее, однообъективные зеркальные фотоаппараты, лишённые этих ограничений, считались мало пригодными для журналистики из-за проблем, на тот момент свойственных этому типу видоискателя .
Главным достижением Nikon F можно считать преодоление большинства принципиальных недостатков однообъективной схемы, позволившее успешно конкурировать с другими типами аппаратуры. Впервые зеркальный видоискатель отображал будущий кадр полностью, благодаря усложнённой траектории движения «моргающего» зеркала . Такое зеркало, обеспечивающее постоянное визирование, на тот момент было новшеством, поскольку в большинстве фотоаппаратов оно принимало рабочее положение только после взвода затвора . Автоматический механизм прыгающей диафрагмы обеспечивал точную фокусировку и кадрирование по яркому изображению с привычной для глаза ориентацией благодаря съёмной пентапризме . Кроме того, имелись курковый взвод затвора , репетир диафрагмы и байонет большого диаметра, допускавший использование светосильной сменной оптики. Головка установки выдержек с равномерной шкалой не вращалась при взводе и срабатывании затвора, позволяя реализовать полуавтоматическое управление экспозицией механическим сопряжением с приставным экспонометром . Все эти усовершенствования уже использовались по отдельности в разных типах фотоаппаратов, но одновременно появились только в этой камере .
Благодаря всем новшествам и удачному маркетингу , Nikon F получил неожиданный успех, став в течение короткого времени «золотым стандартом» в фотожурналистике и большинстве отраслей профессиональной фотографии . Появление этой камеры стало прорывом японского фотоаппаратостроения на европейский и мировой рынки и началом господства зеркальной аппаратуры . Большую роль в успехе камеры сыграл глава американской компании EPOI Джозеф Эйренрайх, который продвинул Nikon F на ключевой для фототехники рынок США . Большинство фотодокументалистов, снимавших войну во Вьетнаме , использовали Nikon F наравне с культовой дальномерной Leica M3 , а вне журналистики фотоаппарат работал в прикладных областях, ранее доступных лишь специализированным камерам. Возможность беспараллаксного визирования через оптические приборы , такие как микроскоп , телескоп или эндоскоп , обеспечила пригодность в большинстве научных сфер, недоступных дальномерным и двухобъективным аналогам. Полноценная работоспособность с шифт-объективами , впервые разработанными именно для Nikon F, позволила потеснить даже крупноформатные карданные камеры в архитектурной фотографии . Во время Летних Олимпийских игр 1964 года фотоаппарат стал настоящей сенсацией в спортивной фотожурналистике, благодаря сочетанию мощных телеобъективов « Nikkor » с моторизованной протяжкой плёнки .
Возможность съёмки крупных планов с больших расстояний, когда доступ к событию ограничен, сыграла решающую роль в отказе от дальномерной аппаратуры в пользу Nikon F большинством репортёров прессы, особенно спортивной. Вместе с тем, Nikon F стал одной из первых однообъективных зеркальных камер, оснащённых сверхширокоугольными объективами , благодаря функции предварительного подъёма зеркала . С точки зрения системности 35-мм фотоаппарат впервые вплотную приблизился к среднеформатной фотосистеме Hasselblad , превзойдя её по некоторым возможностям. Например, первый в зеркальных камерах приставной электропривод и кассета на 250 кадров позволяли использовать Nikon F для автономной дистанционной съёмки из труднодоступных мест, в частности, во время космических запусков . Кроме сменных объективов , видоискателей и фокусировочных экранов , на базовый модуль вместо задней крышки могла устанавливаться приставка для моментальной фотографии по технологии Polaroid .
В процессе разработки камеры ей было дано название Nikon R , обозначающее зеркальную конструкцию ( англ. Reflex ). Однако в дальнейшем было решено отказаться от этого обозначения, и более благозвучная в Японии буква F из середины того же английского слова на несколько десятилетий стала неотъемлемым обозначением всех плёночных «Никонов» . Существует версия, что серия названа по первой букве фамилии главного конструктора фотоаппарата — Масахико Фукета . Прототипом Nikon F, как для многих первых «зеркалок», стала дальномерная камера Nikon SP , к которой добавлен модуль с зеркалом и пентапризмой . Фокальный затвор с горизонтальным движением шторок из титановой фольги впервые гарантировал 100 тысяч циклов срабатывания до первой поломки . Прочность корпуса и надёжность механики были таковы, что репортёры прозвали камеру «хоккейной шайбой» . В реальной эксплуатации заявленный ресурс многократно превышался, и большинство фотоаппаратов продолжали эксплуатироваться в течение десятилетий, несмотря на появление новейших моделей. Внешний облик Nikon F, разработанный графическим дизайнером Юсаку Камекура, был удостоен премии японской ассоциации промышленных дизайнеров Good Design Award .
В целом, Nikon F оказал огромное влияние на развитие фотоаппаратостроения во всём мире. Через несколько лет большинство компаний были вынуждены наладить производство зеркальных фотоаппаратов, а новшества, внедрённые «Никоном», стали обязательными. Даже такому законодателю мод, как Ernst Leitz пришлось разработать зеркальный Leicaflex , а выпуск дальномерных моделей Leica сократить в несколько раз . В начале 1970-х появились и аналоги профессионального уровня, такие как Canon F-1 , Minolta XK и Olympus OM-1 . Одним из немногих недостатков, особенно заметных в репортажной съёмке, была трудная перезарядка из-за устаревшей конструкции съёмной задней крышки. Это неудобство было устранено лишь в следующей модели Nikon F2 с откидной крышкой. В СССР попадали немногие экземпляры камеры, закупаемые, главным образом для центральных печатных СМИ . Известно, что Nikon F долго был любимым фотоаппаратом известного журналиста Василия Пескова .
Видоискатели и экспонометры
Всё многообразие модификаций Nikon F отличается только сменными видоискателями, большинство из которых оснащались встроенным экспонометром . Корпуса и пентапризмы Nikon F выпускались в двух вариантах: чёрном и «хромированном». Чёрное исполнение предусматривало окраску всех наружных деталей корпуса чёрной эмалью. В хромированном исполнении верхняя и нижняя крышки корпуса камеры, а также передний щиток пентапризмы покрывались краской серебристого цвета.
В базовую комплектацию входила стандартная пентапризма, не оснащённая экспонометрическим устройством, которая выпускалась с незначительными изменениями до конца производства модели F. Для 1950-х годов отсутствие встроенного экспонометра было обычным явлением, так как большинство фотографов пользовались внешним прибором или определяли экспозицию эмпирически . Наиболее распространённая чёрно-белая негативная плёнка допускала существенные ошибки экспонирования, исправляемые при фотопечати .
Первый приставной экспонометр «модель-I» , увидевший свет вместе с Nikon F в 1959 году, был оснащён селеновым фотоэлементом большой площади . Аналогичное устройство имели экспонометры моделей II и III, крепившиеся перед пентапризмой на головку выдержек и не требовавшие элементов питания . Для повышения чувствительности на фотоэлемент мог устанавливаться «бустер» . Как и все последующие экспонометры Nikon F, селеновые впервые в мире сопрягались не только с диском выдержек, но и с диафрагмой объектива, обеспечивая полуавтоматическое управление экспозицией . Для этого на кольце диафрагмы всех объективов Nikkor предусматривалась колодка измерительной связи в форме вилки, входившая в зацепление с поводком экспонометра .
Следующий тип экспонометра встраивался в пентапризму Photomic , которую можно было приобрести как отдельно, так и в комплекте с камерой Nikon F Photomic, начиная с 1962 года . Теперь стрелочный гальванометр отображал значение экспозиции не только в окне на верхней крышке, но и в поле зрения видоискателя, позволяя производить замер, не отрываясь от окуляра. Вместо селенового фотоэлемента использован высокочувствительный CdS фоторезистор , расположенный на передней стенке видоискателя . Угол поля зрения сенсора был ограничен линзой , и система измеряла яркость в пределах угла 75° перед камерой, что примерно соответствует охвату объектива с фокусным расстоянием 35 мм . В комплект входили съёмный трубчатый ограничитель поля зрения, сужавший охват до 15°, и «молочный» рассеиватель для измерения по освещённости . Для питания экспонометра в корпусе пентапризмы устанавливались две ртутно-цинковые батарейки , ставшие стандартными для всех последующих экспонометров Nikon F . Начиная с пентапризмы Photomic , все измерительные видоискатели для Nikon F оснащались механизмом дополнительной индикации установленной диафрагмы в окне, расположенном над окуляром .
Появившаяся в 1965 году сменная пентапризма Photomic T с TTL-экспонометром заменила предыдущие типы видоискателей, многократно повысив точность и удобство измерения экспозиции . Фотоаппараты, укомплектованные такой пентапризмой, получили название Nikon F Photomic T. Измерение осуществлялось двумя CdS фоторезисторами, установленными за окулярной гранью пентапризмы, и равномерно охватывало всю площадь кадра, усредняя чувствительность по полю. Увеличенный размер окулярной части видоискателя потребовал доработки посадочного места, и конструкция гнезда была незначительно изменена . Поэтому камеры, выпущенные до 1965 года, без доработки несовместимы с TTL-пентапризмами. Исключение составляют экземпляры с красной точкой перед серийным номером, модернизированные на заводе .
В 1967 году на смену Photomic T пришла модель Photomic Tn , отличавшаяся другим соотношением чувствительности в пределах кадра. Теперь в центральном круге диаметром 12 мм было сосредоточено 60 % чувствительности сенсоров, а остальной кадр в общем измерении занимал 40% . Такое распределение позволило повысить точность измерения контрастных сцен, направляя центральный круг на сюжетно важный объект. Решение оказалось настолько удачным, что впоследствии стало всеобщим стандартом, получив название « центровзвешенный замер ».
В 1968 году выпущена последняя пентапризма Photomic FTn , в которой автоматизирован ввод светосилы объектива , исключив её ручную установку на экспонометре при каждой замене оптики . Технология была предварительно отработана в любительском фотоаппарате Nikkormat FTn. Ещё одним новшеством стал механизм индикации выдержки в поле зрения видоискателя, характерный для большинства последующих «Никонов» . Цифры, обозначающие выдержку, наносились на прозрачный диск, сопряжённый с диском выдержек. Специальная система линз проецировала эти цифры в дополнительное окно рядом с изображением кадра. Отображение установленного значения диафрагмы перекочевало из окна над окуляром также в поле зрения видоискателя, дополнив информацию о выдержке. Посадочное место под пентапризму на корпусе было вновь незначительно модифицировано, поэтому камеры предыдущих выпусков требуют доработки для установки такого типа видоискателя .
Кроме различных типов пентапризм на фотоаппарат могли устанавливаться шахта и специальный тип призменного видоискателя Action Finder , позволяющий наблюдать полный кадр с расстояния до 40 мм от окуляра большого размера . Все видоискатели Nikon F механически полностью совместимы с камерами Nikon F2, в то время как для установки пентапризм F2 на корпуса модели F требуется удаление шильдика , закреплённого на камере двумя винтами . Однако в последнем случае экспонометр пентапризмы оказывается неработоспособным, поскольку Nikon F2 предусматривает питание от батареек, располагающихся в корпусе фотоаппарата, тогда как в модели F элементы питания встроены в корпус видоискателя .
Моторная группа
Nikon F унаследовал конструкцию приставного электропривода от дальномерного предшественника Nikon SP , оснащавшегося съёмной задней крышкой, изготовленной заодно с нижней стенкой. Оба типа моторов F36 и F250 устанавливались вместо штатной задней крышки, и поэтому снабжались прижимным столиком и замком такой же конструкции . Цифра в названии мотора указывает количество кадров, на которое рассчитан сменный задник. F36 рассчитан на стандартный ролик типа-135 , а F250 был одновременно кассетой большой ёмкости, вмещавшей до 10 метров плёнки. В комплект F250 входило специальное устройство для намотки кассет . В остальном конструкция приводов аналогична. Оба протягивали плёнку с частотой 3 кадра в секунду (до 4 при поднятом зеркале) и оснащались дополнительным счётчиком кадров, настраиваемым на автоматический останов после съёмки любого кадра. Обратную перемотку плёнки моторы F36 и F250 не выполняли. Максимальную скорость F36 мог развить только со штатными двухцилиндровыми кассетами типа «Contax» с раскрывающейся щелью, унаследованными камерой от дальномерных моделей . Кроме электроприводов выпускался пружинный вайндер «Mikami», считающийся в наши дни коллекционной редкостью.
Из-за особенностей конструкции большинство моторных приводов поставлялись вместе с камерами, потому что каждый из них синхронизировался на заводе с конкретным экземпляром фотоаппарата . Изначально моторы невзаимозаменяемы и требуют дополнительной механической настройки для установки на «неродной» фотоаппарат. Камеры немоторизованной комплектации требуют замены нижней платы для стыковки с мотором. Обе модели привода рассчитаны на внешний источник питания, который мог быть приставным, присоединяемым снизу (т. н. «беспроводным») , или выносным с удлинительным проводом . В последнем случае могли использоваться бокс для восьми батарей типа «С» или сетевые адаптеры MA-1 или MA-2 . Для дистанционного запуска кроме внешнего батарейного бокса, оснащённого собственной спусковой кнопкой, выпускались удлинительные провода длиной до 10 метров, которые могли соединяться с интервалометром NC-2 . Беспроводная четырёхканальная радиосистема на транзисторах позволяла осуществлять дистанционный запуск на расстоянии до 1 километра .
Фотовспышки и принадлежности
Особенностью первых трёх поколений профессиональных «зеркалок» Nikon было нестандартное крепление фотовспышки , впервые использованное в Nikon F из-за съёмной пентапризмы . Камеры не оснащались « горячим башмаком » стандарта ISO, а вместо него под рулеткой обратной перемотки располагалось крепление другой конструкции, рассчитанное на «родные» вспышки Nikon. Для них же на этом креплении предусмотрен синхроконтакт. Вспышки других производителей крепились на отдельном кронштейне и соединялись с камерой стандартным разъёмом PC . Кроме того, выпускались переходники Flash Coupler с крепления Nikon на общепринятый « холодный башмак », устанавливаемые над головкой обратной перемотки . С переходником AS-1 на « горячий башмак » ISO:518, выпускавшимся позднее для модели F2, возможно использование большинства современных электронных вспышек в ручном режиме, поскольку фотоаппарат не поддерживает заобъективное измерение импульсного освещения.
Переключателем синхронизации можно выставить четыре возможных момента замыкания синхроконтакта, в том числе для одноразовых фотобаллонов . Значение синхронизации отображается в окне рядом с диском выдержек. Среди принадлежностей кроме электронных вспышек с тиристорным управлением SB-1 и SB-2 были вспышки BC-5 и BC-7 , рассчитанные на одноразовые баллоны . Гнездо вспышки BC-7 было универсальным и допускало установку трёх наиболее распространённых типов цоколя фотобаллонов. Одна из первых в Японии кольцевых вспышек для макросъёмки SR-1 также разработана для этой камеры . При использовании неавтоматических вспышек была возможность полуавтоматической установки правильной экспозиции. Для этого с 1969 года выпускался объектив GN Nikkor 2,8/45 с механической связью колец диафрагмы и фокусировки . Специальная шкала ведущих чисел позволяла зафиксировать относительное перемещение этих колец, автоматически обеспечивая правильную диафрагму в зависимости от дистанции .
Спусковая кнопка Nikon F не снабжалась резьбой для спускового тросика, поэтому с фотоаппаратом совместимы только тросики AR-2 и AR-4 собственного стандарта. Для присоединения тросиков стандарта ISO можно установить на кнопку переходник AR-8 . Кроме того, компания выпускала удлинитель спусковой кнопки AR-1 , повышающий удобство работы с высокими измерительными пентапризмами. Пистолетные рукоятки, снабжённые спусковым тросиком того же стандарта, повышали устойчивость при съёмке тяжёлой длиннофокусной оптикой. Для работы с комплектами моментальной фотографии кроме задников Polaroid с начала 1960-х годов выпускались приставки-адаптеры Speed Magny 45 и Speed Magny 100 компании «Mikami», позволявшие получать увеличенные снимки при помощи промежуточного объектива . Задники и приставки устанавливались вместо съёмной задней крышки. Съёмка производилась на листовые комплекты серий 550 и 100 с форматом кадра соответственно 10×13 и 8,5×10,8 сантиметров . В отличие от задников Polaroid, дававших снимок размером 24×36 миллиметров, приставки Mikami заполняли кадр комплектов полностью, увеличивая изображение промежуточным объективом EL Nikkor 50/2,8. Модель Speed Magny RF была рассчитана на роликовые моментальные комплекты 40-й серии.
Для Nikon F выпускалось 18 разновидностей фокусировочных экранов . Поскольку экраны Nikon F также используются в модели F2, они могут быть установлены в оба типа фотоаппаратов без ограничений . Всего могут использоваться более 25 типов, включая выпущенные позднее для F2.
Nikon F представлял собой законченную систему, пригодную для решения любых прикладных задач. Одновременно с выходом камеры начат выпуск полного ассортимента фотопринадлежностей, включающего в себя удлинительные кольца , раздвижные меха для макросъёмки , приставку для копирования слайдов , адаптеры для съёмки через микроскоп и телескоп , а также портативную репродукционную установку. Кроме того для большинства объективов выпускались полные наборы светофильтров , бленд и насадочных линз . Для съёмки панорам выпускалась специальная штативная головка AP-2 со шкалой, позволявшей вычислять угол поворота в зависимости от фокусного расстояния объектива.
Специальные версии
Одной из самых редких разновидностей камеры стали её первые 100 экземпляров, оснащённые затвором с прорезиненными матерчатыми шторками такого же типа, как в дальномерном прототипе Nikon SP . Примерно такую же коллекционную ценность представляет скоростная версия Nikon F High Speed , выпущенная к Мюнхенской Олимпиаде 1972 года . Отличие от обычного фотоаппарата заключалось в возможности серийной съёмки с частотой 7 кадров в секунду при поднятом зеркале . Приставной телескопический видоискатель, закреплявшийся на пентапризме, позволял регулировать поле зрения визира, соответствующее телеобъективам с фокусными расстояниями от 135 до 300 мм . Было выпущено 30 экземпляров такой камеры, а к Олимпиаде 1976 года в Монреале 7 из них переделаны, превратившись в следующую модификацию. Она отличалась полупрозрачным зеркалом, закреплённым неподвижно, как у скоростной версии конкурента Canon F-1 , дебютировавшего на предыдущей Олимпиаде со скоростью 9 кадров в секунду . Новый скоростной Nikon F обеспечивал такую же частоту съёмки, но уступал новейшей скоростной версии Canon New F-1 , «выстреливавшей» за секунду 14 кадров .
Специальная версия Nikon F NASA выпущена для использования в американской лунной программе . Это первая и единственная малоформатная зеркальная камера, летавшая к Луне . Она входила в штатное оснащение орбитального модуля трёх экспедиций, начиная с « Аполлона-15 » . Космическая версия оснащалась пентапризмой Photomic FTn , которая использовалась для съёмок внутри кабины. Поскольку разработка следующей модели F2 шла параллельно с созданием космической версии Nikon F, в последней также установлена откидная задняя крышка вместо съёмной . Вся конструкция была значительно доработана, прежде всего с учётом недопустимости искрообразования в кислородной атмосфере «Аполлонов». Кожзаменитель исчез с корпуса, окрашенного специальной тёмно-серой эмалью, исключающей блики от Солнца , недопустимо яркие за пределами атмосферы . Все винты снаружи корпуса залиты клеем , сорта которого соответствуют требованиям NASA , а пластмасса заменена металлом .
Кнопки и органы управления увеличены для удобства работы в перчатках скафандра . Кроме того, фильмовый канал приспособлен к более тонким плёнкам на лавсановой подложке, пригодной для использования в вакууме . За счёт толщины плёнки ёмкость стандартных кассет увеличилась вдвое, что потребовало доработки счётчика, размеченного до 72 кадров . Из конструкции камеры исключён автоспуск, а вместо скобы под рулеткой обратной перемотки на большинстве пентапризм установлен стандартный башмак для вспышки. В космической версии не предусмотрено проушин для ремня, бесполезного в невесомости . Вместо этого сзади приклеена липучка для крепления к скафандру или панелям на стенах кабины. Кроме того, снизу предусмотрен специальный быстросъёмный башмак типа « ласточкин хвост ». Конструкция моторного привода F36 также переработана с учётом откидной крышки. Несъёмный блок питания рассчитан на специальную Ni-Cd аккумуляторную батарею, исключающую утечку или короткое замыкание . Привод обеспечивает съёмку с частотой до 3 кадров в секунду, а также работу с внешним интервалометром. Впоследствии эта камера использовалась в других космических программах NASA, в том числе для работы в открытом космосе .
Версия Nikon F Apollo , вопреки своему названию, не является космической, она была вариантом обычной камеры с отделкой в стиле новейшей модели F2 . Это неофициальное название, используемое в среде коллекционеров , обозначает камеры позднего выпуска, продолжавшегося уже после выхода следующей модели. Иногда встречается название «New F», относящееся к той же разновидности Nikon F . Для ВМФ США выпускалась версия Nikon F Navy KS-80A , оснащённая мотором F36, пистолетной рукояткой и зум-объективом 43—86/3,5 . Подобная вариация под названием Nikon F NATO выпускалась для армейских нужд блока НАТО и окрашивалась в оливковый цвет . Для ВВС США выпускалась камера Nikon F KE-48C . Также была выпущена специальная версия Nikon F Navy Spy с вакуумным прижимом плёнки в фильмовом канале, предназначенная для фотограмметрии . На задней крышке всех военных версий закреплялась дополнительная металлическая табличка с номером военного контракта, серийным номером камеры и обозначением рода войск .
Для использования объективов американского производства Questar, часть фотоаппаратов выпускалась с изменённым механизмом подъёма зеркала, позволявшим осуществлять его фиксацию без спуска затвора, приводящего к потере кадра. Такие камеры выпускались самой корпорацией или переделывались из обычных в мастерских Questar. Внешнее отличие состоит в дополнительной маленькой кнопке, расположенной на передней стенке корпуса над штатным переключателем фиксации зеркала .
Nikon F в культуре шестидесятых
Распространённость Nikon F в фотожурналистике, где он быстро стал «золотым стандартом», сделала этот фотоаппарат одним из символов шестидесятых годов XX столетия. В романе Роберта Уоллера «Мосты округа Мэдисон» описана камера Nikon F, которую использует фотограф Роберт Кинкейд, а в одноимённом фильме , поставленном на основе книги, снялись три таких фотоаппарата со стандартными пентапризмами и моторами F36. В кинокартине Антониони « Фотоувеличение » главный герой делает снимок, ставший завязкой сюжета, камерой Nikon F .
Кроме этих двух фильмов Nikon F сыграл самого себя в картинах « Апокалипсис сегодня », « Цельнометаллическая оболочка » и многих других . В одном из фильмов советского криминального сериала « Следствие ведут ЗнаТоКи » оперативник фотографирует этой камерой место происшествия . Дебют Nikon F совпал с разгаром войны во Вьетнаме , где фотоаппарат зарекомендовал себя, как самый универсальный и при этом надёжный. В 1968 году он даже спас жизнь известному военному фотожурналисту Дону Маккаллину, остановив автоматную пулю во время съёмки одного из боёв . По примеру компании Leica Camera , выпускавшей специальные фотоаппараты для знаменитых фотографов, таких как Альфред Айзенштадт , Nippon Kogaku вручила свой Nikon F с номером 500 000 военному фотожурналисту Дэвиду Дункану , сделавшему заметный вклад в рост популярности этой камеры .
См. также
Примечания
- ↑ Корпус без объектива и со стандартной пентапризмой без экспонометра
- В 1959 году широкоугольные объективы с удлинённым задним отрезком были редкостью . Первые короткофокусные «Никкоры» для установки требовали фиксации зеркала, и комплектовались приставным телескопическим видоискателем, как в дальномерной аппаратуре. Поэтому функция предварительного подъёма зеркала давала дополнительное преимущество перед камерами, не оснащёнными ей. Так, линейка сменной оптики фотоаппаратов Canonflex не имела объективов короче 35 мм
- Нависающий над кольцом диафрагмы передний козырёк пентапризм мешал считыванию значений, которые дублировались на диске, видимом в окне над окуляром. Вращение диска выполнял сложный передаточный механизм, соединённый с вилкой объектива
- Ввод светосилы объектива в экспонометры пентапризм Photomic T и Tn осуществлялся вручную, по дополнительной шкале диска установки светочувствительности плёнки
- Некоторые мастерские в США переделывали Nikon F для использования более современных пентапризм от F2, встраивая элементы питания в корпус вместо автоспуска
- Только для F36
- После выхода Nikon F с титановым затвором матерчатые шторки заменили и в Nikon SP
Источники
- (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 26 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- ↑ Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . CameraQuest (25 ноября 2003). Дата обращения: 29 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- . Поддержка . Nikon (27 ноября 2012). Дата обращения: 29 января 2013. (недоступная ссылка)
- ↑ . Уроки фотографии . Nikon Fan. Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано из 11 марта 2013 года.
- Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . CameraQuest (26 ноября 2003). Дата обращения: 29 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- , с. 53.
- . Архивы . Zenit Camera. Дата обращения: 21 сентября 2015. 2 февраля 2014 года.
- , с. 14.
- Ken Rockwell. (англ.) . Reviews . Персональный сайт. Дата обращения: 1 февраля 2014. 20 февраля 2014 года.
- ↑ . Клуб «Nikon» (11 августа 2006). Дата обращения: 22 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- Б. Бакст. № 6 (138) . — С. 2—12 . 14 декабря 2013 года. // «Фотокурьер» : журнал. — 2008. —
- ↑ Josh Solomon. (англ.) . Casual Photophile (27 апреля 2018). Дата обращения: 12 октября 2018. 12 октября 2018 года.
- , с. 6.
- (англ.) . Special application Nikkor lenses . Photography in Malaysia. Дата обращения: 27 апреля 2014. 4 июля 2014 года.
- ↑ (англ.) . Single-Lens Reflex Camera . Guide to Classic Cameras. Дата обращения: 17 мая 2015. 17 июля 2015 года.
- Allan Weitz. (англ.) . B&H Photo Video. Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
- Allan Weitz. (англ.) . B&H Photo Video. Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
- Jack Dugrew. (англ.) . Canonflex Lens . Captain Jack's Canonflex SLR Cameras. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано из 27 июля 2013 года.
- . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано из 18 апреля 2013 года.
- Richard de Stoutz. (англ.) . Fully Automatic Reflex Nikon F. Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- ↑ (англ.) . Camera Chronicle . Nikon . Дата обращения: 29 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- , с. 48.
- № 6/126 . — С. 4 . 2 октября 2013 года. // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. —
- (англ.) . The Nikon Historical Society Online. Дата обращения: 27 октября 2015.
- (англ.) . Legendary Nikons . Nikon . Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано из 4 июня 2013 года.
- (англ.) . Nikon F features/specifications . Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- Mike Johnston. (англ.) . Online Photographer (4 октября 2009). Дата обращения: 18 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- NHK
- Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер . Photohistory. Дата обращения: 10 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
- Александр Тягны-Рядно. . LiveJournal (14 марта 2011). Дата обращения: 21 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- ↑ Stephen Gandy. (англ.) . Camera articles . Stephen Gandy's CameraQuest (25 ноября 2003). Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Richard de Stoutz. (англ.) . Accessories . Fully automatic reflex Nikon F. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Richard de Stoutz. (англ.) . Accessories . Fully automatic reflex Nikon F. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Nico van Dijk. (англ.) . Nikon photographic accessories . Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Борис Бакст. . Фотомастерские РСУ (23 марта 2012). Дата обращения: 23 апреля 2015. 16 июня 2016 года.
- , с. 17.
- ↑ (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано из 20 апреля 2013 года.
- Matthew Lin. (англ.) . Matthew Lin's Nikon Collection. Дата обращения: 2 августа 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , с. 27.
- , с. 29.
- (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 23 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- (англ.) . Nikon F Variations . Stephen Gandy's CameraQuest. Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- ↑ (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 16 марта 2013. 13 марта 2013 года.
- Roger W. Hicks. (англ.) . Photoschool . Rogerandfrances (2006). Дата обращения: 23 ноября 2014. 26 октября 2014 года.
- ↑ (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 28 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- (англ.) . NIKON FLASH UNITS . Photography in Malaysia. Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- (англ.) . NIKON FLASH UNITS . Photography in Malaysia. Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest. Дата обращения: 19 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 23 сентября 2013. 27 сентября 2013 года.
- , с. 57.
- . История фотографии . Принт Сервис. Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
- (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 3 марта 2014. 14 марта 2014 года.
- Richard de Stoutz. (англ.) . Body Accessories . Nikon F. Collection&Typology. Дата обращения: 3 марта 2014. 3 марта 2014 года.
- (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- , с. 10.
- ↑ Stephen Gandy. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest. Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- ↑ (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- (англ.) . Modern classic SLR series . Photography in Malaysia (2001). Дата обращения: 11 июля 2012. Архивировано из 7 октября 2012 года.
- ↑ TATENO Yokoyuki. (англ.) . APPHOTNUM (1999). Дата обращения: 23 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- Harold Masursky, Farouk El-Baz, Frederick J. Doyle, and Leon J. Kosofsky. (англ.) . A View From Orbit . NASA . Дата обращения: 24 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- (англ.) . Apollo 15 Mission . Lunar and Planetary Institute. Дата обращения: 24 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- (англ.) . Apollo Flight Journal . NASA . Дата обращения: 24 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- , с. 39.
- ↑ (англ.) . Legendary Nikons . Nikon . Дата обращения: 28 января 2014. Архивировано из 30 января 2014 года.
- ↑ Timm J. Chapman. (англ.) . One Vision Photography. Дата обращения: 30 июля 2013. Архивировано из 20 августа 2013 года.
- (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest. Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- Stephen Gandy. (англ.) . Camera articles . Stephen Gandy's CameraQuest (26 ноября 2003). Дата обращения: 18 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- Ian S. Bolton. (англ.) . BlowUp Then and Now. Дата обращения: 5 мая 2013. 3 июня 2016 года.
- John Britten. (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- (англ.) . «PetaPixel» (10 июля 2012). Дата обращения: 23 февраля 2017. 24 февраля 2017 года.
- на YouTube , начиная с 32:06
- . The Economist (8 ноября 2012). Дата обращения: 3 марта 2013. Архивировано из 10 марта 2013 года.
Литература
- Борис Бакст. Долгая осень патриархов № 5 . — С. 48—52 . — ISSN . // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. —
- Борис Бакст. Topcon и его шедевры № 5/113 . — С. 3—14 . // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. —
- Б. Бакст, И. Бажан. . — М. : «Фотокурьер», 2003. — С. —29. — 156 с. — ISBN 5-7853-0351-5 .
- Борис Бакст. / И. А. Бажан. — М. : Библиотека «Фотокурьера», 2004. — С. . — 196 с. — ISBN 5-9900215-1-8 .
- Бунимович Д. З. Практическая фотография. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 12—15. — 72 с.
- Татено Йокоюки. История затвора фотоаппаратов Nikon № 2—3 . — С. 10 . // «Фотокурьер» : журнал. — 2000. —
- П. Комон. Классические камеры «Никон» = Nikon Classic Cameras. — 1-е. — Rochester, NY: Silver Pixel Press, 1996. — Т. I. — (Magic Lantern Guides). — ISBN 1-883403-31-6 .
- М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л. : «Машиностроение», 1984. — 142 с.
- Winifred Sawtell Cameron, Frederick J. Doyle, Leon Levenson, Kenneth Michlovitz. (англ.) // Data Users Note : сборник. — 1974. — P. 39 .
Ссылки
- (англ.) . Camera Chronicle . Nikon . Дата обращения: 29 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- (англ.) . «Камерапедия». Дата обращения: 29 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
- Richard de Stoutz. (англ.) . Fully automatic reflex Nikon F. Дата обращения: 16 марта 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.
- 2020-07-10
- 1