Interested Article - Nikon FM3A
- 2021-05-22
- 1
Nikon FM3A — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат , выпускавшийся небольшими тиражами в Японии корпорацией Nikon с 2001 до 2006 года. Камера стала последней механической моделью Nikon и завершает «компактную линейку F», пользовавшуюся популярностью более четверти века. Nikon FM3A считается усовершенствованной версией механической камеры Nikon FM2 , служившей «запасной» для профессиональных фотографов после появления ультрасовременных автоматизированных фотоаппаратов, неработоспособных без элементов питания . Главными усовершенствованиями по сравнению с FM2 стали появление автоматического режима приоритета диафрагмы и автоматики вспышки по технологии TTL OTF . При этом гибридный затвор сохраняет работоспособность во всём диапазоне выдержек без батарей .
Особенности конструкции
Как и все остальные камеры «компактной» линейки, Nikon FM3A обладает следующими ключевыми особенностями:
- Несъёмная пентапризма , отображающая 93% площади кадра;
- Встроенный сопряжённый TTL-экспонометр , обеспечивающий центровзвешенный замер при полностью открытой диафрагме ( англ. Full Aperture Metering );
- Сменные фокусировочные экраны . В отличие от профессиональных экранов, представляющих собой стеклянную плоско-выпуклую коллективную линзу в металлической рамке, плоская линза Френеля «компактного» семейства изготовлена из акрилата и не имеет оправы;
- Система ADR ( англ. Aperture Direct Readout ) оптического отображения установленной диафрагмы в поле зрения видоискателя;
- Репетир диафрагмы ;
- Механический автоспуск , осуществляющий подъём зеркала в начале работы;
- Механизм многократной экспозиции ;
- Возможность использования приставного электропривода . Для всей линейки выпускался мотор MD-12 с частотой съёмки 3,2 кадра в секунду, не поддерживающий обратную перемотку;
- Сменная задняя крышка, вместо которой возможно использование датирующей крышки MF-16 от предыдущих моделей;
В отличие от профессиональных моделей, оснащаемых функцией предварительного подъёма зеркала , «компактная» серия не имела аналогичного механизма, частично ограничивая совместимость со старыми объективами Nikkor с коротким задним отрезком . Однако, влияние вибраций от зеркала можно было исключить, используя автоспуск, который поднимал его в начале своего рабочего хода.
Ещё одним отличием от профессиональных моделей было наличие « горячего башмака » стандарта ISO 518, позволяющего использовать любые фотовспышки , в том числе сторонних производителей. Полностью совместимы все системные вспышки Nikon Speedlight , в том числе для автофокусных плёночных камер, поддерживающих измерение отражённого от плёнки света. Как и все модели компактного семейства, Nikon FM3A выпускался в двух исполнениях: «хромированном» и чёрном . В первом случае бронзовые верхний и нижний щитки, а также передняя крышка шахты зеркала покрывались матовой краской серебристого цвета. Чёрная версия, окрашенная эмалью чёрного цвета, традиционно стоила незначительно дороже. Новинкой стала поддержка DX-кодирования типа фотоматериала, которой не было в предыдущих моделях семейства .
Устройство
Камера Nikon FM3A сохранила все достоинства своего прототипа FM2, такие как качество сборки и способность работать в самых тяжелых условиях, в том числе без элементов питания, в качестве которых использовались две миниатюрные щелочные батарейки LR44. Механизмы собраны в очень прочном корпусе, изготовленном из медно - силуминового сплава, устойчивого к коррозии . Качественная микроэлектроника на гибкой печатной плате надёжно защищена от внешнего воздействия. Механизмы взвода затвора и транспортировки плёнки собраны из усиленных металлических деталей с использованием шарикоподшипников . Шторки затвора из специального алюминиевого сплава не требуют смазки, что делает фотоаппарат морозоустойчивым. Наряду с такой особенностью ламельного затвора, как высокая равномерность экспонирования кадра на коротких выдержках при низких температурах, эти качества делают камеру пригодной для съёмки в условиях, когда многие другие типы аппаратуры неработоспособны. Рамка зеркала большого размера, исключающего виньетирование любых объективов, выполнена из титана .
Гибридный затвор в режиме приоритета диафрагмы бесступенчато отрабатывает выдержки в диапазоне от 1/4000 до 8 секунд с синхронизацией электронной вспышки на 1/250 секунды . Возможна ручная установка выдержек от 1/4000 до 1 секунды, которые отрабатываются во всём диапазоне даже при отсутствии питания . Такое сочетание энергонезависимости и доступности автоматизации уникально и до сих пор встречалось только в профессиональных Canon New F-1 и Pentax LX . Другие затворы с электромеханическим управлением, без батарей отрабатывают единственную «аварийную» выдержку или вообще неработоспособны. Универсальность потребовала установки двух систем управления выдержками, дублирующих друг друга . Двухстрелочная система индикации отображает в поле зрения видоискателя установленную выдержку затвора и выдержку, рекомендованную экспонометром камеры. В автоматическом режиме одна из стрелок отображает текущую выдержку, тогда как вторая работает в качестве указателя автоматического режима. Система, впервые использованная в фотоаппарате Nikkormat EL, практически без изменений перенесена в новую камеру.
Такая дорогостоящая и консервативная конструкция не предназначена для потребительского рынка, а нацелена на профессиональных фотографов, нуждающихся в надёжной механической камере после прекращения производства моделей FM2 и FE2 . Но появление FM3A совпало по времени с цифровой революцией в фотографии, сделавшей большую часть рынка плёночной фототехники устаревшей. Несмотря на это, модель пользуется устойчивым спросом до сих пор, и её цена на вторичном рынке существенно повысилась после объявления о прекращении производства в январе 2006 года.
Совместимость с объективами
Камера совместима со всеми объективами Nikkor , соответствующими спецификациям AI и AI-S байонета F , а также с аналогичной оптикой сторонних производителей, в том числе украинского завода «Арсенал» . Объективы более раннего выпуска (до 1977 года) без переделки не могут быть установлены на байонет фотоаппарата из-за опасности повреждения поводка передачи значения диафрагмы в экспонометр. То же относится к сверхширокоугольным объективам , требующим предварительного подъёма зеркала. Специально для этой модели выпущен объектив Nikkor 45/2,8P в оригинальном оформлении . Объектив представляет собой усовершенствованную версию GN Nikkor 45/2,8 ( англ. Guide Number Nikkor ), выпущенного в 1969 году для упрощения съёмки с неавтоматическими вспышками при помощи механической связи колец диафрагмы и фокусировки . Новый объектив выполнен по той же схеме « Тессар », и отличается сочетанием «классического» неавтофокусного дизайна и встроенного микропроцессора . На хвостовике имеется контактная группа, не используемая с фотоаппаратом Nikon FM3A, но совместимая с современными автофокусными камерами Nikon (спецификация AI-P, что отражено буквой «P» в названии) . Механизм установки ведущего числа отсутствует в связи с прекращением производства неавтоматических вспышек. Несмотря на это, «блинчик» 45/2,8P сразу же стал популярным среди коллекционеров, потому что считается последним объективом Nikkor с ручной фокусировкой. Выпускались два варианта объектива для комплектации чёрных и «хромированных» корпусов с соответствующей отделкой и цветом бленды оригинальной конструкции. Всего выпущено 25 000 таких объективов в «хромированном» исполнении, и 12 000 в чёрном .
См. также
Источники
- ↑ .
- . Клуб «Nikon» (11 августа 2006). Дата обращения: 22 марта 2013. Архивировано из 5 апреля 2013 года.
- ↑ (англ.) . Real Cameras . Ken Rockwell. Дата обращения: 19 августа 2013. 27 мая 2013 года.
- , с. 132.
- ↑ (англ.) . Camera Chronicle . Nikon . Дата обращения: 7 июля 2013. Архивировано из 10 июля 2013 года.
- (англ.) . Modern Classic SLR Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 1 июля 2013. Архивировано из 4 июля 2013 года.
- Michael Liu. (англ.) . Photography in Malaysia. Дата обращения: 9 августа 2013. 31 июля 2013 года.
- ↑ (англ.) . Nikon . Ken Rockwell. Дата обращения: 19 августа 2013. 2 сентября 2013 года.
Литература
- Андрей Паршев. Гибрид № 2 . — С. 44—47 . // «Foto&video» : журнал. — 2002. —
- Б. Бакст, И. Бажан. . — М.,: «Фотокурьер», 2003. — С. , 133. — 156 с. — ISBN 5-7853-0351-5 .
- Владимир Самарин. № 3 . — С. 34—36 . — ISSN . // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. —
Ссылки
- . Camerapedia. Дата обращения: 1 июля 2013. Архивировано из 4 июля 2013 года.
- 2021-05-22
- 1